Урок обществознания по теме «Право, его роль в жизни общества и государства» (9 класс)
Урок обществознания
по теме «Право, его роль в жизни общества и государства»
Целевая аудитория: учащиеся 9 (кадетского) класса.
Цель: Формирование правовой компетентности учащихся.
Задачи:
Познакомить с понятием «право», его признаками, ролью в жизни человека, общества, государства;
Развивать умение анализировать, делать выводы, давать правовую оценку конкретных жизненных ситуаций, высказывать собственную точку зрения;
Воспитывать осознание ценности права в жизни человека.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; рабочие листы для учащихся, кейсы с выдержками из Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании в РФ», Указа президента.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Усвоение основных понятий темы: право, закон, естественное право позитивное право, нормативно-правовой акт, подзаконный акт, система права, отрасль права, институт права.
Понимание основного предназначения права в жизни человека, общества, государства.
Умение приводить примеры действия правовых норм.
Метапредметные:
Развитие умения воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию понятия, в частности – права.
Совершенствование умения работать с текстом документа.
Формирование критического мышления.
Личностные:
Осознание ценности права.
Формирование собственной аргументированной позиции по вопросу значения права.
Умение соотносить свои поступки с нормами права.
Формируемые УУД:
Регулятивные: умение формулировать цель и задачи собственной деятельности, самостоятельно составлять план действий, регулировать временные рамки, отведенные на достижение цели.
Коммуникативные: умение вырабатывать общую цель и функции участников в группе, задавать вопросы учителю и сверстникам, вести диалог, высказывать собственную точку зрения.
Личностные: освоение правил грамотного правового поведения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Познавательные: умение анализировать информацию, самостоятельно формулировать определения понятий, анализировать результат деятельности.
Основные понятия: Право, закон, позитивное право, естественное право, система права, отрасль права, институт права, нормативно - правовой акт, подзаконный акт.
Приемы, используемые на уроке: Беседа, самостоятельная работа в парах, анализ деятельности, личностная рефлексия.
Тип урока: урок формирования нового знания.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Слайды презентации |
Мотивация к учебной деятельности |
Знакомит с эпиграфом: Сущность закона - человеколюбие У. Шекспир Показывает на слайде фотографию памятника праву в Будапеште. Задает вопросы: Какие чувства вызвала фотография? Что бы это могло быть? Для чего люди создали такой памятник? Почему такой памятник установлен напротив венгерского Парламента? Дополняет ответы учащихся информацией о памятнике: создан в 2005 году на берегу Дуная в память жертвам холокоста и т.д. Обобщает ответы учащихся. Предлагает к концу урока дать название памятнику. Просит назвать тему урока. Выводит тему урока на слайд. |
Участвуют в обсуждении. Выявляют проблему. Выходят на тему урока. Формулируют цель, задачи. |
|
Построение нового знания |
Организует беседу по понятию «право»: Кто из вас может сказать: «Я имею право»? Какие свои права вы можете назвать? Как можно назвать перечисленные права? А что вообще такое «право»? Выводит на слайде первое определение понятия «право». Задает вопрос: - зачем человеку нужна возможность поступать по своему собственному убеждению? (выводит на понятие «естественное право»). Выводит на слайде второе определение понятия «право». Задает вопрос: - для чего обществу нужна совокупность правил поведения? (выводит на понятие «позитивное право»). Выводит на слайде третье определение понятия «права». Задает вопрос: - что означает мера свободы человека? (выводит на понятие «ответственность»). Обобщает ответы учащихся. Предлагает выбрать определение понятия «право» для запоминания к зачету. Организует мозговой штурм по понятию «нормативно-правовой акт»: В какой момент право становится нормой (правилом)? Какой нормативно-правовой акт является главным в государстве? Что вы знаете о Конституции РФ? Какие нормативно-правовые акты издаются в государстве на основе Конституции? Что вы знаете о законах? А какие нормативно-правовые акты издаются на основе законов РФ, к примеру, президентом РФ? Правительством РФ? Министерствами РФ? Чем является тогда Трудовой Кодекс РФ с точки зрения нормативно-правового акта? Обобщает ответы учащихся. Демонстрирует некоторые нормативно-правовые акты. С помощью слов-подсказок на слайде организует беседу по вопросу отличительных признаков (особенностей) нормативно-правовых актов от, к примеру, норм морали. С помощью проблемного вопроса выводит учащихся на понятия «Система права», «Отрасли права», «Институты права»: Как же не запутаться в огромном разнообразии нормативно-правовых актов? Что сделало государство с целью их упорядочения? Предложите названия отраслей права по указанным на слайде предметам их регулирования. Почему все отрасли разделены на 2 группы? Как они называются? (просит найти ответы на данные вопросы дома, прием – нерешенное домашнее задание). Знакомит с понятием «Институты права», просит предположить и назвать по несколько институтов в каждой отрасли. Обобщает ответы учащихся. |
Принимают участие в беседе. Формулируют понятия «право», «естественное право», «позитивное право». Делают выводы. Записывают ключевые слова каждого определения в рабочий лист. Принимают участие в беседе. Формулируют понятия «нормативно-правовой акт», «закон», «подзаконный акт». Делают выводы. Заполняют рабочий лист. Формулируют признаки с помощью слов на слайде. Формулируют понятия «Система права», «Отрасли права», «Институты права». Заполняют рабочий лист. Делают выводы. |
|
Применение полученных знаний |
Организует работу с кейсами в парах. Дает задание: Изучить документ Определить, какой нормативно-правовой акт представлен Доказать свою точку зрения с помощью 3-х аргументов (назвать признаки, по которым определили тип нормативно-правового акта) Обобщает ответы учащихся. |
Работают с кейсами, выполняют задание учителя. Делают выводы. |
|
Рефлексия учебной деятельности |
Организует беседу по вопросам: - Какие ваши права, права педагога реализовывались сегодня на уроке? - Какие нормативно-правовые акты лежали в основе общения на уроке? Возвращается к слайду с фотографией памятника в Болгарии: - Какое название дали бы вы памятнику? Обращается к эпиграфу урока, просит сделать вывод по теме урока. |
Отвечают на вопросы учителя, дают название памятнику, формулируют вывод. |
Кейс 1
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем …
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Статья 21
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 25
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Кейс 2
Принят
Государственной Думой
21 декабря 2012 года
Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2012 года
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
Кейс 3
О проведении в Российской Федерации Года театра
В целях дальнейшего развития театрального искусства
постановляю:
1. Провести в 2019 году в Российской Федерации Год театра.
2. Правительству Российской Федерации:
а) до 1 июня 2018 г. образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года театра и утвердить его состав;
б) обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года театра.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года театра.
4. Настоящий … вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
28 апреля 2018 года
N 181