Вводный урок русского языка (9 класс)
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка
Работу выполнила: Петрушенко Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
первая квалификационная категория
Тема: «Вводный урок о русском языке»
Цели:
- познакомить с учебным пособием комплекса по русскому языку «Русский язык. Практика» для 9 класса;
- выяснить отношение учащихся к родному языку, значимость его изучения;
- познакомить с особенностями курса русского языка в 9 классе.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Сообщение темы и целей урока.
III.Знакомство с особенностями курса русского языка в 9 классе.
Беседа
Какой раздел науки о языке мы продолжим изучать в 9 классе?
Что мы изучали в 8 классе? А что будем изучать в 9 классе?
Вспомним, что такое синтаксис и для чего его надо изучать? (§156).
А как называется система правил знаков препинания? Расскажите о роли знаков препинания? (§13,156).
IV.Запись предложений под диктовку.
1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи. 2. В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно. (Н. В. Гоголь.)
Какие слова называются синонимами?
Какой синоним можно подобрать к слову «дивишься»?
IV. Работа с толковым словарём.
В школьном толковом словаре найдите значение слова «язык». Какое это слово, однозначное или многозначное?
Что вы можете сказать о значении русского языка?
V. Лекция учителя о значении русского языка.
Задание: составить план лекции в форме вопросов, которые затрагиваются в ней.
- Вспомним, что такое план? (План - краткий последовательный перечень основных мыслей, положений автора.)
Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.
«Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные». («Энциклопедический словарь юного филолога».) В определении состава мировых языков учитывается число говорящих на нем как в стране, где живут носители языка, так и за ее пределами, авторитет, роль страны этого языка в истории и современности; сформированность национального языка, обладающего длительной письменной традицией; установившиеся нормы, хорошо исследованные и описанные в грамматиках, словарях, учебниках.
Международные языки охватывают международные сферы - дипломатию, туризм, международную торговлю, они изучаются в качестве «иностранных языков» в школах, в вузах. Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединенных наций (ООН).
Официальными мировыми языками ООН признает английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.
Русский язык стал общепризнанным языком в середине XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что эго один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык - один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка или через него наблюдались с давних пор. Еще в XVI-XVII вв. европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, боярин, царь, казак, изба, кафтан, балалайка, копейка, квас, блин. Как свидетельство внимания к изменениям в общественно-политической жизни России в языки народов мира вошли такие слова, как перестройка, гласность и другие.
Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку, несмотря на изменения, произошедшие в России в последние десятилетия. Стало, конечно, меньше изучающих русский язык, зато резко возросла их мотивированность, и число действительно выучивших русский язык, как это на первый взгляд ни удивительно, в среднем мало отличается от наблюдавшегося ранее в период расцвета России. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.
VI. Работа с толковым словарём.
- Как вы думаете, что означает слово «ассоциация»? Проверьте по толковому словарю, правы ли вы. (Ассоциация - объединение лиц или учреждений одного рода деятельности.)
VII. Обсуждение составленного плана.
План
Какие языки называются мировыми? Какие сферы деятельности человека они охватывают?
Каково место русского языка среди других языков мира? В чем разница между языком межнационального общения народов одной страны и мировым?
Чем обусловлено изучение русского языка в мире?
Когда и для чего была создана МАПРЯЛ?
VIII. Выполнение упражнений из учебника.
Упражнения 1.
- Многозначное или однозначное слово, заявленное в названии стихотворения? В каком значении оно употребляется ?
- Найдите в тексте стихотворения синоним к этому слову .
IX. Работа с эпиграфом.
- Согласны ли вы со словами К. Паустовского?
- Докажите на примерах точность данного высказывания.
- Запишите слова К. Паустовского как предложение с прямой речью.
X. Итог урока.
1. Комментирование схемы механизма анализа языковых явлений:
от смысла к поискам средств его выражения в устной речи
в письменной речи
2. Анализ таблицы:
- чтение;
- комментирование основных положений;
- подбор примеров;
- уточнение содержания основных лингвистических понятий.
Единицы языка и разделы лингвистики
Единица языка |
Разделы лингвистики, которые |
|
описывают единицу |
рассказывают о правилах употребления единицы в устной и письменной речи |
|
фонема |
фонетика |
орфоэпия (правила произношения звуков); графика (правила обозначения звуков на письме) |
морфема |
морфема (состав слова); словообразование |
орфография (правила написания морфем) |
слово |
лексика; морфология |
стилистика (употребление слова в разных стилях речи); орфоэпия (правила постановки ударения в словах); орфография (различение собственных и нарицательных имен на письме); различение слова и словосочетания (малопонятный и мало понятный) |
словосочетание |
синтаксис; фразеология |
стилистика (употребление словосочетания в разных стилях речи) |
предложение |
синтаксис |
стилистика (употребление предложения в разных стилях речи); пунктуация (правила расстановки знаков в предложении); интонация (особенности мелодической и ритмической организации предложения) |
Литература
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений - 17 –е изд., пераб. - М.: Дрофа, 2014.
Русский язык: Практика.9кл.: учебник /Ю.С.Пичугов, А. П. Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под ред. Ю.С.Пичугова. -3-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016.
Русский язык. 9 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред В.В.Бабайцевой/Авт.-сост.Т.И.Ермоленко. – Волгоград:Учитель, 2005.
Васильевка,2017
Легоцкая Вера Сергеевна
Федяева Татьяна Геннадьевна
Элина