Статья «Целеполагание – важнейшее звено при формировании положительной учебной мотивации обучающихся»
Целеполагание – важнейшее звено при формировании положительной учебной мотивации обучающихся
Автор: учитель математики первой квалификационной категории МБОУ «Средняя школа №10» города Дзержинска Нижегородской области Соловьева Алла Вячеславовна.
Важнейшее место в структуре урока отводится этапу целеполагания. На этом этапе учащийся настраивается на активную деятельность, добывание новых знаний, приемов решения задач, способов доказательства математических фактов.
Данный этап урока достаточно сложно организовать. Путей его организации много, и определяются они неоднозначно. Способы целеполагания во многом зависят от интеллектуального уровня обучающихся, степени сформированности данного учебного действия в начальной школе. Часто учителю понятна продуманная им система вопросов, подводящих к открытию нового знания, а ученик теряется в ней, не понимает сущности, «теряет ниточку» хода урока. Нет готовых рецептов для организации этапа целеполагания. Красота его проведения зависит от мастерства учителя, знания им разнообразных средств и приемов.
Важность данного этапа урока в том, что он превращает учащегося в организатора свой учебной деятельности.
Приемы целеполагания построены на диалоге. Для учителя важно грамотно формулировать вопросы, а для ученика – отвечать на них, придумывать новые.
Важно цель урока записать на доске. После объявленной цели необходимо сформулировать задачи для достижения поставленной цели.
Примеры.
5 класс. Тема урока «Натуральный ряд чисел»
На доске написаны числа: 3,23,333,9, 90005
Какие из чисел являются цифрами? (3,9)
Чем цифры отличаются от других чисел? (в записи присутствует только один знак)
Какие еще цифры вам известны? (0,1,2,3,...,9)
С какой цифры начинается счет предметов? (с 1)
Сосчитайте всех присутствующих в классе. Только ли цифры используются при счете? (нет, их больше)
Учитель: Вот такие числа назвали натуральными.
Так какие числа называются натуральными? (натуральные числа - числа, используемые при счете предметов).
Можно ли считать числа, записанные на доске натуральными? (да)
Есть ли сходства и различия? (да)
Попробуйте поставить цель сегодняшнего урока.
Учитель объявляет тему урока «Натуральный ряд чисел».
Ученики ставят цель урока: изучить натуральные числа.
Теперь необходимо поставить задачи (какие вопросы надо разрешить для достижения поставленной цели). Это можно сделать только через деятельность, которую будет выполнять учащийся.
Возможные действия: прочитать фрагменты учебника и познакомиться с определениями понятий; повторить опорные понятия, выполнив устную работу или прочитать фрагменты ранее изученного материала; сделать конспект; составить таблицу; разобрать по готовому решению пример или задачу.
Задачи урока (вопросы, на которые учащиеся должны получить ответы по окончании урока) тоже важно учащемуся обозревать. Это либо заранее заготовленная запись на слайде, либо на обороте доски.
В конце урока обязательно возвращаемся к поставленным на урок целям и задачам. Предлагаем учащимся проанализировать, достигнута ли цель урока. Учащийся отслеживает решение всех поставленных задач (может ли ответить на все вопросы) и делает вывод о достижении цели. В зависимости от степени достижения цели, учитель корректирует домашнее задание. Ориентиром к поставленным задачам служат вопросы в конце параграфа учебника.
Задачи:
Повторить, какие цифры существуют.
Дать определение натурального числа.
Рассмотреть свойства натуральных чисел.
Как записываются натуральные числа.
Как читаются натуральные числа.
Как устроено натуральное число, какие классы входят в его состав.
Первые три задачи учащийся сформулирует в ходе устной работы.
Устную работу можно построить следующим образом.
Какие цифры присутствуют в записи чисел 3, 23, 333, 9, 90005?
Какие цифры не использованы? (1,4,6,7,8)
Итак, первую задачу, которую поставим и решим, как можно сформулировать? (повторить, какие цифры существуют)
Цифра и число – это одно и тоже? (цифра является числом, но не любое число является цифрой, например,10)
Что же такое цифра, что такое число? (цифра – знак, число – запись из знаков, используемая при счете предметов).
