Вводный урок «Роль языка в жизни общества» (9–11 классы)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: Роль языка в жизни общества
Таблица
DOC / 45.5 Кб
приложение 1
DOC / 31.5 Кб
приложение 2
DOC / 34 Кб
приложение 3
DOC / 27 Кб
презентация
PPT / 7.15 Мб
Тип урока: вводный урок
Форма урока: урок - открытие
Цель урока:
показать перспективность «проходной» темы
открыть богатство и выразительность родного языка
Ход урока
-
Вступительное слово. Сообщение целей урока. Слайд №1
- В начале каждого учебного года мы мучаемся вопросом: «С чего начать изучения курса русского языка?», - чтобы было и полезно, и интересно. Первая тема.., мимо которой, как правило, проходят. Экономят время. Сломала голову, как преподнести, чтобы сделать проходную тему перспективной. Придумала.
- Что мы знаем о языке?.. Перед Вами подсказка - белая доска. Ничего, скажите Вы. Ну это как посмотреть. Белый лист. Чистое свободное пространство. Белый свет, как известно, многолик: при определенных обстоятельствах он раскладывается на 7 цветов спектра. Самое совершенное создание. Но и язык, по нашему мнению, совершенен.
-
Эвристическая беседа. Работа с карточкой (приложение 1) и доской, на которую помощники по мере ответов участников прикрепляет надписи (приложение 2)
- Попробуем силой своей мысли разложить это пространство на части.
- И поможет нам в этом основная единица языка – СЛОВО!
- Помните, как в Библии: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Кстати, А.С.Шишков, автор «Славянского корнеслова», доказывает, что слово «человек» происходит от понятия «слово». Посмотрим на СЛОВО с точки зрения языка. Что нам удастся с ним сделать? Мне понадобятся 2 помощника-археолога, которые будут отыскивать во множестве информации только ту, которая будет произнесена. Перед Вами разноцветные карточки, которые содержат полезную информацию.
- Прежде всего Слово мы можем …написать, тогда оно предстанет как последовательность… букв, слово мы можем… произнести, и это будет набор… звуков. Изучает буквы – графика, а звуки – фонетика.
- Слово мы можем …разложить на части и образовать от него новые слова, используя… приставки, суффиксы. Приведите примеры. Это – область изучения морфемики и словообразования.
- Прочтите фразы. В каждой из них присутствует СЛОВО. Одно и то же? В чем разница? Слово понимается по-разному, потому что оно может быть многозначным. Значения слов и их отношения друг с другом – это область лексикологии и фразеологии.
- Что еще мы можем сделать со словом…Задать вопрос, определить род… Этим занимается морфология.
- Мы можем соединить слова и получим…словосочетания и предложения. Говорим о синтаксисе.
- Выберите правильное написание слова «словесный». Что вам помогло? Орфография.
- Без этого раздела языка расположение слов, соединенных в предложения, не имеют смысла. И это – пунктуация.
- Посмотрите: с помощью только одного слова мы вспомнили основные разделы, единицы и понятия языка!
- Что произошло с нашим изначально белым пространством? Оно постепенно заполнилось яркими цветными пятнами. Это работа Вашей мысли. А мышление, как известно, невозможно, без языка.
- В перспективе за 45-минутный урок белое пространство должно стать таким (таблица, слайд 2). Это не что иное, как все понятия, с которыми дети знакомятся в курсе русского языка.
-
Этап открытия. Работа с рабочим листом (приложение 3), слайды 3-26
- Язык – это знаковая система, т.е. нечто целое и разумно организованное. Как периодическая система Менделеева, или последовательность Фибоначчи, или октава.
- Попробуем обнаружить принцип, лежащий в основе данной системы, и в этом нам поможет цвет. Для начала вспомните считалочку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» Она укажет Вам на некую последовательность, с которой мы будем работать. И мне опять нужны люди, в полномочия которых будет входить фиксация наблюдений.
- Преобладает, безусловно, красный, по какому признаку объединены графы красного цвета? Это признаки, противопоставленные друг другу и соответствующие цифре 2.
- Перед Вами рабочие листы, содержащие информацию о символике данных цифр и чисел. Давайте посмотрим, что кроется за ним. Взглянем на эти знаки не с точки зрения языка, а с точки зрения жизненного опыта.
2 – символ противопоставления, разделения власти. Что является демонстрацией этого символа в нашей жизни?
Небо и земля
Война и мир
Добро и зло
Мужчина и женщина
Северный и южный полюс
День и ночь
Формы правления: монархия и республика
Оранжевым цветом зашифрованы триединые понятия языка. Назовите их. А какова символика цифры? С чем она связана?
3 – символ абсолютного совершенства:
Трехмерность пространства
Триглав, Троица
Трехчастность категории времени
Три ветви славянских и восточнославянских языков
Желтый цвет связан с цифрой 4. А 4– символ идеально устроенной Вселенной. Расскажите мне об этом.
Стороны света
Направления
Времена года
Зеленый цвет соответствует тем явлениям языка, которые представлены цифрой 5, а в сознании человека
5 - Символ совершенного создания
Пентаграмма
5 элементов мироздания: вода, огонь, воздух, земля, эфир
5добродетелей: любовь, мудрость, истина, справедливость и доброта.
5 пальцев на руке
5 –балльная система оценок
Цвет небесно - голубой объединил в себе те явления языка, которые представлены цифрой 7
7– символ завершенности, и мы это наблюдаем в таких реалиях,как:
7 дней в неделе
7 цветов палитры, радуги
7 нот
7 чудес света
7 славянских племен
7 периодов системы химических элементов
Синий цвет принадлежит частям речи и знакам препинания, так как их 12
12–символ счастья, т.к. происходит утроение идеального числа:
12 месяцев
12 зодиакальных созвездий
12 апостолов
12 великих праздников
- Напомните, пожалуйста, сколько чисел из нашего ряда мы уже рассмотрели? Если не трудно, суммируйте их и вычислите 7–ое по счету число, это -33. Удвоение символа абсолюта, возраст Иисуса Христа. В языке имеет великолепное соответствие – число букв в алфавите. Их 33, а их комбинацией мы получаем бесчисленное множество слов. Разве это не Совершенство?! Причем, заметьте, что 33-ей по счету стоит буква «Я». Я – человек, с Я начинается и слово «язык»! Улавливаете связь?
- В итоге, рассмотрев систему, мы получаем код языка: 2 3 4 5 7 12 33
- Так что же кроется за последовательностью этих цифр и чисел? Правильно, картина мира, которую создает человек, постигая мир. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что числовой код языка равен коду структуры космоса. Человек зашифровал в языке знания о мире. А это еще одна функция языка – быть средством накопления и передачи опыта народа.
-
Творческая работа (слайд 27)
- Давайте прочтём значение каждой буквы алфавита, зашифрованной в коде: 2-Б (буквы), 3 –В (веди, знать), 4 –Г (глаголи, говорить), 5 – Д (добро), 7 – Ё (смирение), 12 – К (качество), 33 – Я (душа). Получается предложение: «Буквы знают и говорят: добро и смирение – качества души». Закон жизни. Из этих слов и букв можно сложить бесконечную вариацию (попробуйте), но каждая из них будет наполнена душей и жизнью. Разве язык не совершенство?!
-
Подведение итогов (слайд 28)
- А вот зачем человеку дан язык? Каждый должен найти свой ответ