Воспитание духовно-нравственных качеств школьников на уроках русского языка и литературы
«Воспитание духовно-нравственных качеств школьников на уроках русского языка и литературы»
Описание опыта педагогической работы
Парфёнова Алла Николаевна, учитель русского языка и литературы
МОУ «СШ №72 города Макеевки»
Ведущая идея опыта. В условиях становления новой системы образования Донецкой Народной Республики происходит активный процесс поиска путей, которые позволили бы сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции образования и воспитания подрастающего поколения. Поэтому активность учителя, выраженная в применении современных методов обучения и воспитания, должна быть направлена на активную познавательную деятельность ученика, приводящую к формированию нравственно совершенной личности с активными жизненными позициями. Каждый урок должен быть направлен на воспитание творческой, активной личности, в которой так нуждается современное общество.
Актуальность опыта обусловлена потребностями современного общества. Данный опыт посильно решает проблему преобразования образовательной системы, а именно:
- преподавание русского языка и литературы как искусства слова;
- духовно-нравственное и эмоциональное воспитание личности на примере героев художественных произведений;
- воспитание толерантности, внимательности к чужому мнению;
- развитие навыков самоконтроля, умения вести диалог с людьми разного возраста, социального положения;
- расширение читательского кругозора, приобретение жизненного опыта на уроках и во внеклассной работе.
Как учитель русского языка и литературы считаю, что в общественной атмосфере сегодняшнего дня, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее всего общества.
В новых Государственных образовательных стандартах основного, среднего общего образования по русскому языку и литературе значительно усилена духовно-нравственная функция предметов и определены цели изучения русского языка и литературы: воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.
Безусловно, духовно-нравственное воспитание – это долгий и кропотливый процесс, но именно вся система работы, например, над художественным произведением, а также внеклассная работа способствует формированию духовных ценностей учащихся.
Теоретическая база опыта. Проблема духовности рассматривалась педагогами много лет назад. Об этом свидетельствуют труды педагогов прошлого: Я. А. Коменского, Г. Г. Песталоцци, А. Дистервега, В. А. Сухомлинского. Они единодушно выделяли главные факторы, которые влияют на духовное воспитание учащихся: труд, семья, школа, учитель. На современном этапе проблемой духовности занимаются многие ученые, среди которых: О.Н.Майкина, И.А.Зязюн, С.Л.Соловейчик, А.И. Зеличенко. В своей работе я также использую элементы технологии педагогики сотрудничества как отечественной советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), классической русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой), так и зарубежной (Ж.–Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн). Кроме того, особое внимание мною уделяется основам гуманно - личностной педагогике сотрудничества Ш. А. Амонашвили.
Моя работа над проблемой «Воспитание духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы» основывается на системе современных психолого-педагогических знаний и мониторингов, в которых учтены закономерности и условия всестороннего развития ребенка.
Ещё великие русские учёные А.Н.Острогорский и В.О.Стоюнин утверждали, что важнейшими средствами воспитания гуманизма и патриотизма являются именно литература и искусство.
В своей работе я также опираюсь на принцип обучающего воспитания, разработанный известным петербургским учителем Е.Н.Ильиным. В его основе - реализация через осмысление учениками духовно-нравственных понятий и формирование нравственных отношений с окружающими в процессе учебно-познавательной и творческо-аналитической деятельности. Поэтому от пятого к одиннадцатому классу у учащихся углубляется и расширяется объем таких понятий как истина, совесть, смирение, терпение, милосердие, бескорыстие, любовь, сострадание, достоинство и т.п.
Работая над проблемой, исхожу из того, что формирование духовности учащихся будет более эффективным, если в процессе преподавания литературы использовать специально разработанные задания и ситуации, которые ставят учеников в условия развития нравственно-эмоциональных качеств личности.
Основные принципы работы, которые использую на уроке:
- принцип диалогичности, открытости;
- принцип творчества и успеха;
- принцип поиска самостоятельного решения.
Ведущие методы на моих уроках:
- метод самоанализа и самооценки;
- метод коллективного поиска.
Инновационный характер опыта заключается в создании системы по раскрытию и развитию навыков самоанализа и творческого потенциала личности ученика на уроках русского языка и литературы.
На основе полученных данных мною были выделены уровни, которые определяли уровень сформированности духовно-нравственных качеств школьников. Низкий уровень характеризуется отсутствием культуры общения, ученик не стремится к лучшему в жизни, не дифференцирует понятия «добро» и «зло», «прекрасное» и «ужасное».
Средний уровень указывает на присутствие определенного уровня культуры в ученике, но он стремится только к личной значимости, выгоде и престижу, требует к себе большого внимания и стимулирования его деятельности.
Высокий уровень указывает на высокую познавательную активность, присутствие культуры, знаний моральных, этических норм поведения.
