Урок на тему «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 7 February 2019

Пояснительная записка к презентации

Символы и украшения древних египтян
PPT / 11.38 Мб


«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества» Древний Египет.

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5 класс

Тема урока: «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя эпоху Древнего Египта.

Используемые технологии (методы, приёмы): креативного мышления (кубик «Блума»), словесные (беседа, рассказ), яркое пятно (пословицы), работа в парах, наглядные (презентация), практическая работа.

 

Предметные результаты:

Научатся развивать эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; развивать наблюдательность и способность к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.

Получат возможность научиться творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов, развить потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей, вежливое, доброжелательное общение друг с другом, взаимопомощь, ответственность не только за свои успехи, но и за успехи одноклассников.


 

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности;

УУД познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации), самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия; вступают в диалог с учителем, соблюдают правила речевого поведения.


 

Оборудование и ресурсы: Компьютер, проектор. Презентация к уроку «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»; цветные карандаши, ластики, простые карандаши, альбомы.

Раздаточный материал - иллюстрации символов, тест, текст о Древнем Египте, листы самооценки.

п/п

Этап урока

(примерные)

Содержание УВЗ

Формируемые УУД.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный момент.

2 минуты.

Проверка подготовленности к работе. Приветствие. Организация внимания обучающихся

Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места.

Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим.

Приветствует учащихся.

Заполняет классный журнал. Записывает число на доске.

-Начинаю наш урок с пословицы: «Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома»! Эта пословица означает любовь к дому, хвали чужую землю, но оставайся на своей земле.


 

Приветствуют учителей и гостей, настраиваются на работу.

2.

Целеполагание, планирование.

3 минуты.

Подведение обучающихся к теме урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Личностные: мобилизация внимания.

Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Предложить бросить кубик «Блума».

Раздать листы с самооценками (для оценивания проделанной работы в конце урока).

-Как я вам уже говорил на предыдущем уроке, мы отправляемся в увлекательное путешествие во времени.


 


 

Презентация слайд 1

(Какие ассоциации вызывает у вас слова)?

-Что вы знаете о Древнем Египте? (Эта страна пирамид, фараонов).

-Давайте вспомним, что означает слово декор? ( Украшение)

-А египтяне украшали все вокруг себя? (Да)

-Как Вы думайте, какова тема нашего урока?

Презентация2 слайд

«Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

-Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?

Презентация 3 слайд

Цель: Выполнить эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства.

Задачи: Познакомиться с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта, а также узнать о символике украшений и одежды этого периода3. Как отличалась одежда египтян по сословиям?

Презентация 4 слайд

План:

1. Одежда фараона

2. Женская одежда в Древнем Египте

3. Одежда жрецов, чиновников, воинов

4.Ремёсла Древнего Египта

5. Символика

6. Ювелирное искусство

Бросают кубик и записывают вопрос, который выпал на его грани в тетрадь.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, приходят к выводу, что им необходимо узнать

3.

Изучение нового материала.

10 минут.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Познавательные:

-извлекать необходимую информацию из прослушанного и увиденного.

-самостоятельное выделение в тексте необходимой информации,

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: - владение монологической и диалогической речью.

-вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: давать определения новым понятиям темы.

Презентация 5 –32 слайды

Рассказ по теме учебника

Стр. 108-117

Слушают, рассматривают слайды презентации.

Рассказывают подготовленные сообщения о древнеегипетских символах.


 

Обращаются к параграфу учебника на страницах 108 - 117, читают, рассматривают иллюстрации и слайды.

4.

Закрепление изученного материала.

2 минуты

Проводится проверочный тест.

Познавательные: проверка результатов усвоения пройденного материала.

Учитель выводит на экран проектора вопросы теста. Для проверки результатов, учитель выводит на экран правильные ответы.

Презентация 33 – 37 слайды

Отвечают на вопросы, отмечают правильные ответы.

5.

Творческий этап, работа в группах.

20 минут.

Выполнение практической работы.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные: оценка деятельности группы, самооценка.

Презентация 38 слайд

-А теперь приступаем к выполнению практического задания.

Учитель дает инструкции по выполнению практического задания.

-Сегодня мы создадим одно из украшений в стиле древнеегипетского искусства.

Постарайтесь передать сочетания цветов, характерные для декоративного искусства Египта. Каждая группа (вариант) оформляет свое украшение. По окончанию работы каждая группа (вариант) дает описание элементов-символов своей работы.

Сотрудничают в группе, выполняют задание, оценивают свою работу в листе самооценки.

6.

Подведение итогов уроков.

2минуты


 

Подвести итог проделанной работы на уроке.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: анализ объектов, обобщение, построение логической цепочки рассуждений

Оценивание работ перед классом. Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

Собрать листы самооценки.

Оценивают уровень усвоенного материала, производят самооценку. Подача дневников учителю для выставления оценок.

7.

Рефлексия.

5 минут.

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Личностные: осознавать успешность своей деятельности.


 

Отвечают на вопрос, выпавший на кубике.


 

Учитель задает вопросы:

-Какова была тема урока?

-Узнали ли вы для себя что-то новое?

-Кто доволен своей работой?

-Что было трудно?

-Что было легко?

-Пригодиться ли пройденный материал в дальнейшем?

