Роль педагогической литературы в подготовке воспитателей
Роль педагогической литературы в подготовке воспитателей
«Воспитание есть деятельность сознательная, по крайней мере, со стороны воспитателя».( с. 27, Т-2) Нельзя не согласиться с этим высказыванием К.Д. Ушинского! « Сознательной деятельностью» со стороны воспитателя может быть названа лишь та, в которой мы определили цель, узнали материал, с которым мы должны иметь дело, обдумали, подобрали средства, подходящие для решения созданной нами цели. Но чтобы сознательно выбрать средства для достижения цели воспитания - мы должны быть уверенны, что выбранные нами средства – лучшие. «Педагогические методы и меры воспитания очень разнообразны и только знакомство с ними может спасти воспитателя от множества ошибок».(с 27, Т-2) Чаще всего главной ошибкой у педагогов – практиков, не знакомых с педагогической литературой, является однородность. На мой взгляд, это самая страшная ошибка в работе воспитателя. И сколько зла может она причинить! Неужели не стоит убедиться, что ваша «метода» лучше тех, которые были применены в других местах и другими педагогами, приступая к такому ответственному делу – воспитанию! И страшно подумать, что такие « сознательные» воспитатели есть и не в единичном экземпляре. « Как бы ни было вредно разнообразие, происходящее от различных убеждений, оно, во всяком случае, полезнее мертвого однообразия, в котором нет убеждений». (с. 28, Т-2)
Воспитатель не может быть «слепым исполнителем инструкции»(с. 28,Т-2): она никогда не будет иметь никакой силы, если не будет согрета его теплотой. Безусловно, многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности воспитателя, стоящего лицом к лицу к воспитанникам : « влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».(с. 29, Т-2) Не стоит забывать, что дети имеют такую натуру – подражать, поэтому характер воспитателя может плавно перейти в характер воспитанников. И если личность воспитателя значит многое в деле воспитания, то каким же образом можно действовать на личность иначе, как не путем педагогического воспитания и путем педагогической литературы?
Лишь педагогическая литература может оживить воспитательную деятельность, придать ей тот интерес и смысл, который впоследствии делается машинальным препровождением времени. Наставническая и воспитательная деятельность, как никакая другая, постоянно нуждается в одушевлении, а откуда, как не из педагогической литературы воспитатель будет черпать новые идеи. Воспитатель не должен опускать руки, видя, что его работа никем не оценивается и редко замечается. Да, она удалена от взоров общества, результаты замечаются не скоро; однообразие же может усыпить ум, притупить желание, и приучить себя к бессознательности. Воспитателю необходимо понимать, что он «строит» личность, человека и все, что он не делает, в дальнейшем может сказаться на характере ребенка.
Педагогическая литература, живая, обширная, вырывает воспитателя из его замкнутой сферы. «Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, осознавая, что его дело скромное по наружности – одно из величайших дел истории».(с. 32, Т-2)
Но не для одних воспитателей необходима педагогическая литература: она необходима так же и для родителей.
Отдавая детей в учебные заведения или на руки воспитателю, родитель не должен снимать с себя обязанности наблюдать за воспитанием. Но для этого родители должны иметь четкие и здравые понятия о том, чего они могут требовать от учебного заведения или воспитателя, и от своих детей. Наблюдать за отметками и переходами из класса в класс – увы, этого недостаточно. Но и более глубокое вмешательство в процесс воспитания должно быть очень осторожным. Довольно таки часто родители то наказывают своих детей за то, что не стоит, то поощряют их сами за те поступки, против которых борется учебное заведение, « то внушают им такой образ мыслей, который совершенно противоречит истинно-нравственному воспитанию, а потом удивляются, почему воспитание их детей идет дурно». (с. 34, Т-2)Для того, чтобы такое не происходило, родитель должен знать то учебное заведение, куда он отдает своего ребенка, того воспитателя, которому собираются отдать на воспитание свое дите – знать их цели и требования. Но и для того, чтобы оценить по достоинству воспитателя, родитель сам должен иметь понятие о воспитании. «Понятно без объяснения, как важно для них в этом случае приобретение педагогических познаний».(с. 35, Т-2) Поэтому педагогическая литература должна быть доступна для всех.
Есть масса проблем в воспитании, которые придется решать именно родителям. « Грубиянство» , плохие взаимоотношения в коллективе , неопрятность и многое многое другое. Эти проблемы не стоит решать по мере их поступления – их нужно предупреждать! Чтобы вы не столкнулись с рядом таких проблем, то с детства нужно развивать интерес к культуре, спорту, агитировать на участие в различных мероприятиях, будь то школьный спектакль или детский «концерт» во дворе. И опять же, знание педагогической литературы поможет вам более правильно разрешить те или иные проблемы, а так же вовремя обратить на них внимание, не дожидаясь их апогея.
К.Д. Ушинский же определял педагогику как искусство потому, как «наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего ещё нет, и перед ним в будущем несётся цель и идеал его творчества... Всякая практическая деятельность, стремящаяся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека...есть искусство. В этом смысле педагогика будет первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества - их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе... его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек»
Список литературы:
1.Ушинский К. Д. Педагогические статьи. (1857 – 1861. Т-2)