Роль социальных сетей в создании положительной учебной мотивации при изучении математики
Роль социальных сетей в создании положительной учебной мотивации при изучении математики
Актуальность применения информационных технологий для достижения целей обучения связана с принципиально новыми возможностями работы с информацией. Одним из перспективных направлений применения ИКТ в образовании является использование социальных сетей как естественной среды общения.
Рассмотрим образовательные возможности социальной сети «ВКонтакте», популярной в России среди подростков и молодежи.
6 фактов о «ВКонтакте»
- Значение этой социальной сети постоянно растет, большинство учащихся зарегистрированы здесь (например, 85 % моих учеников из 6-7 классов);
- Время, проводимое в социальной сети, можно использовать для процесса обучения (согласно опросу, учащиеся моих классов проводят «Вконтакте» от 30 минут до 1 часа каждый день);
- Мгновенная передача информации и, соответственно, доступность заданий для изучения;
- Возможность обмениваться видеофайлами, инфографикой, звуковыми файлами делает более интересным общение учителя и ученика;
- Формат социальной сети «Вконтакте» предполагает свободное общение и обмен разнообразной информацией, что облегчает донесение учебной информации;
- Быстрая обратная связь, возможность он-лайн консультаций.
Социальная сеть «Вконтакте» является удобным современным инструментом для обучения любым предметам, в том числе и математике.
Например, преподаватель может реализовать здесь следующие задачи:
- Информирование учеников;
- Предоставление обучающих материалов;
- Консультирование по предмету;
- Мотивация учащихся.
Рассмотрим роль социальных сетей на примере «Вконтакте» в создании положительной учебной мотивации при изучении математики.
Что может создать положительную мотивацию на учебу?
Выделяются три основные группы факторов, влияющие на создание положительной учебной мотивации:
- Интерес;
- Создание ситуации успеха;
- Влияние социума.
Интерес:
- Новизна, яркость впечатлений на нестандартной учебной площадке;
- Очень впечатляет интересный, эстетически оформленный контент, которого очень много в сети, в родственных группах по математике;
- Расширение сферы интересов учеников путем чередования постов и тем. Можно затронуть разные аспекты – и практическое применение математики, и вспомнить исторический факт или цитату известного ученого, и привести удачную шутку по теме. Также всплеск интереса дают познавательные видео. Также необходимо использовать междисциплинарный подход и давать материалы из физики, химии, биологии и других наук, связанные с применением математического аппарата;
- Положительное якорение. Более свободный формат группы дает возможность дать детям положительные эмоции – посмешить, похвалить, удивить, пообщаться на равных. И потом дать трудную задачку или поговорить о домашней работе.
Создание ситуации успеха:
- Много вариантов дать задания для разного уровня учеников, поддержать пробы каждого для создания ситуации успеха;
- Быстрая обратная связь от учителя необходима для корректировки учебного процесса;
- Публичное признание приятно каждому и в группе очень просто реализовать эту потребность;
- Регулярные рейтинги разного уровня сложности, конкурсы, соревнования дадут возможность победить большему количеству учеников.
Влияние социума:
- Популярность группы среди одноклассников положительно влияет на мотивацию учеников;
- Такой вид учебного взаимодействия как использование социальной сети соответствует современным тенденциям: сейчас вся молодежь в сети;
- Работа в малых группах над математическим проектом может быть очень удобно организована в группе «Вконтакте»;
- Возможность задать вопрос учителю в личных сообщениях делает более удобным и личным процесс обучения;
- Основной девиз: «Учимся, общаясь!».
Таким образом, неформальная организация учебного процесса через социальные сети дает много вариантов положительного мотивирования учащихся на изучение математики.
Практика применения возможностей группы в социальных сетях в обучении математике.
В качестве эксперимента в 2016 г. создана группа «Математика 6 классы» в социальной сети «ВКонтакте» с целью создания положительного отношения к предмету и популяризации математики среди учеников 6-х классов MБОУ СОШ № 26
г. Новосибирска. В 2017 г. переименована в группу «Математика 7 классы».
В группе «Математика 7 классы» размещены следующие материалы:
- Полезные материалы для уроков, разбор трудных домашних заданий;
- Творческие домашние задания;
- Занимательные задачи, логические загадки, ребусы;
- Образовательные видеоролики, анимированные файлы;
- Дополнительная литература по математике;
- Интересные факты из истории математики;
- Объявления, связанные с учебным процессом;
- Анонсы конкурсов, олимпиад;
- Поздравления победителей;
- Результаты математических соревнований, рейтинги;
- Информация об образовательных событиях Новосибирска.
В нашей группе регулярно публикуются новые тематические материалы, в том числе с целью поддержать положительную мотивацию и интерес учеников к тематике группы.
Результат использования социальной сети «Вконтакте»
Выделяются следующие результаты:
- Участие учащихся в группе - 76% (членами группы стали 45 из 59 учеников);
- Уникальных посетителей группы в день от 9 до 30 человек;
- Количество просмотров от 400 до 900 в месяц;
- Количество просмотров постов с занимательными заданиями от 29 до 60;
- Количество просмотров образцов выполнения заданий по геометрии 28;
- Быстрый обмен учебной литературой;
- Реализована обратная связь с преподавателем и личное консультирование;
- Оперативное информирование учеников;
- Повысился интерес учеников к школьным занятиям;
- Повысился интерес учеников к участию в математических олимпиадах (в школьном этапе всероссийской олимпиады в 2016 г. участвовало 4 человека, в 2017 г. - 12 человек, повысился лучший результат с 19 до 23 баллов);
- Повышение заинтересованности учеников в решении занимательных задач;
- Опробован новый формат повторения учебного материала (использование веб-квестов);
- Ученики получают удовольствие от победы в конкурсах, проводимых в группе, а также при успешном решении задач;
- Дополнительная возможность для учителя позитивно пообщаться и закрепить контакт с учеником;
- Анализ статистики позволяет выявить самые интересные темы для учеников и спланировать тематику будущих публикаций;
- Взаимодействие с теми, кто болен, оперативное информирование, помощь в учебе.
Данный проект показывает, что социальные сети – действительно удобный инструмент, дополняющий стандартные средства обучения и при этом являющийся серьезным фактором позитивной мотивации. Возникает возможность повысить качество и уровень сложности обучающей информации, организовать работу в проектных группах, повысить информированность и вовлеченность учащихся. Группа «Вконтакте» – это еще и средство пообщаться с одноклассниками и с учителем в свободное от школы время на темы, связанные с предметом. У учащихся создается общее положительное отношение к математике.
В итоге ученики начинают с большим интересом относиться к математике и постепенно улучшают учебные результаты.