Урок биологии в 9 классе «Роль кожи в теплорегуляции. Оказание первой помощи при тепловом, солнечных ударах, ожогах и обморожении»

1
0
Материал опубликован 12 April 2023 в группе

Тема: «Роль кожи в теплорегуляции. Оказание первой помощи при тепловом, солнечных ударах, ожогах и обморожении».


Цели: 1) Дать уч-ся понятие «кожа – орган теплорегуляции», познакомить уч-ся с изменениями кровеносных сосудов в зависимости от t окружающей среды. Познакомить уч-ся с оказанием первой помощи при солнечных, тепловых ударах, при обморожении, при ожогах. Закрепить знания уч-ся о строении кожи, об основных слоях кожи, о значении кожи.

2) Коррегировать мыслительную деятельность уч-ся при работе с кроссвордом, с иллюстрациями («свойства кожи»), коррегировать познавательную деятельность уч-ся, внимание при закреплении нового материала, при оказании первой помощи пострадавшему.

3) Воспитывать чувство ответственности, сострадания по отношению к своему организму, а также к окружающим нас людям. Поддерживать познавательный интерес к предмету, используя разнообразные формы работы (кроссворд, тесты, памятки, рисунки-схемы).


Оборудование: учебник биологии (9 класс), тетради, рабочая тетрадь, памятка, таблицы-схемы, иллюстрации, опорные слова к таблицам, индивидуальные карточки, кроссворд, подручный материал для первой помощи пострадавшему (компресс холодный, одеколон, марганцовокислый калий, мазь от ожогов, бинт, шарф).


Ход урока.


Орг. момент (организация рабочих мест).

Проверка Д/З.

индивидуальная работа (инд-ые карточки )

- Какие три слоя образуют кожу? Какой тканью образован внутренний слой? Правильный ответ подчеркни: эпителиальная ткань, соединительная ткань.

- Что предохраняет жировая клетчатка?

* фронтальная работа

1). Разгадай ключевое слово (кожа). Вписать в клеточки кроссворда ответы.

- Все кости человека составляют…(скелет)

- Орган выделительной системы человека (почки)

- Орган пищеварительной системы, объемом до 3 литров (желудок)

- Быстродействующий яд, оказывает пагубное воздействие на весь организм человека (алкоголь)







На прошлом уроке мы с вами уже начали знакомство с кожей.

Давайте вспомним какое строение имеет кожа, какие основные понятия вы запомнили и проставим правильную нумерацию этих понятий (дети дают ответы по цепочке).

1). Волос.

2). Потовые железы.

3). Сальные железы.

4). Нервные окончания.

5). Кровеносные сосуды.

Итак, какое строение имеет кожа? (Вывод, зачитывание понятий).


Какие три основных слоя различают в коже?

Основные слои


Наружный Внутренний Жировая клетчатка

Образован Образован Самый глубокий слой.

эпителиальной соединительной Предохраняет

тканью. Поверхность тканью. Находятся внутренние органы от

состоит из мертвых сальные и потовые ушибов, резких толчков,

клеток. железы, корни защищает организм от

волос. переохлаждения.



Дать основную характеристику слоям кожи (смотри выше).

t1681296290aa.gifВыбери рисункиt1681296290ab.gif, на которых проиллюстрированы эти свойства кожи и соедини их стрелкой.

защита от микробов;

выделение солей и влаги;

осязание;

защита от переохлаждения.

Итог проверки Д/З.- Итак, ребята, каково значение кожи? (Кожа защищает организм от повреждений, перегревания и переохлаждения, проникновения микробов, принимает участие в выведении вредных веществ).


Сообщение темы, целей урока. Сегодня на уроке мы узнаем какая роль отводится коже в теплорегуляции, а также познакомимся с оказанием первой помощи при тепловом, солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Объяснение нового материала.

- Где находятся потовые железы? (во внутреннем слое кожи)

- Какую функцию они выполняют? (испаряется пот).

Рассказ учителя.

А) Тело человека имеет постоянную температуру. В любое время года, во время отдыха или работы температура тела не превышает +36,9С. (вывесить на доску)

Образование и отдача тепла в организме уравновешенны.

Вы знаете, что кожу пронизывают многочисленные кровеносные сосуды. При повышении t воздуха сосуды расширяются. Через кожу протекает больше крови и отдача тепла увеличивается. Организм отдает тепло.

В холодную погоду происходит обратный процесс: кровеносные сосуды суживаются и теплоотдача уменьшается. Организм сохраняет тепло.

Жаркая погода. Холодная погода.


Сосуды расширяются. Сосуды суживаются.


Организм отдает тепло. Организм сохраняет тепло.


Нервная система.


Регуляция t тела достигается сужением и расширением кровеносных сосудов кожи, потоотделением. Все это контролируется нервной системой.


- Как изменяются кровеносные сосуды кожи в зависимости от t окружающей среды?


Б) I помощь при тепловом и солнечных ударах.


В) I помощь при ожогах.


Г) I помощь при обморожении.


Физ.пауза.

Закрепление нового материала.

Тест.(запись правильных ответов в тетрадях).

Определить по симптомам о чем идет речь?

А) Головокружение, головная боль, помутнение в глазах, слабость, возможна потеря сознания. Лицо больного принимает багрово-красный цвет, дыхание и пульс учащаются. T тела повышается до +40 градусов.


Б) Жжение кожи, припухлость кожи, покраснение кожи (ожог).


В) Появление белых пятен на коже и потеря чувствительности кожи. Часто бывает зимой.


Что нужно сделать, если обморозили нос? (выбрать правильный ответ - на доске и в тетрадях).

- побелевший участок носа растирают снегом;

- побелевший участок носа промывают перекисью водорода, края смазывают йодом, перевязать нос;

- участок носа осторожно растирают рукой, чтобы не повредить кожу.


Оказать первую помощь при ожогах.

Памятка (в классный уголок).


Д/З стр 134 -136 прочитать, ответить на вопросы №3, №4; ознакомиться с памяткой.

Итог урока. Оценки.

- Как предохранить себя от солнечного и теплового ударов? (Следует летом защищать голову от лучей солнца – носить головной убор, желательно светлый, не совершать длительные переходы в дневные часы).




4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.