12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергеева Елена Витальевна171
У меня есть я...и мы справимся))))))))
Россия, Курская обл., г.Железногорск
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
7

Роль уроков родного русского языка в духовно-нравственном воспитании мл.школьников



        О духовно-нравственном воспитании говорится и пишется очень много. Но почему же «воз и ныне там»? Размышляя об этом, приходим к выводу о том, что время настало для нашего поколения такое, когда каждому, лично для себя, концептуально надо решить, что такое духовность, нравственность, какими путями идти по жизни самому, а, нам, будучи педагогами, чему учить, как учить детей.

       Сегодня в этом направлении назрели существенные проблемы. Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телефона и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные школьники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость личности.

        

 Необходимость  работы по воспитанию нравственности младших школьников обусловлена и социальным заказом общества. Отсюда приоритетными направлениями воспитания сегодня являются воспитание духовно и физически здоровой личности; гражданина, патриота и гуманиста; творческой личности.

          

      Младший школьный возраст характеризуется    повышенной     восприимчивостью     и     доверчивостью к нравственным нормам и правилам, поэтому данный период является сензитивным для работы по формированию нравственных ориентиров школьников. Сущность  нашей работы заключается в том, чтобы помочь ребенку продвинуться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню  воспитанности,     на      котором      потребуется      нравственный      выбор и самостоятельность принятия решений.


 Как все мы знаем, духовно-нравственное воспитание  в рамках  образовательного  учреждения осуществляется в нескольких направлениях.

1. На уроках гуманитарных предметов (литература, русский язык, история, обществоведения, основ религий)

2. Во внеурочной деятельности (праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры и т. д., а также в деятельность кружков, секций, клубов).

 3. Во внешкольной деятельности (экологические, волонтёрские десанты, экскурсии (краеведческие, фенологические, историко-культурологического характера; патриотические акции; спортивные соревнования).

        

     Огромными  возможностями для формирования нравственных представлений  обладают школьные предметы «Родной (русский) язык» и «Литературное  чтение на родном (русском)  языке» /далее буду именовать уроки родного языка. На этих уроках естественное желание ребенка научиться точно, понятно, свободно выражать свои мысли и понимать высказывания других обуславливает возникновение потребности познать свойства родного языка. И мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания. Перед нами ставится задача – найти соответствующие современным условиям способы организации такой деятельности.

            

 Под нравственными ориентирами понимается совокупность ценностных установок, определяющих поведение, нормы и правила жизни наших воспитанников. Чтобы работа на уроках родного языка  была плодотворной, приносящей конкретные результаты, нужно чтобы разговор о нравственности был предметным. А наполненность имеющегося «нравственного» багажа наших воспитанников призваны определить задания, которые показывают   уровень сформированности их нравственных ориентиров. Что  позволит определить качество учебно-воспитательной работы, выявить причины  успехов или неудач, разработать  комплекс упражнений, направленный на повышение эффективности этой работы, внести корректировки в Рабочие программы учебных предметов родного языка.      

Я предлагаю Вам такие задания, которые  с одной стороны для педагога предоставляют данные по диагностике сформированности нравственных качеств своих воспитанников, а с другой стороны включают детей в ситуации нравственного  выбора, и как следствие происходит формирование  их нравственной позиции, необходимой для дальнейшего вхождения в социальную среду.  Состоит такая диагностика из шести заданий и рассчитана на обучающихся 3-4 классов.

В первом задании детям предлагается  прочитать три небольших рассказа В. А. Осеевой, имеющих нравственную направленность («Что легче», «Печенье», «Хорошее»), и определить их основную мысль. Произведения В.Осеевой и басни – благодатный материал для таких заданий.

Наиболее вероятные ответы детей по второму тексту «Если делишься, делись со всеми», «Не надо быть жадным» «Надо делиться, а не забирать все себе».  – свидетельствуют о верном понимании основной мысли текста, но возможно такое, что никто  из детей не напишет, что в первую очередь мальчикам нужно было предложить печенье старшим, а потом уже кушать самим.   Это   свидетельствует о   том,   что   у детей не в полной мере сформировано уважительное и почтительное отношение к старшим.  

 Во втором задании надо  объяснить смысл трех пословиц, имеющих нравственную тематику

1) «В ком стыд, в том и совесть»

2) «Твори добро молча»

3) «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха».

