Роль наглядной геометрии в подготовке учащихся 5-6 классов к изучению геометрии в основной школе
Роль наглядной геометрии в подготовке учащихся 5-6 классов к изучению геометрии в основной школе Выполнила: И.А.Каргопольцева, учитель математики МБОУ СОШ №47
Геометрия, как и любой учебный предмет, не может обходиться без наглядности. Целесообразное и умелое применение наглядности побуждает детей к познавательной самостоятельности, повышает их интерес к предмету, что является важнейшим условием успеха. Геометрия, как и любой учебный предмет, не может обходиться без наглядности. Целесообразное и умелое применение наглядности побуждает детей к познавательной самостоятельности, повышает их интерес к предмету, что является важнейшим условием успеха. На практике учителя нередко сталкиваются с проблемами обучения геометрии: учащиеся неохотно идут на урок геометрии, недостаточно хорошо воспринимают материал, высказывают свою нелюбовь к изучению данного предмета.
Выявлен ряд причин такого отношения к предмету: Выявлен ряд причин такого отношения к предмету: Недостаточное развитие пространственного мышления; Неумение оперировать геометрическими образами; Низкий уровень развития творческих способностей и самостоятельности. Как решить эти проблемы???
Для создания условий развития пространственного мышления и подготовки учащихся к изучению геометрии в основной школе мною был разработан пропедевтический курс для учащихся 5-6 классов «Математика и конструирование» Для создания условий развития пространственного мышления и подготовки учащихся к изучению геометрии в основной школе мною был разработан пропедевтический курс для учащихся 5-6 классов «Математика и конструирование»
Цели курса: Цели курса: формирование и развитие пространственного мышления, устойчивых представлений о геометрических фигурах и их свойствах; развитие эстетического вкуса, умения увидеть красоту в обычной жизни и повышение интереса к геометрии; развитие творческих способностей учащихся и их самостоятельности в выборе путей решения тех или иных задач; формирование у учащихся отношения к геометрии как к части общечеловеческой культуры.
Прогнозируемые результаты: Прогнозируемые результаты: Предметные: овладение геометрическим языком, развитие пространственных представлений, развитие навыков геометрических построений; Метапредметные: умение определять цели и задачи своей деятельности, умение работать с различными источниками информации; Личностные: самостоятельность в выборе целей и методов решения, развитие творческих и коммуникативных способностей.
Данный курс помогает формировать у учащихся следующие универсальные учебные действия: Данный курс помогает формировать у учащихся следующие универсальные учебные действия: Личностные (через творческие задания, помогающие ребенку развивать эстетический вкус, умение увидеть красоту в обыденной жизни, расширить свой чувственный опыт. Например, выполнение аппликаций, презентаций, вырезание и т.д.); Регулятивные (развитие умения поставить цель, спрогнозировать результат, сравнить и оценить его, найти пути решения задачи); Познавательные (через задания, побуждающие к познавательной самостоятельности, выбору наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельному формированию алгоритмов деятельности, использованию приема сопоставления и противопоставления геометрических фигур, анализу фигуры, на основе которого выделяются ее существенные и несущественные признаки); Знаково-символические (возникает потребность применения геометрической и логической терминологии, символики, чертежей); Коммуникативные (развивается умение выражать свои мысли в разрезе условия задачи, умение общаться с одноклассниками и учителями, владение своей речью, умение ставить вопросы).
