Проектно-исследовательская работа «Служба в армии – защита Отечества»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Тема проекта:
Служба в армии – защита Отечества
Автор проекта: Егор Малеев,
ученик 7 В класса
Наставник проекта: Ирина Викторовна Пчельникова, учитель химии
г.Чебаркуль
2018 год
Содержание
Введение
Теоретическая часть
Практическая часть
-
Отправляться служить или нет, есть ли выбор?
Кому нужно служить, а кому нет?
Недостатки армии.
2.1 Анализ условий, созданных в нашей школе для подготовки учащихся к воинской службе.
Заключение
Список литературы
Введение
Практически для каждого юноши, чей возраст входит в рамки призывного, актуальной становится тема прохождения срочной службы в рядах вооруженных сил. В голове возникают вопросы, вроде «Идти служить или нет?», «А зачем вообще нужна служба в армии?» и «Вдруг именно про меня забудет военкомат?». В остальном же — попробуем разобраться, что дает год, проведенный вдали от дома (приобретает ли что-то солдат, вернувшись со «срочки», или 365 дней можно просто вычеркнуть из жизни), нужна ли служба в армии в целом, а также в других непростых рассуждениях на эту тему.
Многие ребята моей школы интересуются военной техникой, обсуждают передачи о военной службе, делятся мнениями своих пап или братьев, которые уже отслужили. Для многих учащихся любимым стал сериал «Кадетство». Я считаю, что отношение молодежи к несению военной службы является очень актуальной темой.
Вокруг военнослужащих, Армии, ее реформ по призыву и просто армейских будней ходит огромное количество слухов. С теле - и киноэкранов, страниц газет и журналов на школьников и население льется такой поток информации, что совсем непросто в нем сориентироваться и понять, как же живет сейчас наша Армия, как в ней служат, и какие задачи выполняют. Не секрет, что среди многих призывников, молодых людей и российских граждан в целом авторитет Армии значительно упал.
Цель проекта – изучить, что дает служба в армии и стоит ли в ней служить.
Задачи проекта:
Собрать материал, изучить правовые основы конституционного долга.
Систематизировать собранный материал.
Проанализировать условия, созданные в нашей школе для подготовки учащихся к воинской службе, аргументировать собственную позицию как гражданина Российской Федерации.
Теоретическая часть
-
Отправляться служить или нет, есть ли выбор?
А надо ли вообще идти в армию? Пожалуй, единственный вопрос, на который существует четкое узаконенное определение. ФЗ №53 от 28.03.1998 гласит, что пройти срочную службу в армии мужчинам в возрасте от 18 до 27 лет не просто нужно, а обязательно. Однако, на сегодняшний день, помимо категорий граждан, не подлежащих призыву по закону, существует множество организаций, оказывающих помощь в получении отсрочки от призыва, а иногда и сразу военного билета. Так что можно сказать, что выбор есть. Но не стоит забывать, что далеко не каждая такая контора оказывает качественные юридические услуги, помогая легально получить отсрочку (военкоматы действительно часто используют двойную трактовку закона в свою пользу, а иногда и вовсе пренебрегают целой статьей). Можно приобрести «чистый» военный билет, а на следующий день оказаться в строю.
Существует вполне официальный способ не брать в руки автомат — прохождение альтернативной гражданской службы (АГС). По сути это особый трудовой договор, заключенный на 21 месяц (данный период включает в себя два отпуска). Особенность такой формы прохождения службы не только в увеличенном сроке исполнения обязанностей, но и в том, что выбравший АГС не вправе расторгнуть договор по собственной инициативе.
Должности, на которых заняты «альтернативщики», едва ли тянут на звание работы мечты. Как правило, это санитары в больнице, строители, лесники, почтальоны и библиотекари. Вот такой выбор имеется в распоряжении каждого призывника. Многие согласятся с тем, что убираться или работать каменщиком практически 2 года – дело неблагодарное, и уж лучше честно год отмаршировать на плацу.[2]
-
Кому нужно служить, а кому нет?
Перейдем к рассмотрению главного вопроса. Стоит ли служить в армии? Конечно, каждая ситуация индивидуальна. Допустим, перед нами застенчивый юноша, который не осмелится возразить чужому мнению. В таком случае командировка в армию просто необходима, поскольку на службе как нигде оголяется человеческая сущность и проявляются истинные способности. Пройдя срочную службу, такой юноша закалит свой характер и окрепнет физически. И наоборот, чрезмерно задиристого парня армия сможет по-хорошему осадить. Юный спортсмен также не затеряется среди новобранцев. Однако, если имеются определенные проблемы со здоровьем, в особенности — с сердцем или желудком, стоит сильно заострить на этом внимание врачей в военкомате и поликлинике.
Чтобы принять грамотное решение, нужно хорошо изучить плюсы и минусы службы в армии. Как ни странно сегодня звучит, но «срочка» действительно может принести пользу. Заключается это в том, что во время прохождения службы можно бесплатно приобрести навыки и специальности (разумеется, подкрепленные документами), которые пригодятся в гражданской жизни. Можно выучиться на права категории В и С, получить специальность повара с присвоением разряда, обучиться слесарному и инженерному делу. Немаловажную роль военный билет сегодня играет и в трудоустройстве. На государственные должности, а также в силовые структуры смогут устроиться только те, кто прошел службу по призыву.