Смысл 1-ой и 3-ей пословиц  детям более понятен. А вот смысл второй пословицы: «Если ты сделал что-то хорошее, то не надо хвалиться», может  быть  определён неверно - «Надо всем помогать, а не жаловаться». Поэтому после выполнения этих заданий  необходимо провести работу по установлению смысла пословицы. И диалог строится  с опорой на толкование из источника (словаря).В данном случае на информацию из Библии. …….. и на суждения учеников, посещающих Воскресную школу.

В третьем задании необходимо сформулировать «золотое» правило нравственности. Из своего опыта могу сказать, что немногие дети знают конкретную формулировку - «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились  к тебе». Поэтому это задание можно предложить в такой форме: (написать самостоятельно или продолжить)

«………………………………………………………………………»  

«Относись к людям так,   ………………………………………….»  

«Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились  к … » 

Ответы могут отражать какую-либо одну сторону нравственного поведения: «Надо помогать друзьям и родным». Суть правила шире и состоит  в том, что каждый человек должен предъявлять к себе такие требования, какие он предъявляет к другим.

Поэтому стоит позже привести такие данные:

«Золотое правило морали»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. (V вв. до н. э.) «Чего в другом не любишь, того сам не делай» (Русская народная пословица.) 

В четвертом  задании предлагается  дать определение некоторым нравственным понятиям, что позволяет  выявить степень их сформированности : «скромность», «дружба», «сострадание».

О полноценном понимании значений предложенных слов свидетельствуют такие  ответы.

 «Сострадание - это когда человеку плохо, и ты его поддерживаешь, помогаешь справиться с его трудностью, успокаиваешь»;

Неверное понимание, например: «Это когда человек страдает, например, его кто-то ударил».

В пятом задании нужно распределить нравственные качества личности на две группы: положительные и отрицательные. Задание   позволяет    выявить    личное    отношение    учеников  к различным нравственным качествам личности человека. Предложенные качества личности  вы видите на экране.…

Наиболее распространенными ошибками, исходя из своего опыта, могу указать отнесение качеств «скромность», «уступчивость» к отрицательным, а качества «равнодушие» к положительным. Это вызывает недоумение. Как Вы понимаете, в этом случае также предстоит  определенная работа по разъяснению некоторых нравственных качеств.


В шестом задании   ребятам    предлагается   представить   себя на месте главного героя и написать несколько предложений, продолжив рассказ.

«Ваня сидел в комнате за столом. Он хотел быстрее выполнить домашнее задание и пойти гулять с друзьями, которые уже ждали его на улице. Тут с работы вернулась мама. Она выглядела уставшей. Когда Ваня выполнил домашнее задание, мама попросила его навестить бабушку   …   ». От того насколько у каждого ребенка сформированы те или иные качества, мы  увидим продолжения их рассказов. Поверьте, бывает интересно их читать,  и не всё ожидаемо.

В итоге имея конкретные данные о нравственном багаже своих «питомцев», далее с помощью соответствующего языкового материала и сопровождающих его заданий, мы  можем осуществлять работу по формированию у обучающихся личностно значимых нравственных качеств и ориентиров на уроках родного языка. А чтобы устранить выявленные пробелы, выполняя проектную задачу на уроке, мы выполняем  упражнения, которые позволяют  повысить эффективность этой работы. Некоторые из них представлены на слайде.

       Я предлагаю  детям на уроках родного языка под моим руководством вести словарь нравственных понятий. При этом необходимо дифференцировать положительные и отрицательные нравственные понятия. К концу четвертого класса у детей желательно сформировать активный словарь нравственных понятий.

        

 Полезно давать детям задания на осмысление авторских афоризмов или высказываний, которые раскрывают смысл общечеловеческих ценностей. Данный вид работы дает детям возможность понять внутренний мир автора, задуматься над поднятыми проблемами, высказать и обосновать свою точку зрения по данной проблеме.

           

Одним из главных условий нравственного развития личности является погружение в свой внутренний мир, анализ жизненного опыта, самоанализ своего внутреннего состояния Такую возможность предоставляют задания, выполняемые учеником самостоятельно. Это могут быть   небольшие сочинения по какой-либо нравственной теме.