Итак, следующая задача, которую ставим и решаем – разобраться, чем цифра отличается от натурального числа.
Как можно назвать числа, в записи которых присутствует одна цифра (знак)? (однозначные). Как можно назвать числа, в записи которых присутствует две и несколько цифр? (двухзначные, трехзначные, многозначные)
На сколько отличаются любая пара соседних натуральных чисел? Приведите примеры (на 1)
Назовите наименьшее натуральное число (1). Назовите наибольшее натуральное число (нет)
Какие свойства присущи натуральным числам?
Рассмотрим число 333. Какую роль играет в записи числа каждая тройка? (Значение цифры зависит от места (позиции).
Переходим к следующему вопросу темы урока. Попробуйте его сформулировать. (Как устроено число?)
Учитель предлагает познакомиться с материалом в учебнике, либо на доску проектируется соответствующий фрагмент учебника из электронного приложения. На конкретном примере разбирается устройство числа.
Учитель предлагает еще один пример на закрепление с письменным оформлением в тетради.
Прочитайте число 2435768907. Прочитайте в учебнике, как правильно читают числа, что при этом делают с записью числа для удобства? (разделяют на классы, начиная с младшего, класс от класса отделяют интервалом).
Если учащийся благополучно сможет отвечать на поставленные вопросы (решает поставленные на урок задачи), то цель урока будет достигнута. Конечно, на первом уроке учащийся получает только ориентиры по изучению новой темы. Дальнейшее, более глубокое осознание, закрепление знаний и умений происходит на следующих уроках. И если учащийся осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично значимую, то деятельность становится мотивированной и целенаправленной.
7 класс. Тема урока «Квадрат суммы. Квадрат разности».
На этапе актуализации опорных знаний в устную работу включены упражнения:
1) Прочитать алгебраические выражения:
(a-b)(a-b), (x-y)(x+y), (b+c)(b+c), a2-2ab+b2, m2-n2, (m-n)2.
2) Какие выражения можно упростить (записать короче)?
Итак, мы потренировались в чтении алгебраических выражений. Важно не только записывать грамотно выражения, но и их читать.
На этапе подготовки к восприятию нового знания выдается задание:
1) Возвести в квадрат: (a-b)2, (b+c)2 (учащиеся умножают по правилу умножения многочленов и получают после приведения подобных более короткую запись; учитель обращает внимание учащихся на конечный результат, просит прочитать его).
Сделайте предположение о конечном результате: (m-n)(m-n)=...
(учащиеся делают попытки сразу записать выражение: квадрат первого плюс удвоенное произведение ...плюс квадрат второго). Ученики убеждаются, что так действовать короче.
Мы открыли интересный ход решения задачи, иначе, правило, позволяющее одно выражение заменить ему равным. Как в математике называются такие правила, записанные в буквенном виде? (формулами)
Попробуйте сами определить, как она называется?
Подскажу: по этой формуле коротким путем находим произведение одинаковых двучленов (поэтому логично ее назвать формулой сокращенного умножения: квадрата суммы и квадрата разности).
Итак, какую тему нам предстоит изучить сегодня на уроке? (формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности).
Попробуйте сформулировать цель урока (познакомится с ФСУ: квадрата суммы и квадрата разности).
Задачи:
научиться читать и записывать в общем виде;
применять для умножения одинаковых двучленов.
На следующем этапе уроке обращаемся к учебнику. Учащиеся обнаруживают формулировку, работают с ней, разбивая на отдельные части, соответствующие преобразованиям. Учитель еще раз, давая образец рассуждений, на доске демонстрирует, как оформить данное задание в тетради. Далее решаются упражнения из учебника с проговором на отработку знаний ФСУ и умений их применять (пока еще при умножении одинаковых двучленов).
В конце урока необходим этап рефлексии.
Какое новое знание вы получили в ходе урока?
Решены ли поставленные задачи?
С какими трудностями столкнулись? (учитель обращает внимание на трудности учащихся, обращается к учащимся с просьбой им самим их определить, вызывая на диалог)
Достигнута ли цель урока? (домашнее задание имеет целью закрепить полученные знания и умения и справиться с обнаруженными трудностями).