В своей работе стремлюсь выяснить, как сами ученики относятся к использованию на уроках русского языка и литературы специально созданных ситуаций по развитию духовно-нравственных качеств. С этой целью провожу индивидуальные беседы, анкетирование, которое включает в себя такие вопросы, как:
- Интересны ли вам уроки, на которых вы рассматриваете ситуации, связанные с моралью?
- Вы бы хотели, чтобы уроки проводились в форме ролевой игры?
- Нравятся ли вам уроки-дискуссии, где раскрываются понятия «добро» и «зло»?
Описание опыта. «Уважение учащейся личности, признание ее свободы и самостоятельности должно проникать во весь школьный строй, т.е. стоять на первом плане, а предметы – это только средства» (П.Ф. Каптерев). Такой подход позволяет выделить в качестве системообразующих такие внутренние характеристики личности, как духовность и нравственность. Нормы и принципы нравственности получают свое выражение в категориях нравственности – идеалах добра и зла. Этот подход и стал основой моей работы.
Сделать увлекательным выполнение грамматического задания, чтение литературного произведения, дать возможность обучаемым расширить границы известных им понятий, обострить читательское восприятие – таковы задачи, которые ставлю перед собой. Активные формы работы на уроках, такие как, например, литературно-музыкальная гостиная, урок-суд, урок – спектакль, урок-презентация, которые использую на уроке, включают в себя игровые ситуации, ролевые игры, дискуссии, разнообразные задания, раскрывающие перед учениками новые возможности, перспективы по формированию духовности.
В пятом классе, например, на уроке-путешествии по произведениям устного народного творчества проходит обстоятельный разговор о справедливости, трудолюбии, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень и праздность. На аукционе мнений ученики высказывают свое мнение о пословицах: «Бог не в силе, а в правде», «Засыпь правду золотом, а она всплывёт», «Сытый голодного не разумеет», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» и многих других, которые являются не только копилкой мудрости, но и руководством к действию.
Произведения замечательного русского писателя А. Платонова входят в ныне действующую программу по литературе для средней школы как для обязательного, так и для самостоятельного изучения. Творчество Платонова позволяет прикоснуться к жизни «обнаженным сердцем». Главная моя задача на уроках по творчеству А. Платонова – помочь детям понять, что эти герои по-настоящему человечны, они «одно дыхание, единое, теплое живое существо» (А.Платонов), они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого глубокого уважения и искренней любви, потому что «больно одному – больно всем, умирает один – мертвеют все» (А.П.Платонов).
Анализ ситуации, где герой поставлен перед нравственным выбором и оценка его решения с учетом последствий поступка позволяет учащимся оценивать собственные действия, формирует умения выбирать оптимальный вариант нравственного решения и его исполнения. Речь, таким образом, идет о воспитании читателя через читательские качества, с их помощью - о формировании всесторонне и гармонично развитой личности.
Обучение анализу поступков героев способствует саморазвитию учащихся. Используя понятия «мотив поступка», «цель жизни», школьники проводят параллель от литературы к жизни и, таким образом, на моих уроках они создают модель своего будущего.
Так, при изучении повести Гоголя «Тарас Бульба», на вопрос: «Прав ли Тарас, убивая своего сына?» – ответы можно услышать самые разные, но важно здесь то, что, решая непростые для себя вопросы, ребята учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, опираясь на тот нравственный потенциал, который заложен в Евангелии. Тарас казнит сына за измену родине. Долг патриота подсказывает ему, что только так следует поступить: изменнику родины не должно быть пощады.
Приемы активизации познавательной деятельности могут провоцировать не только читательскую активность, но и артистические наклонности. Учащимся очень интересно представлять себя в роли актера или режиссера, когда они проявляют свободу творчества и выражения. Предлагаю на уроке (иногда в качестве домашнего задания) нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат, устроить вернисаж иллюстраций, придумать и нарисовать медали к юбилейным датам.
К этому же типу активизации познавательной деятельности учащихся относится и следующее задание: посмотреть на героя или ситуацию глазами психолога, президента, соседа.
Такие приемы помогают мне следить за личностным восприятием учащихся, анализировать движение их чувств, психологические процессы, протекающие в душе каждого ученика при изучении художественного произведения.
Работа над решением проблемных вопросов будет неполной, если не брать во внимание работу над словом, так как через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, происходит интеллектуальное развитие ребенка, с помощью языка закладывается духовное и нравственное начало личности.
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.
При изучении тем «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести. Совместная работа с учениками строится двумя способами: предлагаю ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание. Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, рассматриваем ряд следующих понятий: «дружба»- «товарищество» - «приятельские отношения», вспоминаем произведения УНТ на эту тему, произведения современных авторов, в которых поднимается эта проблема, строим предложения, записываем лучшие, анализируем орфограммы, пунктограммы.
При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами часто использую такой принцип Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».
Подобный дидактический материал позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.
