12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина103

Индивидуальный подход при формировании

положительной мотивации учащихся.

Жеребцова Марина Юрьевна, учитель математики 1 категории


«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы.

Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь.

Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть.»

(Я. Корчак)


         Педагог приходит в школу наполненный энергией, желанием что-то менять к лучшему, совершенствовать, открывать ребятам мир с более яркой стороны. Но почему-то ученики начинают нарушать дисциплину, отвлекаться на уроке, совершать поступки, привлекающие к себе всеобщее внимание. И постепенно энтузиазм педагога снижается, в глазах появляется растерянность. Возникает вопрос: «Что я делаю не верно?»

          Более 90% учителей по данным опроса органов контроля образования сталкивались с трудным поведением учеников в своей практике. В этой группе оказалась и я. Ни яркие уроки, ни интерактивные задания не привлекали интерес учеников. Они будто не замечали меня, сдавали пустые листочки вместо выполненных работ, хотя до этого отлично справлялись с подобными заданиями. Передо мной возникла огромная проблема – как организовать эффективную работу класса, повысить мотивацию, создать ситуацию успеха для каждого.

       Учителю часто бывает трудно, когда дети демонстрируют нежелательную с нашей точки зрения реакцию. Ведь намного проще для всех было бы, если бы ребенок сказал ответ, он же его знает, но молчит! Или чтобы перестал срывать уроки своими выходками, а остановился и подумал, какую пользу можно извлечь из занятий. Но заставить ребёнка делать задания против его воли не так просто. Простые решения вроде звонка родителям или низкой отметки иногда дают временный эффект, но стоит немного ослабить контроль — и ситуация возвращается в прежнее русло.

         Наблюдая такие непродуктивные, по нашему мнению, реакции на стресс, педагоги могут испытывать самые разные эмоции (грусть, досаду, обиду, гнев), и это естественно и нормально. Но нужно суметь понять, что ребенок и рад бы действовать иначе, но не может изменить поведение без сторонней помощи.

         Выход из ситуации - разработка индивидуального подхода к ребенку - процесс требующий большого внимания, постоянной корректировки.

       Мотивация — это движущая сила, которая заставляет нас что-то делать или чего-то не делать. Американский психолог Джон Аткинсон [3 ] предложил различать два вида мотивации: мотивацию на достижение успеха и мотивацию избегания неудачи.

       Мотивация избежать неудачи – это значит не совершить ошибку. Ребенок, мотивированный таким образом, заранее уверен, что у него ничего не получится, поэтому лучше оставить чистый лист, чем написать и зачеркнуть, лучше промолчать, чем сказать глупость. Это может выглядеть по-разному: ученик просто молчит и не выполняет задания, или обесценивает процесс и усилия тех, кто хочет участвовать, или пропускает уроки, намеренно оставляет дома тетрадь.

          Мотивация достичь успеха работает иначе. Человек с таким типом мотивации готов прилагать усилия, чтобы достичь желаемой цели, потому что ему интересны сложные задания, и они не угрожают самооценке. Обычно такие ученики всегда готовы включиться в любую активность: решить сложные задания у доски, быть лидером в группе, импровизировать действия на ходу. Они не боятся.

         Ученики с разными типами мотивации требуют от учителя разного подхода. Например, детям, избегающим неудачи, важно последовательно показывать связь между усилием и результатом, чтобы они видели: успех — это не про талант или удачу, а про то, что ты стараешься и у тебя получается. В этом поможет похвала (и за усилие, и за любые успехи).

         Для ребенка связь между усилием и результатом может быть неочевидна. Намного легче прилагать усилия, если в прошлый раз они привели к положительному результату, а учитель подтвердил, что это не просто удача или совпадение, но результат труда.

        Например, при организации урока математики по теме «Координатная плоскость», я производила ранжирование заданий по сложности. Некоторые из моих учеников трудно воспринимали информацию, не могли правильно располагать координатные оси и соответственно отмечать необходимые точки. Для создания ситуации успеха я применяла деревянную модель координатной плоскости и выдавала, какие точки должен отметить ребенок, постепенно усложняя задания.

t1628745841aa.gift1628745841ab.gif


            У учеников, которые стремятся достичь успеха, важно поддерживать интерес. Для это нужно предлагать ребенку сложные задачи, вызовы и постоянно проговаривать, зачем мы делаем то, что делаем[4 ].

         Изучение и анализ нормативных документов, психолого-педагогической, научно-методической литературы по вопросу мотивации обучения позволил сформировать основные правила организации работы с учащимися:

 1) Организация учебного процесса по схеме усилие-успех-похвала.

