12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Шадрина Наталья Владимировна1323
Россия, Воронежская обл., Воронеж
5

Вводный урок «Роль языка в жизни общества»



Тема урока: Роль языка в жизни общества


Таблица
DOC / 45.5 Кб

приложение 1
DOC / 31.5 Кб

приложение 2
DOC / 34 Кб

приложение 3
DOC / 27 Кб

презентация
PPT / 7.15 Мб


Тип урока: вводный урок

Форма урока: урок - открытие

Цель урока:

показать перспективность «проходной» темы

открыть богатство и выразительность родного языка

Ход урока

  • Вступительное слово. Сообщение целей урока. Слайд №1

- В начале каждого учебного года мы мучаемся вопросом: «С чего начать изучения курса русского языка?», - чтобы было и полезно, и интересно. Первая тема.., мимо которой, как правило, проходят. Экономят время. Сломала голову, как преподнести, чтобы сделать проходную тему перспективной. Придумала.

- Что мы знаем о языке?.. Перед Вами подсказка - белая доска. Ничего, скажите Вы. Ну это как посмотреть. Белый лист. Чистое свободное пространство. Белый свет, как известно, многолик: при определенных обстоятельствах он раскладывается на 7 цветов спектра. Самое совершенное создание. Но и язык, по нашему мнению, совершенен.

  • Эвристическая беседа. Работа с карточкой (приложение 1) и доской, на которую помощники по мере ответов участников прикрепляет надписи (приложение 2)

- Попробуем силой своей мысли разложить это пространство на части.

- И поможет нам в этом основная единица языка – СЛОВО!

- Помните, как в Библии: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Кстати, А.С.Шишков, автор «Славянского корнеслова», доказывает, что слово «человек» происходит от понятия «слово». Посмотрим на СЛОВО с точки зрения языка. Что нам удастся с ним сделать? Мне понадобятся 2 помощника-археолога, которые будут отыскивать во множестве информации только ту, которая будет произнесена. Перед Вами разноцветные карточки, которые содержат полезную информацию.

- Прежде всего Слово мы можем …написать, тогда оно предстанет как последовательность… букв, слово мы можем… произнести, и это будет набор… звуков. Изучает буквы – графика, а звуки – фонетика.

- Слово мы можем …разложить на части и образовать от него новые слова, используя… приставки, суффиксы. Приведите примеры. Это – область изучения морфемики и словообразования.

- Прочтите фразы. В каждой из них присутствует СЛОВО. Одно и то же? В чем разница? Слово понимается по-разному, потому что оно может быть многозначным. Значения слов и их отношения друг с другом – это область лексикологии и фразеологии.

- Что еще мы можем сделать со словом…Задать вопрос, определить род… Этим занимается морфология.

- Мы можем соединить слова и получим…словосочетания и предложения. Говорим о синтаксисе.

- Выберите правильное написание слова «словесный». Что вам помогло? Орфография.

- Без этого раздела языка расположение слов, соединенных в предложения, не имеют смысла. И это – пунктуация.

- Посмотрите: с помощью только одного слова мы вспомнили основные разделы, единицы и понятия языка!

- Что произошло с нашим изначально белым пространством? Оно постепенно заполнилось яркими цветными пятнами. Это работа Вашей мысли. А мышление, как известно, невозможно, без языка.

- В перспективе за 45-минутный урок белое пространство должно стать таким (таблица, слайд 2). Это не что иное, как все понятия, с которыми дети знакомятся в курсе русского языка.

  • Этап открытия. Работа с рабочим листом (приложение 3), слайды 3-26

- Язык – это знаковая система, т.е. нечто целое и разумно организованное. Как периодическая система Менделеева, или последовательность Фибоначчи, или октава.

- Попробуем обнаружить принцип, лежащий в основе данной системы, и в этом нам поможет цвет. Для начала вспомните считалочку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» Она укажет Вам на некую последовательность, с которой мы будем работать. И мне опять нужны люди, в полномочия которых будет входить фиксация наблюдений.

- Преобладает, безусловно, красный, по какому признаку объединены графы красного цвета? Это признаки, противопоставленные друг другу и соответствующие цифре 2.

- Перед Вами рабочие листы, содержащие информацию о символике данных цифр и чисел. Давайте посмотрим, что кроется за ним. Взглянем на эти знаки не с точки зрения языка, а с точки зрения жизненного опыта.

2 – символ противопоставления, разделения власти. Что является демонстрацией этого символа в нашей жизни?

Небо и земля

Война и мир

Добро и зло

Мужчина и женщина

Северный и южный полюс

День и ночь

Формы правления: монархия и республика

Оранжевым цветом зашифрованы триединые понятия языка. Назовите их. А какова символика цифры? С чем она связана?

3 – символ абсолютного совершенства:

Трехмерность пространства

Триглав, Троица

Трехчастность категории времени

Три ветви славянских и восточнославянских языков

Желтый цвет связан с цифрой 4. А 4– символ идеально устроенной Вселенной. Расскажите мне об этом.

Стороны света

Направления

Времена года

Зеленый цвет соответствует тем явлениям языка, которые представлены цифрой 5, а в сознании человека

5 - Символ совершенного создания

Пентаграмма

5 элементов мироздания: вода, огонь, воздух, земля, эфир

5добродетелей: любовь, мудрость, истина, справедливость и доброта.

5 пальцев на руке

5 –балльная система оценок

Цвет небесно - голубой объединил в себе те явления языка, которые представлены цифрой 7

7– символ завершенности, и мы это наблюдаем в таких реалиях,как:

7 дней в неделе

7 цветов палитры, радуги

7 нот

7 чудес света

7 славянских племен

7 периодов системы химических элементов

Синий цвет принадлежит частям речи и знакам препинания, так как их 12

12–символ счастья, т.к. происходит утроение идеального числа:

12 месяцев

12 зодиакальных созвездий

12 апостолов

12 великих праздников


 

- Напомните, пожалуйста, сколько чисел из нашего ряда мы уже рассмотрели? Если не трудно, суммируйте их и вычислите 7–ое по счету число, это -33. Удвоение символа абсолюта, возраст Иисуса Христа. В языке имеет великолепное соответствие – число букв в алфавите. Их 33, а их комбинацией мы получаем бесчисленное множество слов. Разве это не Совершенство?! Причем, заметьте, что 33-ей по счету стоит буква «Я». Я – человек, с Я начинается и слово «язык»! Улавливаете связь?

- В итоге, рассмотрев систему, мы получаем код языка: 2 3 4 5 7 12 33

- Так что же кроется за последовательностью этих цифр и чисел? Правильно, картина мира, которую создает человек, постигая мир. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что числовой код языка равен коду структуры космоса. Человек зашифровал в языке знания о мире. А это еще одна функция языка – быть средством накопления и передачи опыта народа.

  • Творческая работа (слайд 27)

- Давайте прочтём значение каждой буквы алфавита, зашифрованной в коде: 2-Б (буквы), 3 –В (веди, знать), 4 –Г (глаголи, говорить), 5 – Д (добро), 7 – Ё (смирение), 12 – К (качество), 33 – Я (душа). Получается предложение: «Буквы знают и говорят: добро и смирение – качества души». Закон жизни. Из этих слов и букв можно сложить бесконечную вариацию (попробуйте), но каждая из них будет наполнена душей и жизнью. Разве язык не совершенство?!

  • Подведение итогов (слайд 28)

- А вот зачем человеку дан язык? Каждый должен найти свой ответ


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.