Для выявления уровня осознанности нравственной категории и оценки ее наличия у себя использую методику «Какой я?». Предлагаю учащимся оценить себя. Написать рядом с такими качествами, как аккуратный, честный, добрый, ленивый, упрямый, грубый одно из слов: всегда, иногда, никогда.
Интересно, на мой взгляд, проходят «Уроки самопознания». Они учат простой истине: как стать Человеком. Здесь происходит накопление опыта нравственных взаимоотношений. Практической базой моих уроков являются исторические и житейские рассказы, притчи, сказки, стихотворения. Использую на «Уроках самопознания» комплексный дидактический материал по нравственной тематике, содержащий проблемы, а также занимательный материал. Благодаря этому, школьники учатся лучше понимать друг друга, формируется нравственное поведение через постижение таких общечеловеческих ценностей как добро, истина, красота, духовность.
Обязательным элементом «Уроков самопознания» является обращение к личному опыту учащихся и их размышления по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Так как в практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться, использую личностно-развивающие ситуации, а именно:
- проблемную (когда идёт поиск новых знаний для решения проблемы);
- прогностическую (направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
- конструктивную (предполагает проектирование поведения в заданных условиях);
- оценочную (направлена на формирование и развитие навыков оценки);
- аналитическую (используется для анализа верных и ошибочных действий участников);
- репродуктивную (предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения).
В духовно-нравственном воспитании на уроках русского языка огромную роль играют художественные тексты, которые служат моделью, образцом высказывания, обогащают речь учащихся словами с культурными компонентами, искусствоведческими терминами и лексикой, используемой в социально – культурной сфере.
Рассмотрим элемент урока русского языка в 9-м классе на тему «Слово о русском языке. Функции русского языка в современном мире».
На этом уроке мы воспитываем любовь и уважение к родному языку, вспоминаем высказывания и пословицы о «великом, могучем, правдивом, свободном». Наиболее понравившиеся записываем, разбираем в нём орфограммы, пунктограммы, выясняем тип предложения, выписываем слова для морфемного разбора. На определённом этапе я спрашиваю учеников о том, какое слово появилось раньше: русский или Россия? Они размышляют вслух, вспоминая историю, и приходят к выводу: слово «русский» появилось раньше. Подкрепляю их рассуждения проверенным источником. Сопоставляем это слово с английским «Russia», убеждаемся, что и там есть удвоенная согласная в корне. Связываем со словообразованием, и думаю, что написание удвоенной согласной в корне слова после проделанной работы никогда не вызовет затруднений.
Далее обращаемся к работе с текстом К. Г. Паустовского. Он говорил: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык… Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему своего народа. Мы приняли в дар блистательно и неслыханно богатый язык наших классиков». Вспоминаем вместе с ребятами имена великих русских поэтов и писателей, размышляем над высказыванием, отстаиваем свою точку зрения, доказываем её, приводим примеры из текстов художественной литературы.
Весь урок наполнен духовностью, уважением и любовью, гордостью за родной язык. Кроме этого, он выполняет и задачи, поставленные его формой с учётом тематики. Он целостный, интересный, актуальный.
Работая над проблемой, стараюсь моделировать урок в разных технологиях, использовать различные методические приёмы, активизировать познавательную деятельность учащихся разнообразными эффективными способами, повышать качество гуманитарной подготовки современных школьников.
Наблюдая за ребятами, я вижу, как меняется их поведение, оценка окружающей действительности. Анализируя их сочинения – размышления «Что есть добро?», « В жизни всегда есть место подвигу?», «А я способен на …?», наблюдаю, как происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, изменяется и «набор» жизненных ценностей учеников разного возраста: любовь, честность, познание, самореализация. Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваю в рамках мониторинговых процедур, а это: экспертные суждения родителей, анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста, самооценочные суждения детей.
Образование – длительный этап в жизни человека. В этот период он не только обучается, но и формируется как личность вне школы – дома, с друзьями, в контактах с родной природой и малой родиной, осмысляя человеческую жизнь вообще. Самый верный компас личности в трудную пору ее становления – это извечные заповеди добра и совести, которые так щедро вобрали в себя литература и русский язык.
Результативность опыта в том, что наблюдается динамика развития личности, повышается мотивация и творческая активность учеников, о чем свидетельствуют результаты учебных достижений учащихся.
Имею публикации участника педагогических онлайн – конференций: сетевого образовательного издания «Академия Педагогики» (доклад «Воспитание духовно-нравственных качеств на уроках литературы путем применения новых технологий в общеобразовательной школе», август 2018), на портале «Солнечный свет» (Доклад «Задача Человека – творить добро (о воспитательном значении уроков литературы в общеобразовательной школе), август 2018).
Список литературы
Бердяев Н.А. «О назначении человека». Париж: Изд. "Современные записки", 1931
Донченко Л.М. На уроке и вне урока // Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». – М., 2011
Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. Методическое пособие: «Паритет», 2008
Интернет-источники