Содержание курса: Содержание курса: Вводное занятие. Беседа о целях курса и его содержании. Какие принадлежности будут необходимы при работе на занятиях данного курса. Техника безопасности (1 ч) Ребусы. Понятие ребуса. Техника создания и разгадывания ребусов. (2 часа) Треугольники и четырехугольники (3 часа) .Знакомство с треугольниками, их классификация по длине сторон и величине углов. Выполнение аппликации «Аквариум». Знакомство с четырехугольниками, их виды и свойства. Выполнение аппликации из четырехугольников. Получение треугольников из четырехугольников. Выполнение аппликаций, содержащих треугольники и четырехугольники (3 ч). Логические задачи. Сочинение математических сказок (1 час). Окружность и круг (3 часа). Знакомство с окружностью. Введение понятий радиус, диаметр, центр окружности. Пересечение окружностей. Построение окружности по заданному радиусу. Выполнение аппликации «Лето». Знакомство с кругом. Отличие круга от окружности. Деление окружности на части с помощью перегибания и линейки. Деление окружности на части (3 часа). Деление окружности на 2, 4, 8 частей с помощью линейки. Выполнение аппликации «Осенний натюрморт». Деление окружности на 3, 5, 6 частей с помощью циркуля. Вычерчивание звезды. Деление окружности на 12 частей с помощью циркуля. Построение вписанных фигур (3 часа). Введение понятия вписанной фигуры. Построение вписанного треугольника. Построение вписанного шестиугольника. Построение и изготовление объёмной пятиконечной звезды на основе шестиугольника.
Танграм. Правило изготовления головоломки «Танграм». Воссоздание фигур зайца и лебедя. Воссоздание фигур аиста и кенгуру. Воссоздание фигур домика и всадника. (3 часа) Танграм. Правило изготовления головоломки «Танграм». Воссоздание фигур зайца и лебедя. Воссоздание фигур аиста и кенгуру. Воссоздание фигур домика и всадника. (3 часа) Игры-головоломки (2 часа). Работа с игрой-головоломкой «Пифагор». Работа с игрой-головоломкой «Волшебный круг». Лабиринты. Что означает слово «лабиринт». Форма и устройства лабиринтов. Методы решения лабиринтов (т.е нахождение маршрута, ведущего к цели). (1 час). Геометрия ножниц (1 час). Задачи на разрезание и складывание фигур. Игра «Пентамино». Техника оригами (12 часов). Вводное занятие. Условные знаки в оригами, основные приемы складывания, используемые термины. Базовые формы оригами. Изготовление простейших фигурок: стаканчик и коготь. Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК. Складывание весёлых мордочек: лисёнок, собачка, котик, бычок. Складывание фигурок «Голубь» и «Открытое сердце». Модульное оригами. Складывание фигурок «Корона» и «Звёздочка». Базовая форма ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ. Складывание фигурок «Воробей», «Лебедь» и «Цветок». Базовая форма «Дверь». Складывание фигурок «Лодка» и «Автомобиль». Базовая форма «Рыба». Складывание фигурок «Лебедь из Японии» и «Ворона». Базовая форма «Бомбочка». Складывание фигур «Тюльпаны». Базовая форма «Катамаран». Складывание фигурок «Лодка», «Бабочка» и «Кусудама». Базовая форма «Птица». Складывание фигурок «Японский журавлик, машущий крыльями».
Работа началась с диагностирования уровня представлений о геометрических фигурах, уровня развития пространственного мышления, уровня самостоятельности и интереса к геометрии у учащихся двух групп. Результаты этой диагностики выявили практически одинаковые показатели. С учащимися первой группы началась работа в рамках пропедевтического курса «Математика и конструирование». Вторая группа данный курс не изучала. Работа началась с диагностирования уровня представлений о геометрических фигурах, уровня развития пространственного мышления, уровня самостоятельности и интереса к геометрии у учащихся двух групп. Результаты этой диагностики выявили практически одинаковые показатели. С учащимися первой группы началась работа в рамках пропедевтического курса «Математика и конструирование». Вторая группа данный курс не изучала. Данная диаграмма отражает количество детей, имеющих высокий уровень исследуемых показателей.
