Вводный урок русского языка (9 класс)

6
3
Материал опубликован 9 February 2017

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней

общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка

 

Работу выполнила: Петрушенко Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

первая квалификационная категория

Тема: «Вводный урок о русском языке»

Цели:

  • познакомить с учебным пособием комплекса по русскому языку «Русский язык. Практика» для 9 класса;
  • выяснить отношение учащихся к родному языку, зна­чимость его изучения;
  • познакомить с особенностями курса русского языка в 9 классе.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и целей урока.

III.Знакомство с особенностями курса русского языка в 9 классе.

Беседа

Какой раздел науки о языке мы продолжим изучать в 9 классе?

Что мы изучали в 8 классе? А что будем изучать в 9 классе?

Вспомним, что такое синтаксис и для чего его надо изучать? (§156).

А как называется система правил знаков препинания? Расскажите о роли знаков препинания? (§13,156).

IV.Запись предложений под диктовку.

1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное на­звание еще драгоценнее самой вещи. 2. В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обо­гащаться ежеминутно. (Н. В. Гоголь.)

Какие слова называются синонимами?

Какой синоним можно подобрать к слову «дивишься»?

IV. Работа с толковым словарём.

В школьном толковом словаре найдите значение слова «язык». Какое это слово, однозначное или многозначное?

Что вы можете сказать о значении русского языка?

V. Лекция учителя о значении русского языка.

Задание: составить план лекции в форме вопросов, которые затрагиваются в ней.

- Вспомним, что такое план? (План - краткий последовательный перечень основных мыс­лей, положений автора.)

Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.

«Мировыми языками называются некоторые наиболее рас­пространенные языки, употребляемые между собой представите­лями разных народов за пределами территорий, населенных людь­ми, для которых они изначально родные». («Энциклопедический словарь юного филолога».) В определении состава мировых языков учитывается число говорящих на нем как в стране, где живут носи­тели языка, так и за ее пределами, авторитет, роль страны этого языка в истории и современности; сформированность националь­ного языка, обладающего длительной письменной традицией; ус­тановившиеся нормы, хорошо исследованные и описанные в грам­матиках, словарях, учебниках.

Международные языки охватывают международные сферы - дипломатию, туризм, международную торговлю, они изучаются в качестве «иностранных языков» в школах, в вузах. Эти языки яв­ляются «рабочими языками» Организации Объединенных наций (ООН).

Официальными мировыми языками ООН признает англий­ский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Русский язык стал общепризнанным языком в середине XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что эго один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художе­ственная литература. Русский язык - один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти за­имствования из русского языка или через него наблюдались с дав­них пор. Еще в XVI-XVII вв. европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, боярин, царь, казак, изба, кафтан, бала­лайка, копейка, квас, блин. Как свидетельство внимания к измене­ниям в общественно-политической жизни России в языки народов мира вошли такие слова, как перестройка, гласность и другие.

Богатство русского языка и созданной на нем литературы вы­зывает интерес к этому языку, несмотря на изменения, произошед­шие в России в последние десятилетия. Стало, конечно, меньше изучающих русский язык, зато резко возросла их мотивирован­ность, и число действительно выучивших русский язык, как это на первый взгляд ни удивительно, в среднем мало отличается от на­блюдавшегося ранее в период расцвета России. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциа­ция преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олим­пиады по русскому языку.

VI. Работа с толковым словарём.

- Как вы думаете, что означает слово «ассоциация»? Проверьте по тол­ковому словарю, правы ли вы. (Ассоциация - объединение лиц или учреждений одного рода деятельности.)

VII. Обсуждение составленного плана.

План

Какие языки называются мировыми? Какие сферы дея­тельности человека они охватывают?

Каково место русского языка среди других языков мира? В чем разница между языком межнационального общения народов одной страны и мировым?

Чем обусловлено изучение русского языка в мире?

Когда и для чего была создана МАПРЯЛ?

VIII. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнения 1.

- Многозначное или однозначное слово, заявленное в названии стихотворения? В каком значении оно употребляется ?

- Найдите в тексте стихотворения синоним к этому слову .

IX. Работа с эпиграфом.

- Согласны ли вы со словами К. Паустовского?

- Докажите на примерах точность данного высказывания.

- Запишите слова К. Паустовского как предложение с прямой речью.

X. Итог урока.

1. Комментирование схемы механизма анализа языковых явлений:

от смысла к поискам средств его выражения в устной речи

в письменной речи

2. Анализ таблицы:

- чтение;

- комментирование основных положений;

- подбор примеров;

- уточнение содержания основных лингвистических понятий.

Единицы языка и разделы лингвистики

Единица

языка

Разделы лингвистики, которые

описывают

единицу

рассказывают о правилах употребления единицы в устной и письменной речи

фонема

фонетика

орфоэпия (правила произношения зву­ков); графика (правила обозначения зву­ков на письме)

морфема

морфема

(состав слова); словообразова­ние

орфография (правила написания морфем)

слово

лексика;

морфология

стилистика (употребление слова в разных стилях речи);

орфоэпия (правила постановки ударения в словах);

орфография (различение собственных и нарицательных имен на письме); различение слова и словосочетания (ма­лопонятный и мало понятный)

словосоче­тание

синтаксис;

фразеология

стилистика (употребление словосочета­ния в разных стилях речи)

предложе­ние

синтаксис

стилистика (употребление предложения в разных стилях речи);

пунктуация (правила расстановки знаков в предложении);

интонация (особенности мелодической и ритмической организации предложения)

Литература

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений - 17 –е изд., пераб. - М.: Дрофа, 2014.

Русский язык: Практика.9кл.: учебник /Ю.С.Пичугов, А. П. Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под ред. Ю.С.Пичугова. -3-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016.

Русский язык. 9 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред В.В.Бабайцевой/Авт.-сост.Т.И.Ермоленко. – Волгоград:Учитель, 2005.

Васильевка,2017

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Наталья Николаевна, очень понравился Ваш урок, спасибо!

11 July 2017

Спасибо Вам за работу!

23 August 2017

Наталья, здравствуйте! Спасибо за работу!Ваш урок очень понравился.Деткам будет интересно.

25 November 2017