Роль уроков родного русского языка в духовно-нравственном воспитании мл.школьников

7
0
Материал опубликован 25 July 2022 в группе

«Надеюсь, что каждый из нас понимает: Россия не возродится, если духовно- нравственные ценности не будут поставлены во главу угла. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали Великой Державой, невозможно дальнейшее развитие страны». (Святейший Патриарх Алексий II)

"Что такое хорошо и что такое плохо?"

«Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ»

(экологические, волонтёрские десанты, экскурсии краеведческие, фенологические, историко-культурологического характера; патриотические акции; спортивные соревнования) Духовно-нравственное воспитание  в рамках образовательного  учреждения осуществляется в нескольких направлениях: 1. На уроках гуманитарных предметов 2. Во внеурочной деятельности 3. Во внешкольной деятельности (литература, русский язык, основы религий) (праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры и т. д., а также в деятельность кружков, секций, клубов)

Родной (русский) язык и литературное чтение на родном (русском) языке» 

ЭТО совокупность ценностных установок, определяющих поведение правила нормы НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Задания для определения сформированности нравственных ориентиров у младших школьников Состоит из 6 заданий и рассчитана на обучающихся 3-4 классов ВЕРНО - 1 балл НЕВЕРНО – 0 баллов 3 б. – высокий уровень 2 б. – средний уровень 1-0 б. – низкий уровень

1 задание Инструкция: прочитать три небольших рассказа В. А. Осеевой, имеющих нравственную направленность, и определить их основную мысль: 1) «Что легче» 2) «Печенье» 3)«Хорошее»

«Не надо быть жадным» «Если делишься, то делись со всеми» «Надо делиться, а не забирать всё себе»

2 задание Инструкция: объяснить смысл трех пословиц, имеющих нравственную тематику: 1) «В ком стыд, в том и совесть» 2) «Твори добро молча» 3) «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха» Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 6, ст. 2-4) сказано: "Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди…У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно".

3 задание Инструкция: сформулировать «золотое» правило нравственности: 1)«…………………………………...............» 2)«Относись к людям так, ……...» 3)«Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к …..» 1) 3 балла 2) 2 балла 3) 1 балл Инструкция: сформулировать «золотое» правило нравственности: 1) 3 балла 2) 2 балла 3) 1 балл

3 задание «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе » «Надо помогать друзьям и родным» «Чего в другом не любишь, того сам не делай»  (Русская народная пословица)  «Золотое правило морали»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.  (VI-V вв. до н. э.)  Суть правила в том, что каждый человек должен предъявлять к себе такие требования, какие он предъявляет к другим.

4 задание Инструкция: дать определение нравственным понятиям : «скромность» - «дружба» - «сострадание» - максимум 6 баллов 5-6 баллов – высокий уровень 3-4 балла – средний уровень 1-2 балла – низкий уровень «это когда человеку плохо, и ты его поддерживаешь» «это когда человек страдает. Например, его кто-то ударил»

5 задание Инструкция: распределить нравственные качества личности на две группы: положительные и отрицательные. честность, вредность, скупость обидчивость, милосердие, уважение к старшим, упрямство, терпеливость, хвастовство, боязливость, обязательность, раздражительность, послушание. максимум 16 баллов 0 ошибок – высокий уровень 1-3 ошибки – средний уровень 4 и более ошибок–низкий уровень Инструкция: распределить нравственные качества личности на две группы: положительные и отрицательные. Предложенные качества : максимум 16 баллов 0 ошибок – высокий уровень 1-3 ошибки – средний уровень 4 и более ошибок–низкий уровень скромность, уступчивость ,равнодушие,

6 задание Инструкция: представить себя на месте главного героя и написать несколько предложений, продолжив рассказ. Ваня сидел в комнате за столом. Он хотел быстрее выполнить домашнее задание и пойти гулять с друзьями, которые уже ждали его на улице. Тут с работы вернулась мама. Она выглядела уставшей. Когда Ваня выполнил домашнее задание, мама попросила его навестить бабушку…

Рекомендации и упражнения, которые позволяют повысить эффективность работы по формированию нравственных ориентиров детей младшего школьного возраста 1 2 3 4 словарь нравственных понятий задания на осмысление авторских афоризмов небольшие сочинения по нравственной теме 6 фольклорные жанры работа с репродукциями русских художников инсценировка 7 5 3 включение детей в ситуации нравственного выбора

1 4 словарь нравственных понятий . «С» Скромность – качество личности, проявляющееся в сдержанности в обнаружении достоинств личности, не хвастливости. Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед обществом. Сострадание – это сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь.

2 4 задания на осмысление авторских афоризмов «Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – самому делать то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости, третье – терпеливо переносить слабости людей окружающих его». Л.Н. Толстой – О каких свойствах мудрого человека он говорит?  ( Положительный пример, быть справедливым и терпеливым) - Какими качествами еще должен обладать мудрый человек? - А как назвать все эти качества ( Положительные качества) Они и будут сокровищами мудрости. - Можно ли назвать мудрость королевой всех качеств?

3 4 небольшие сочинения по нравственной теме . На уроках родного языка обучающиеся знакомятся с различными поучительными рассказами детских авторов. После изучения можно предложить им написать короткое сочинение в стиле нравоучительной статьи или, другими словами, современное поучение, содержащее вывод. Его можно проиллюстрировать.

5 работа с репродукциями русских художников прогнозирование сюжета картины по названию придумывание названия к картине составление портрета внутреннего мира героя составление синквейна по картине представление эпизода жизни героя, воплощенного на картине, и его письменное изображение. С целью воспитания ценностного отношения к семье и Родине: В. И. Иванов «Семья» В. И. Толочко «Часовой. Детство отменённое войной»

6 4 инсценировка В процессе инсценировки дети могут «примерить» на себя роль героя рассказа и проанализировать его поступки с нравственной стороны. Для инсценировки по группам можно использовать небольшие поучительные рассказы В. Осеевой: «Сыновья»,«Синие листья», «Три товарища», «Печенье», «Кто хозяин», «Что легче»,«Просто старушка». басни И. А. Крылова: «Кукушка и петух», «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Волк и кот». После инсценировки необходимо обсудить с детьми вопросы: получилось ли у ребят передать образы своих героев, за счет чего им это удалось; какой урок вынесли для себя из рассказа (басни).

"Что такое хорошо и что такое плохо?"

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.