                

 Эффективным средством воздействия на эмоциональную сферу детей на уроках родного языка является живопись. Работа с репродукциями русских художников в первую очередь должна способствовать пробуждению у детей нравственных эмоций, чувств и переживаний. С этой целью рекомендую такие виды заданий:

  1. прогнозирование сюжета картины по названию;
  2. составление портрета внутреннего мира героя
  3. составление синквейна по картине;

         

         Формирование опыта нравственного поведения обеспечивает такой вид работы с текстом, как инсценировка. В процессе инсценировки дети могут «примерить» на себя роль героя рассказа и проанализировать его поступки с нравственной стороны. Для инсценировки по группам удобно брать  небольшие поучительные рассказы В. Осеевой: «Сыновья»,«Синие листья», «Три товарища», Просто    старушка»  и басни    И. А.    Крылова:    «Кукушка    и    петух»,«Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Волк и кот».

          

 

Другим упражнением, влияющим на  формированию  нравственной позиции, необходимой для дальнейшего вхождения в социальную среду, являются  задания, о которых я говорила выше : представь себя на месте главных героев и напиши продолжение и окончание истории (жизненные ситуации или на основе содержания изучаемого произведения)



 Таким образом в процессе познания "Что такое хорошо и что такое плохо" сам ребёнок будет становиться личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла,со своими реакциями на поступки других и собственное поведение. Это всё: знание принятых в обществе норм и правил поведения,переживания, способность к сочувствию, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственности. Без неё человек не может жить полноценно среди других людей.



Диагностика отношения к жизненным ценностям (модификация методики Н. И. Непомнящей)


Инструкция: представь, что у тебя есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять. Какие пять желаний ты выберешь?

Список желаний:

  1. Иметь возможность играть в компьютерные игры столько, сколько мне хочется.
  2. Всегда быть в центре внимания.
  3. Чтобы мои родители долго жили и были здоровы.
  4. Иметь много денег.
  5. Иметь возможность многими командовать.
  6. Никогда не огорчать родителей.
  7. Иметь доброе сердце.
  8. Иметь самый современный телефон, ноутбук и планшет.
  9. Иметь возможность помогать другим людям.
  10. Научиться всегда ответственно и добросовестно выполнять учебные обязанности.

Отрицательные желания (1, 2, 4, 5, 8) оцениваются 0 баллов, положительные желания оцениваются 1 баллом. Результаты обрабатываются следующим образом: 0-3 балла – недостаточный уровень; 4-5 баллов – достаточный уровень.














Анкетирование обучающихся

Цель: определить        уровень      сформированности     нравственных ориентиров у обучающихся.

Лист-опросник


Ситуация

Часто

Иногда

Редко

1. После еды я помогаю маме мыть посуду.




2. Я позволяю себе нагрубить неприятному мне

человеку.




3. Если я сижу в транспорте и вижу, что рядом со мной стоит женщина с ребенком на руках, то

я уступаю свое место.




4. Если я вижу, что на уроке мой сосед по парте

допустил ошибку в тетради, то я скажу ему об этом.




5.     Если     одноклассники      предложат     мне

прогулять урок, который мне не нравится, я соглашусь.




6. Если мой одноклассник попросит у меня помощи с домашним заданием, то я помогаю

ему.




7. Если кого-то в классе дразнят, то я тоже его

дразню.




8. Я помогаю маме делать уборку, даже если

она меня об этом не просит.




9. Если я вижу, что мой сосед не понимает новый материал, то я пытаюсь объяснить ему.




10. Я позволяю себе грубо разговаривать с

родителями.




11. Если мама просит меня помочь по дому, а я увлечен (а) интересной игрой, то я игнорирую

мамину просьбу.




12. Если во время спортивной игры кто-то из моих                             одноклассников           пропускает           мяч,              то       я

раздражаюсь на него и говорю ему, что он подводит всю команду.





При обработке полученных данных ответы на вопросы № 2, 5, 7, 10, 11, 12 «часто» и «иногда» оценивались 0 баллов, ответ «редко» – 2 баллами; ответы на вопросы № 1, 3, 4, 6, 8, 9 «иногда» и «редко» оценивались 0 баллов, ответ «часто» – 2 баллами.

Исходя из максимального количества баллов (24) определялись уровни сформированности нравственных ориентиров: 1-8 баллов – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-24 – высокий уровень



Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.