Технологическая карта урока «Роль языка в жизни общества, язык и речь» (Русский язык, 5 класс)
Технологическая карта урока
Тема урока: Роль языка в жизни общества, язык и речь
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели урока: - формирование представлений о русском языке как родном языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения народов России .Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;
- развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;
-формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;
- воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.
Метапредметные УУД:
-развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Познавательные УУД:
- формирование 4-х видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом; способности извлекать информацию через работу со словарём.
Коммуникативные УУД:
-формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.
Регулятивные УУД:
-обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Предметные УУД:
- формирование представления о функциях русского языка; о роли русского языка как национального языка; как государственного языка РФ и языка межнационального общения;
- формирование умения определять значение морфем, правильно определять морфемный состав слов, составлять предложения.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Межпредметные связи: литература, история, этика
Основные понятия: родной язык, национальный язык, межнациональное общение, государственный язык Российской Федерации
Методы и приёмы: Системно-деятельностный подход, технология РКМ, технология кроссенс, эвристическая беседа, « мозговой штурм», побуждающий диалог, составление синквейна
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группах.
.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. |
Приветствие учащихся. -Добрый день, ребята! На столах у вас лежат три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению (учащиеся выбирают смайлик). Сколько улыбок засветилось у нас в классе.-А это моё настроение.. Я готова продуктивно сотрудничать с вами. |
Выполняют задание,. Обучающиеся работают в группах. |
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. |
|||||||||||||||
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. |
Предлагает учащимся Посмотреть на рисунок ( кроссенс «Русский язык»Кроссенс -ассоциативная головоломка .Для разгадки кроссенса надо найти взаимосвязи между двумя соседними картинками. В результате могут быть построены тексты - высказывания о русском языке и его роли ) - С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли. Обратимся к эпиграфу урока «Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». А. Н. Толстой Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку. Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”. Русский язык, как и другие языки мира, все время развивается, обогащается новыми словами. И каждое слово имеет свою историю. Узнавать историю слов, догадываться об их происхождении – очень увлекательное занятие. - Посмотрите на нашу выставку, на которой представлено множество словарей (учитель знакомит ребят со словарями). Многими мы будем пользоваться на уроках. А начнём прямо сейчас. - Давайте заглянем в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля и “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой и посмотрим, что же такое язык, а что такое речь? -Слово “язык” многозначное: Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка. - Оказывается слово “речь” тоже многозначное. (4 слайд) Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь. Звучащий язык. Русская речь музыкальна. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать. Публичное выступление. Выступать с речью. |
Учащиеся высказывают предположения дети предлагают свои ответы
ученики записывают эпиграф к уроку в тетрадь). работают в группах: 1 группа – «язык», 2 группа – «речь» 1 ученик из группы рассказывает о проделанной работе |
Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание. |
|||||||||||||||
3.Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. 4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. |
- Ребята, можем ли сказать, что понятия “язык”, “речь” и “человек” тесно связаны? Удивительно, но каждый человек начинает учиться понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью не расстается на протяжении всей своей жизни. Мы и не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Землю населяют разные живые существа, но только человек обладает даром слова «Верные и неверные утверждения» Учитель предлагает учащимся самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с ними (материал распечатан для каждого ребенка).
– К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненное задание? |
Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения. даются утверждения на ещё не изученную тему, согласившись или не согласившись с ними, ученики пытаются аргументировать свое мнение. Учащиеся работают самостоятельно, соглашаясь или нет с высказыванием, данным в 1-ой колонке (фиксируют ответы во 2-ой колонке). Однако, выполняя работу, связанную с аргументацией собственного мнения (заполнение 3-ей колонки), учащиеся испытывают затруднения: отсутствие знаний по этим вопросам и текстового материала. |
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, |
|||||||||||||||
5.Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания. |
Учитель организует деятельность по самостоятельному изучению новой темы – групповая работа. Задание общее для всех групп: прочитать текст, подумать, о чем рассказывается в каждой части текста, затем привести доказательства к 3-ём утверждениям, опираясь на изученную информацию. Текст (упр. № 1 стр.5). Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине. Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке. Язык – жизнь народа. ( По К. Ушинскому) |
Читают текст, отвечают на вопросы |
Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усвоенного содержания. |
|||||||||||||||
Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. |
Пока занимались мы, тихо, но прытко В класс к нам пробралась сеньора ошибка. Чтоб убралась она без оглядки Сделать придется орфографическую зарядку. Правильно – вверх, неверно – вперед, Ответ прочитаем - ошибка уйдет. Учитель диктует слова на правописание орфограммы парные согласные |
Учащиеся выполняют движения , называют орфограммы. |
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
|||||||||||||||
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. |
В пословицах и поговорках русский народ говорил о том, как надо обращаться с языком. Вспомните пословицы и поговорки и закончите их. В случае затруднения пользуйтесь словами для справок 2) Не давши слова – крепись, а давши - …. 3) Будь слову своему …. 4) Слово не воробей, вылетит - …. 5) Словам болтуна не велика…. 6) Больше дела, меньше…. |
Работа учащихся в паре. Учащиеся выполняют упражнение Речевое проговаривание. |
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
|||||||||||||||
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. |
2.Блиц-опрос Ему мы учимся и должны учиться непрерывно (язык) У каждого народа он свой , но везде выступает средством связи(язык) Речь, которая молчит( письменная) Они помогали людям объединиться, обмениваться мыслями(слова) |
Учащиеся в группах выполняют задания.
|
Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
|||||||||||||||
Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
Учитель предлагает учащимся составить синквейн по теме Рефлексия Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова: Урок мне -------- понравился. Я _____ доволен своей работой на уроке. Или показывают смайлы с разным выражением настроения. |
Учащиеся заканчивают предложения. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
|||||||||||||||
Домашнее задание: Упр. 5 учебника |