2) Организация безопасного пространства.

3) Установления правил класса во время урока и на перемене.

          В процессе работы в классах учащиеся были разделены на группы (требующие поддержки при решении любых заданий; справляющиеся самостоятельно и быстро; ученики, которым необходима частая смена деятельности; ученики с мотивацией на избегание неудач и т.д.). Для каждого из учащихся мной составлен дневник его положительных качеств и качеств, требующих корректировки. Каждый месяц проводится анализ изменений в поведении и обучении учащегося для совершенствования плана работы с ним. При подготовке к занятиям план урока составляется таким образом, чтобы все учащиеся оказались в ситуации успеха, хотя бы один раз за занятие. Рассмотрим пример карты мотивов одного из учеников 5-го класса. У него имеются:

Мотивация достижения:  ему нравится побеждать, добиваться успеха.

Позиционные мотивы: он стремится к лидерской позиции, наслаждается восхищением и признанием сверстников.

Коммуникативные мотивы: он любит общаться, получает удовольствие от взаимодействия с людьми.

Познавательная мотивация в учёбе не выражена, зато ярко проявляется в лапте.

         Как эти мотивы можно задействовать на уроке?

          Играть в командные игры, где ученик может лидировать. Больше включать упражнений на общение. Создавать для него ситуации успеха, а потом хвалить перед всем классом. Т.е., существует множество вариантов, как можно подключить ребёнка к учебной деятельности, заходя со стороны его ценностей, интересов.

          Когда позитивного опыта накоплено достаточно, можно опираться на то, что получается хорошо, и использовать небольшой вызов — что-то, что пока ребёнок может сделать только с помощью учителя. Если в этих условиях гибко помогать ребёнку при столкновении с трудностями, он уйдёт с ещё более ценным ощущением «Это было трудно, но у меня всё равно получилось!».

        Для проработки сложных тем и достижения метапредметных и личностных результатов в процесс обучения включены элементы электронного обучения интерактивная тетрадь Skysmart, Яндекс.Учебник(индивидуальные задания ученикам на уроке и в кружковой деятельности), ЯКласс(удобное общее отслеживание деятельности всего класса). Для адресной работы с обучающимися организовывались уроки на образовательной платформе Учи.ру- интерактивные задания помогали учащимся хорошо отработать действия с десятичными и обыкновенными дробями. Также активно применялись схемы, плакаты с основными моментами, раздаточный материал.

t1628745841ac.jpg

        Для включения подростков в происходящее на уроке я организовывала взаимодействие ребят между собой - дискуссии и дебаты, квесты, командные проекты, а ещё интеллектуальные игры, проверку работ друг друга и обмен обратной связью

       На переменах для настроя к плодотворной работе на уроке я также старалась привлекать детей к интеллектуальным играм (цветовой код, кубик Рубика, танаграм и т.д.).

t1628745841ad.jpg          С учащейся 5-го класса была проведена научно-исследовательская работа по математике в области нумерологии. На основе имени и даты рождения одноклассников мы провели расчёты и составили психологические портреты учеников. Учащиеся класса были ознакомлены с результатами и оценили уровень их соответствия с собственными качествами. Данный социологический опрос показал, что 85% исследования подтвердились, а значит, ребята знают, что у них получается хорошо, а что нет, но не всегда способны сами изменить данную ситуацию!

         Таким образом, следует признать, что повысить эффективность обучения и положительную мотивацию учащихся возможно лишь при совместной работе учителя, психолога, обучающихся и их родителей. Важно отметить, что результат индивидуального подхода к ученику не приносит должного результата, пока в классе на уроке и на перемене неблагоприятный климат. Поэтому комфортная обстановка для работы в классном коллективе – необходимый компонент.

         Знание потребностей и мотивов конкретного ребёнка, правильно организованный процесс обучения помогут решать самые разные задачи — достичь успеха, наладить отношения с родителями, получить новые впечатления, разобраться во многих практических вопросах.


Список используемой литературы

1) Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990.

2) Психологическая коррекция умственного развития учащихся /Под ред. К.М.Гуревича, И.В.Дубровиной. - М, 1990

3) Аткинсон, Дж. В. (1981). Изучение личности в контексте продвинутой мотивационной психологии. Американский психолог, 36 (2), 117–128. https://doi.org/10.1037/0003-066X.36.2.117

4) Горянина, В.А. Психология общения: Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Горянина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.