Роль педагогического сообщества в сотрудничестве учителей
Кокина Оксана Владимировна
учитель биологии МОУ «КСОШ №2»
г.Кувшиново, Тверская область
Роль педагогического сообщества в педагогическом
сотрудничестве учителей
В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нём уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Исследовательская деятельность предполагает совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску вариантов решения прикладных задач. Большое значение имеет активный интерес к исследовательской деятельности самого учителя, его способность переживать радость творчества и заражать этим чувством учащихся. Так как уровень развития учащихся в классе различен, то в процессе вовлечения в исследовательскую деятельность выявляются одарённые учащиеся, происходит развитие их интеллектуальных и творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников, формируется исследовательский стиль мышления и мировоззрение учащихся. Поэтому на базе нашей школы для учителей Кувшиновского района была организована Открытая Лаборатория по теме «Исследовательская деятельность».
Цели:
- обеспечить условия для осуществления инновационной, экспериментальной (научно-исследовательской) деятельности обучающихся, педагогов.
- Повышение качества образования и уровня коммуникативных компетенций обучающихся через интеграцию педагогических и информационных технологий.
- Раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности.
- Воспитание самостоятельной личности с активной гражданской позицией, сформированной духовно-нравственной сферой.
Задачи:
- повышение профессиональной и творческой активности педагогов.
- Стимулирование деятельности профессиональных групп педагогов.
- Отработка технологий и методик обучения, методов, способов, форм реализации качества образования.
- Расширение базы электронных методических и дидактических разработок учителей и организация научно-методической базы.
- Организация открытых уроков, мастер-классов с целью ознакомления с методическими разработками и итоговыми материалами.
- Раскрытие интересов и склонностей учащихся к творческой и научно-поисковой деятельности.
В работе Открытой Лаборатории приняли участие 32 педагога города и района по разным предметам: русский язык и литература, биология, география, история, иностранный язык. В своей деятельности Открытая Лаборатория руководствовалась законами РФ, законом РФ «Об образовании», нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность в сфере образования, положением об Открытой Лаборатории Муниципального общеобразовательного учреждения Кувшиновского района.
Открытая Лаборатория являлась базовой площадкой для подготовки педагогов-исследователей; развития творческих способностей обучающихся, привлечение к совместной деятельности родителей. Деятельность Лаборатории была направлена на формирование и утверждение личностно-ориентированной развивающейся педагогики, становление нового типа массовой практики; на формирование высокой мотивации обучающихся и их интерес к обучению, формированию учебных компетенций, развитие творческих способностей. Апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения.
С участниками Открытой Лаборатории проводились семинары, круглые столы, индивидуальные консультации с педагогами по написанию и оформлению исследовательских работ, подготовка презентаций работ.
Темы исследовательских работ участников Открытой Лаборатории:
Памятники нашего города.
70 лет Курской битвы.
Гимн чревоугодию в произведениях Н.В.Гоголя.
Лексикон учащихся 8-11 классов моей школы.
Что читают подростки.
Германизмы в русском языке.
Этимология названий растений Прямухинского парка.
Здоровое питание школьников.
Мы юные граждане нашего города.
Французские заимствования в русском языке.
Результаты, полученные при реализацииОткрытой Лаборатории:написание исследовательских работ, их защита; представление лучших работ на районной, областной и Всероссийских конференциях.
Список литературы:
1. Савенков А.И. Исследовательское обучение в современном образовании / А.И.Савенков // Школьные технологии.- 2004. №4.-с.82.
2. Соловьёва И. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы: научно-методический семинар №1 / И. Соловьёва // Учитель.-2003.-№6.-с.60.
3. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Н.Ю. Шеленкова // Завуч.-2005.-№5-с.82-87.