Доклад «Роль школьного курса ОБЖ в подготовке юношей к службе в Армии»
Возможности и роль учебного курса ОБЖ
как средства подготовки подрастающего поколения к службе в Армии. Влияние уроков ОБЖ на формирование здорового образа жизни школьников
Интересы обороны страны требуют дальнейшего улучшения подготовки молодежи к службе в ВС. Развитие современного мирового процесса таково, что, чем крепче оборона страны, тем сильнее Армия, тем прочнее мир на земле. Когда говорят о боевой мощи Армии и Флота, то при этом подчас имеют в виду их вооружение и техническое оснащение. Однако оружие и боевая техника сами по себе не определяют успеха боевых действий. Важно, в чьих руках они находятся. Известно, что решающей силой в войне был и остается человек.
Стать полноценным воином ВС РФ, овладеть сложной боевой техникой, новейшим вооружением в условиях сокращенных сроков службы – задача не из легких. Для ее решения наши юноши еще до призыва в Армию должны обладать высокими морально-политическими качествами, приобретать определенные навыки в военной подготовке, знать Уставы, обязанности, обусловленные военной присягой, и добросовестно их выполнять. Именно на это направлены военно-патриотическое воспитание молодежи и основы военной службы в рамках школьного курса ОБЖ. Школа сегодня должна решать следующие задачи в этом плане: формирование морально-волевых и физических качеств, идейной убежденности, политической сознательности; широкое ознакомление школьников с героическим прошлым нашей Родины, боевыми и трудовыми традициями народа и ВС, с доблестными повседневными и трудовыми делами; формирование боевых качеств – мужества, храбрости, отваги, стойкости, дисциплинированности и уважения к страшим; воспитание любви и уважения к ВС РФ, к ратному воинскому труду, выработка правильного понимания роли и задач армии и флота.
Принципиально важное значение в решении задач подготовки юношей к воинской службе имеет использование воспитательных и познавательных возможностей других предметов школьного курса. Политически заостренный, эмоциональный, глубоко аргументированный рассказ учителя о героических событиях отечественной истории воспитывает у учащихся любовь, пробуждает живой интерес к прошлому и настоящему Родины. Проводя такую кропотливую творческую работу, учителя истории исходят из принципа: кто не научился дорожить героическим прошлым своего народа, тому трудно оценить и понять настоящее и еще труднее готовить себя к борьбе за наше будущее. Другие учителя, устанавливая межпредметные связи, знакомят детей с достижениями науки в военном деле, раскрывают приоритет отечественной научной мысли в разработке многих видов боевой техники и оружия. Материал большого патриотического звучания содержится в биографиях российских ученых, военных конструкторов, спортсменов и воинов, отдающих все силы укреплению экономического и военного потенциала страны, повышению ее престижа на международной арене.
Ежегодно с юношами 10 класса проводятся пятидневные учебно-полевые сборы, на которых отрабатываются на практике все вопросы, предусмотренные программой. Они призваны максимально приблизить ребят к условиям армейской службы. После их прохождения юноши получают первоначальные представления об армейском быте, готовятся стойко переносить все тяготы и лишения армейской службы.
В школе интересно осуществляется и такой элемент системы патриотического воспитания, как военно-игровой. Наши школьники – активные участники игр «Зарница», «Орленок», декад военно-патриотического воспитания, вахт Памяти, спортивных соревнований, турслетов и походов.
Величие, красота и богатство нашей Родины раскрываются детям путем познания своего родного края, его прошлого и настоящего, героических подвигах военных лет и трудовых успехов мирных людей. В школе оформлен уголок боевой славы, где проводятся встречи учащихся с ветеранами, детьми и участниками боевых сражений.
В школе, благодаря стараниям и заинтересованности учителя, оформлен хороший кабинет ОБЖ и ОВС, представлен наглядный материал и на стендах в рекреациях. За последнее время значительно пополнена учебно-методическая и материально-техническая база по предмету. Все это способствует более глубокому и прочному освоению школьниками основ военной службы.
Курс ОБЖ включает в себя и такой раздел, как «Основы здорового образа жизни», который рассказывает об индивидуальной системе ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие. Содержание раздела последовательно формирует у учащихся основные понятия о здоровье, о факторах, его укрепляющих и разрушающих. Устанавливается логическая связь образа жизни со здоровьем и безопасностью человека, раскрываются положительные факторы здорового образа жизни. С учетом возрастных физиологических и психологических особенностей подростков в разделе даются положения, предназначенные для профилактики факторов, разрушающих здоровье. Обращается внимание на особое значение репродуктивного здоровья, даются основные понятия о браке и семье.