С течением времени ребята стали более активны, более заинтересованы происходящим на занятиях. Их увлекал процесс получения знаний экспериментальным путем. Выполнение творческих работ (составление ребусов, выполнение аппликаций, создание лабиринтов и прочее) побуждало учащихся демонстрировать свою индивидуальность. Происходило развитие эстетического вкуса, умение увидеть красоту в обычной жизни. На втором году обучения все ребята заметно повысили свой уровень самостоятельности, уровень представлений о геометрических фигурах. Их интерес к геометрии возрос. Все чаще встречаются нестандартные выходы из создаваемых на занятиях обучающих ситуаций. С течением времени ребята стали более активны, более заинтересованы происходящим на занятиях. Их увлекал процесс получения знаний экспериментальным путем. Выполнение творческих работ (составление ребусов, выполнение аппликаций, создание лабиринтов и прочее) побуждало учащихся демонстрировать свою индивидуальность. Происходило развитие эстетического вкуса, умение увидеть красоту в обычной жизни. На втором году обучения все ребята заметно повысили свой уровень самостоятельности, уровень представлений о геометрических фигурах. Их интерес к геометрии возрос. Все чаще встречаются нестандартные выходы из создаваемых на занятиях обучающих ситуаций. К концу второго года обучения в рамках данного курса учащиеся имеют достаточно прочные геометрические знания, умеют выполнять операции анализа и синтеза, активно применяют геометрическую терминологию, символику, чертежи, развиты глазомер, пространственное воображение, изобразительные навыки.
Изучая развитие ребят, не посещающих занятия пропедевтического курса «Математика и конструирование» в 6 классе, необходимо заметить, что произошла незначительная положительная динамика уровня интереса к геометрии. В отличие от них, уровень интереса к предмету учащихся, изучавших курс наглядной геометрии, возрос значительно. Изучая развитие ребят, не посещающих занятия пропедевтического курса «Математика и конструирование» в 6 классе, необходимо заметить, что произошла незначительная положительная динамика уровня интереса к геометрии. В отличие от них, уровень интереса к предмету учащихся, изучавших курс наглядной геометрии, возрос значительно. Остальные уровни у учащихся, не изучающих курс, остались практически неизменными в течение всего периода; при этом диагностируемые показатели в первой группе (изучавших курс) качественно значительно изменились.
Результаты конечной диагностики нескольких групп, изучавших курс, оказывались схожими: учащиеся, обучавшиеся в рамках данного курса, более успешно усваивали стандартный курс геометрии в основной школе (ниже представлена диаграмма показателей качества обучения в конце 7 класса). Результаты конечной диагностики нескольких групп, изучавших курс, оказывались схожими: учащиеся, обучавшиеся в рамках данного курса, более успешно усваивали стандартный курс геометрии в основной школе (ниже представлена диаграмма показателей качества обучения в конце 7 класса). Это позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности изучения пропедевтического курса «Математика и конструирование» в 5-6 классах.
ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «ТАНГРАМ. ВОССОЗДАНИЕ ФИГУР ЗАЙЦА И ЛЕБЕДЯ» Цели: - познакомить учащихся со старинной игрой – танграмом – и ее одноименным объектом, правилами игры, - развивать творческие способности учащихся, - развивать умение выделять части фигур и пространственно их размещать, сохраняя заданную последовательность, - развивать пространственное воображение учащихся, конструкторские способности, - формировать и развивать умение анализировать геометрические фигуры. Оборудование: танграм, цветная бумага, ножницы, клей, чертёжные инструменты, доска, образцы рисунков. План занятия: 1. Организационный момент. 2. Изложение цели. 3. Проверка домашнего задания. 4. Изучение новой темы. 5. Самостоятельная работа. 6. Подведение итогов занятия. 7. Формулирование домашнего задания, рекомендации по выполнению. Ход занятия (извлечение): 3. Проверка домашнего задания:
Математическая разминка: Математическая разминка: - Пятью прямыми линиями разделите циферблат часов так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму. - Двумя прямыми линиями разделите циферблат часов так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму. - Найдите быстро сумму следующих чисел: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20. 4. Изучение новой темы. История игры. Понятие танграма. Правила работы с танграмом. Изготовление танграма каждым учащимся. 5. Самостоятельная работа (закрепление нового материала через выполнение творческого задания). В ходе работы учащиеся должны аргументировано ответить на поставленные вопросы. Воссоздание фигур по заданному алгоритму. Возможны ли отступления от алгоритма? Возможны ли изменения алгоритма? 7. Формулирование домашнего задания, рекомендации по выполнению. Изготовить два танграма для следующего занятия. Составить новую фигуру из танграма. Развитию чего, по вашему мнению, способствует танграм?