Не стоит забывать и о моральной стороне вопроса, ведь в армии можно обрести настоящих друзей, которые уже проверены делом. Кроме того, можно научиться быстрому ориентированию в экстремальной ситуации, а также натренировать смекалку, выдержку и укрепить характер. Ведь переносить тяготы и лишения службы также входит в обязанности, закрепленные уставом.
Заметим, что «дембеля» до сих пор в почете среди прекрасной половины населения, а друзья и сверстники будут относиться ко вчерашнему солдату с еще большим уважением. Понятное дело, что рано или поздно каждый юноша станет мужчиной, однако в армии за год сконцентрировано столько событий и стрессовых ситуаций, что хватит лет на 10 обычной размеренной жизни. [4]
-
Недостатки армии
Однако, все эти преимущества службы располагаются на одной стороне медали. Что же на другой? Строгий режим, дисциплина, униформа, устав, посредственная еда (уж точно не та, что дома), бескомпромиссная иерархия, в которой приказы сначала выполняются, а потом обсуждаются — все это оказывает колоссальное психологическое давление, к этому достаточно нелегко привыкнуть в первое время, слишком большой резонанс с привычной гражданской жизнью. Нередко к минусам службы относят возможное получение физических увечий. Тут стоит отметить, что на самом деле по степени риска служба в армии едва ли отличается от обычной гражданской жизни. Работа пилота, крановщика, машиниста поезда и строителя по количеству опасных факторов даст фору солдату-срочнику.
Что же касается так называемых «неуставных отношений», то: Во-первых, никто просто так не будет вас бить ни на вашей улице, ни в казарме. Во-вторых, технологии не стоят на месте и в армии камер наблюдения все больше, а также офицеры на местах уделяют этому вопросу особое внимание, что позволяет свести стычки и выяснения отношений среди солдат к минимуму. [3]
Практическая часть
Анализ условий, созданных в нашей школе для подготовки учащихся к воинской службе
Чтобы исследовать общественное мнение мною были опрошены мужчины и юноши разного возраста. В нашем исследовании было выяснено среди опрошенных нет ни одного негативного отзыва о воинской службе. Мне кажется, это не случайно. В нашей школе глубокие традиции воспитания патриотизма. Проводятся классные часы по этой теме. В школу приглашаются участники воины-интернационалисты, проходившие службу в Афганистане. Особым примером мужества для нас является служба нашего выпускника, Сергея Владимировича Матвеева, погибшего в Афганистане.
Изучив программу, можно проследить количество часов по предметам, которые отводятся для воспитания в нас патриотизма, и нацеленных на выполнение воинского долга. Практически каждый урок истории связан с событиями истории нашей Родины.
В 10,11 классах на уроках ОБЖ отводится 37 часов на тему «Основы воинской службы». В школе имеется библиотека. Я проанализировал список книг, которые берут учащиеся:
- 25 % литературы связаны с историей армии, Великой Отечественной войной.
Я считаю, что эти условия, созданные в моей школе, играют огромную роль в становлении нас как граждан Российской Федерации. Это подтверждают результаты анкетирования, которое я провел среди юношей 10-11 класса.
Из анализа видно следующее:
- 100 % юношей знают о своем конституционном долге. Об этом они узнали от родителей, из материалов СМИ. Отцы, братья беседуют с мальчишками о воинской службе и все 100 % определенно ответили, что пойдут служить, если они годны.
Это они аргументируют следующим:
- это моя обязанность и долг
- хочу быть как папа
- помочь Родине ее защищать
- привлекает военная служба
- у меня в семье все служили
- хочу сам испытать, что это такое.
Я думаю, из этих ответов ясна гражданская позиция учащихся нашей школы. Но чаще мы слышим негативную информацию об армии, особенно со страниц периодической печати и с экранов телевизоров. А может, вместо этих репортажей, нас знакомить с позитивными материалами, которых тоже немало? Ведь большинство в армии людей честных, ответственных, дисциплинированных.
Заключение
Собирая материал по данной теме, я изучил литературу сайты интернета, опросил учащихся нашей школы, проанализировал условия, созданные для подготовки наших учащихся к военной службе в армии. Из вышеперечисленных рассуждений я сделал вывод, что призывнику можно выбрать между службой в войсках и альтернативной гражданской. Освоение какой-либо специальности, дисциплинированность, самостоятельность, возмужалость и получение заветной красной книжечки – несомненные плюсы службы в армии. Риск получения травм, бешеный режим дня, тяжелые физические работы, строгое подчинение – это своего рода минусы, но все же они относительные. Если же все тяготы вы преодолеваете успешно, то после службы в армии (срочной), всегда есть возможность связать свою жизнь с военной профессией — остаться на службу по контракту. Это гарантированное обеспечение одеждой, продовольствием, льготами, стабильная заработная плата, а также ранняя пенсия по выслуге лет. И все же, решение о том, нужно ли служить в армии именно ему, каждый юноша должен принять самостоятельно, предварительно взвесив все аргументы «за» и «против».
Список литературы
Венок славы. Под редакцией Н.В.Свиридова. Современник 1995 год.
Гражданином быть обязан. Под редакцией С.Н.Эрлика, В.Н.Иванова, В.В.Марушенко. Просвещение 2002 год.
Социология. Общий курс. Москва 1999 год.
Твой священный долг. Я.В.Соколов. Просвещение 1998 год.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
Интернет-ресурс http://uch.znate.ru/docs/1642/index-5781.html9