Этапы целеполагания и рефлексии работают всегда в связке систематически, из урока в урок. Только так можно добиться от учеников желания вступать в диалог и дискуссии.
Несколько советов для самостоятельного формулирования целей урока учащимися:
необходимо учащихся столкнуть с проблемой (использовать проблемное изложение); учащийся обнаруживает дефицит своих знаний, цель воспринимается им как проблема;
цели урока должны быть достижимыми;
цели урока должны быть осознанными.
Некоторые приемы, способствующие формированию способности к целеполаганию.
Формулировка темы в виде вопроса.
Тема формируется в виде вопроса. В ходе обсуждения учителя с учащимися строится план действий на уроке.
«Умножение рациональных чисел», 6 класс
Тема урока может быть сформулирована так: «Как умножить два рациональных числа?»
План действий на уроке:
1) Рассмотреть все случаи умножения:
Умножение сведено к сложению рациональных чисел
2) Повторить правило сложения рациональных чисел? Что лежит в основе этого правила? (определение знака результата и действие над модулями).
3) Попробуйте сформулировать правило умножения рациональных чисел.
Для этого:
Сравнить знаки множителей и знаки произведений.
Сравнить модули произведений и модули сомножителей.
Сделайте предположение относительно четвертого примера.
Выявление неполноты знаний учащихся.
На этапе актуализации опорных знаний ведется эвристическая беседа. Она выявляет недостаточность знаний для дальнейшего продвижения.
«Формула разности квадратов».7 класс
Проблемный вопрос: как быстрее (коротким путем) вычислить как быстрее (короче) упростить .
При вычислении и упрощении не получается короткого пути. При решении задачи возникают сложности. Исходя из этого формулируем тему урока «Формулы сокращенного умножения» и выстраиваем план работы над ней.
Каждый множитель представить в виде суммы и разности одних и тех же чисел. Умножить по правилу умножения двучленов. Выявить закономерность.
При умножении многочленов воспользоваться правилом умножения многочленов. Выявить закономерность.
Объяснить, почему формула называется формулой сокращенного умножения.
Научиться, как работает формула.
Выяснить, какие еще преобразования можно выполнить с помощью этой формулы.
3. Дополнение цели урока с помощью слов-помощников.
Учитель объявляет тему урока. Учащиеся с помощью слов-помощников формулируют цель урока. Слова - помощники: повторим, изучим, узнаем, проверим, закрепим, углубим, выясним, обобщим, проанализируем, сделаем выводы, разберемся, систематизируем.
Урок-практикум «Умножение рациональных чисел».6 класс. Учитель объявляет тему урока. Учащимся предлагается с помощью слов – помощников сформулировать цель урока.
Алгоритм умножения получен на прошлом уроке, первоначальные знания сформированы на уроке и во время домашней работы. Проверка домашнего задания выявила трудности, связанные с определением знака результата умножения, вычислительные ошибки. Потому учащиеся, возможно, догадаются, что цель нового урока: закрепить и углубить знания и умения по теме.
4. От темы урока определяются цели и задачи.
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока.
Например, тема урока в 6 классе «Разложение составных чисел на множители». По учебнику учащиеся находят значение слова «разложить». От значения этого слова определяются цели урока: научиться раскладывать составные числа нм множители.
Задачи урока:
сформулировать алгоритм разложения на множители;
научиться его применять при решении задач;
научиться находить делители по разложению числа на множители.
Необходимо отметить, что цели урока спонтанно не «рождаются». Процесс целеполагания – трудоёмкий, но интересный. Важно, чтобы учащийся с интересом и желанием ставил цели и двигался к их достижению. А задача учителя – помочь учащемуся в продвижении к общей цели, поддержать в самореализации каждого ребенка.
При условии ежедневного, систематического проведения целеполагания и рефлексии учащиеся непременно научатся самостоятельно ставить цели и задачи урока, и образовательная деятельность достигнет высоких результатов.
Целеполагание - важнейшее звено при формировании положительной познавательной мотивации обучающихся и от искусства его организации во многом зависит успех урока.