Урок на тему «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Символы и украшения древних египтян
PPT / 11.38 Мб
«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества» Древний Египет.
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 5 класс
Тема урока: «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя эпоху Древнего Египта.
Используемые технологии (методы, приёмы): креативного мышления (кубик «Блума»), словесные (беседа, рассказ), яркое пятно (пословицы), работа в парах, наглядные (презентация), практическая работа.
Предметные результаты: Научатся развивать эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; развивать наблюдательность и способность к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Получат возможность научиться творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов, развить потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия. |
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; |
УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей, вежливое, доброжелательное общение друг с другом, взаимопомощь, ответственность не только за свои успехи, но и за успехи одноклассников.
УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; УУД познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации), самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия; вступают в диалог с учителем, соблюдают правила речевого поведения. |
Оборудование и ресурсы: Компьютер, проектор. Презентация к уроку «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»; цветные карандаши, ластики, простые карандаши, альбомы.
Раздаточный материал - иллюстрации символов, тест, текст о Древнем Египте, листы самооценки.
№ п/п |
Этап урока (примерные) |
Содержание УВЗ |
Формируемые УУД. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент. 2 минуты. |
Проверка подготовленности к работе. Приветствие. Организация внимания обучающихся |
Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим. |
Приветствует учащихся. Заполняет классный журнал. Записывает число на доске. -Начинаю наш урок с пословицы: «Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома»! Эта пословица означает любовь к дому, хвали чужую землю, но оставайся на своей земле.
|
Приветствуют учителей и гостей, настраиваются на работу. |
2. |
Целеполагание, планирование. 3 минуты. |
Подведение обучающихся к теме урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Личностные: мобилизация внимания. Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Предложить бросить кубик «Блума». Раздать листы с самооценками (для оценивания проделанной работы в конце урока). -Как я вам уже говорил на предыдущем уроке, мы отправляемся в увлекательное путешествие во времени.
Презентация слайд 1 (Какие ассоциации вызывает у вас слова)? -Что вы знаете о Древнем Египте? (Эта страна пирамид, фараонов). -Давайте вспомним, что означает слово декор? ( Украшение) -А египтяне украшали все вокруг себя? (Да) -Как Вы думайте, какова тема нашего урока? Презентация2 слайд «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта» -Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? Презентация 3 слайд Цель: Выполнить эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства. Задачи: Познакомиться с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта, а также узнать о символике украшений и одежды этого периода3. Как отличалась одежда египтян по сословиям? Презентация 4 слайд План: 1. Одежда фараона 2. Женская одежда в Древнем Египте 3. Одежда жрецов, чиновников, воинов 4.Ремёсла Древнего Египта 5. Символика 6. Ювелирное искусство |
Бросают кубик и записывают вопрос, который выпал на его грани в тетрадь. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, приходят к выводу, что им необходимо узнать |
3. |
Изучение нового материала. 10 минут. |
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Выявить уровень знаний и систематизировать их. |
Познавательные: -извлекать необходимую информацию из прослушанного и увиденного. -самостоятельное выделение в тексте необходимой информации, - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: - владение монологической и диалогической речью. -вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы. |
Презентация 5 –32 слайды Рассказ по теме учебника Стр. 108-117 |
Слушают, рассматривают слайды презентации. Рассказывают подготовленные сообщения о древнеегипетских символах.
Обращаются к параграфу учебника на страницах 108 - 117, читают, рассматривают иллюстрации и слайды. |
4. |
Закрепление изученного материала. 2 минуты |
Проводится проверочный тест. |
Познавательные: проверка результатов усвоения пройденного материала. |
Учитель выводит на экран проектора вопросы теста. Для проверки результатов, учитель выводит на экран правильные ответы. Презентация 33 – 37 слайды |
Отвечают на вопросы, отмечают правильные ответы. |
5. |
Творческий этап, работа в группах. 20 минут. |
Выполнение практической работы. |
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные: оценка деятельности группы, самооценка. |
Презентация 38 слайд -А теперь приступаем к выполнению практического задания. Учитель дает инструкции по выполнению практического задания. -Сегодня мы создадим одно из украшений в стиле древнеегипетского искусства. Постарайтесь передать сочетания цветов, характерные для декоративного искусства Египта. Каждая группа (вариант) оформляет свое украшение. По окончанию работы каждая группа (вариант) дает описание элементов-символов своей работы. |
Сотрудничают в группе, выполняют задание, оценивают свою работу в листе самооценки. |
6. |
Подведение итогов уроков. 2минуты
|
Подвести итог проделанной работы на уроке. |
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: анализ объектов, обобщение, построение логической цепочки рассуждений |
Оценивание работ перед классом. Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Собрать листы самооценки. |
Оценивают уровень усвоенного материала, производят самооценку. Подача дневников учителю для выставления оценок. |
7. |
Рефлексия. 5 минут. |
Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Личностные: осознавать успешность своей деятельности. |
Отвечают на вопрос, выпавший на кубике.
Учитель задает вопросы: -Какова была тема урока? -Узнали ли вы для себя что-то новое? -Кто доволен своей работой? -Что было трудно? -Что было легко? -Пригодиться ли пройденный материал в дальнейшем? Делаются выводы.
- В завершении хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами. |
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Учащиеся формулирует выводы |
8. |
Домашнее задание. 1 минута. |
Учебник «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества» стр. 108 -117, ответить на вопросы устно. -Заканчиваю наш урок пословицей: «На чужой стороне Родина милей вдвойне», то есть когда вы находитесь в другой стране, то скучаете по своей родине, она кажется вам более родной, то есть "милей вдвойне". |
Слушают, записывают домашнее задание |
Источники
Литература:
Учебник Изо 5 класс. Н.А. Горяева, О.В Островская 4-е издание 2014г.
Интернет:
-https://ru.wikipedia.org/wiki;
-https://урок.рф/library/primeri_listov_samootcenki_uchashihsya_na_uroke_192802.html;
-https://yandex.ru/search/?text=пословицы про другую сторону или чужбину.