Делаются выводы.


 


 

- В завершении хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Учащиеся формулирует выводы

8.

Домашнее задание.

1 минута.

   

Учебник «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества» стр. 108 -117, ответить на вопросы устно.

-Заканчиваю наш урок пословицей: «На чужой стороне Родина милей вдвойне», то есть когда вы находитесь в другой стране, то скучаете по своей родине, она кажется вам более родной, то есть "милей вдвойне".

Слушают, записывают домашнее задание



 

Источники
 

Литература:

Учебник Изо 5 класс. Н.А. Горяева, О.В Островская 4-е издание 2014г.


 

Интернет:

-https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2018/11/02/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-izo-5-klass-po-0;

-https://multiurok.ru/files/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-v-5-klassie-rol-diekorativno-prikladnogho-iskusstva-v-zhizni- drievniegho-obshchiestva.html;

-https://ru.wikipedia.org/wiki;

-https://урок.рф/library/primeri_listov_samootcenki_uchashihsya_na_uroke_192802.html;

-https://yandex.ru/search/?text=пословицы про другую сторону или чужбину.

Предварительный просмотр презентации

«Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома»!

Какие ассоциации вызывает у вас слова? Клафт Тиара Жрец Калазирис Воин Чиновник Лотос Саркофаг Скарабей Ладья вечности Змея - урей Глаз - уаджет Грифон Фараон Папирус Пирамиды

Древний Египет МБОУ «Кордонская ООШ» Кордон 2019 Составитель: Учитель ИЗО и технологии Кудинов А.А., (учебник стр. 108-117).

Цели нашего урока: Выполнить эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства Задачи урока: Познакомиться с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта, а также узнать о символике украшений и одежды этого периода

Одежда фараона Одежда фараона Женская одежда в Древнем Египте Одежда жрецов, чиновников, воинов Символика Ювелирное искусство

Голубым лотосом пересекает безжизненную пустыню могучая африканская река Нил, в долине которой была сосредоточена жизнь египтян. Яркое солнце, теплый влажный климат создали прекрасные условия для жизни людей, повлияли и на их одежду.

Фараон – правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле. Нарядные одежды выделяли его среди других людей, подчеркивая особое положение в обществе.

Клафт – полосатый платок Головной убор издавна отличал правителей всех стран. Фараон и его сановники носили великолепный Полосатый платок – клафт, нисподающий по бокам Строгими полосами и сплетенный на спине наподобие косы.

Царственное величие фараона подчеркивали священные символы – изображения урея (кобры – защитницы) и грифона. Знаком власти была и высокая тиара – двойная корона владыки Верхнего и Нижнего Египта, украшенная теми же символами.

Два скипетра – изогнутый жезл и трёххвостый бич, а также искусственная борода были знаками царского достоинства, могущества.

Основной частью мужского костюма был набедренник, или передник, крепившийся на поясе.

Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным количеством косичек, который украшали нарядная повязка или металлический обруч.

Жрец - языческий священнослужитель. Шкура леопарда была верхней одеждой жрецов. Одежда жрецов и чиновников Чино́вник — лицо, имеющее чин, и состоящее на гражданской или придворной службе.

Одежда воинов Воин (ст.‑слав. воинъ, от др.-греч. στρατιῶτης) — человек, имеющий отношение к военному делу, непосредственно участвуя в боевых действиях. Солдат. Военнослужащий. Командир. Военачальник.

Одежда бедняка была скромной: простые формы, льняная ткань и кожа грубой выделки, примитивные украшения из глины.

Гончары, камнетёсы, резчики, литейщики, ткачи, ювелиры – создавали произведения декоративного искусства, поражающие тонкостью работы, высоким художественным мастерством.

Лотос – один из самых значимых символов. Он олицетворял собой красоту, бессмертие и вечную жизнь.

Ваза из алебастра.

Сокровенная мечта египтян о продолжении жизни после смерти нашла воплощение в особом культе.

Саркофаги для фараонов изготавливали из камня, ценных пород деревьев с узорной позолотой .

Саркофаги вкладывались один в другой

Например, саркофаг фараона Тутанхамона. С каким великолепием и мастерством украшена его поверхность рядами мельчайшего орнамента, как гармонично сочетание цветов, подчёркивающих сияние золота.

Маска фараона Тутанхамона.

Скарабей – был символом бога утреннего солнца, катящего диск по небу так же, как жук катит навозный шарик по песку. Искусство древних ювелиров

Часто на украшениях встречаются изображения: священной змеи (урея)

Глаза-уаджета, защищающего от любой беды и символизирующего воскресение после смерти (правый глаз означал Солнце, а левый – Луну)

Ладьи вечности (этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании солнца – Ра по небесному и подземному Нилу)

Пектораль фараона Тутанхамона

Цвет тоже имел символическое значение: золотисто-желтый – обозначал солнце белый – луну зеленый – воскрешение природы и её плодородие синий – небо и воду.

Кто изображен? Воин

Кто изображен? Жрец

Кто изображен? Рабы

Кто изображен? Фараон

Что изображено? Украшения

Задание: Выполните эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства: 1 группа 2 группа 3 группа Жук - скарабей Змея - урей Глаз - уаджет Постарайся передать характерное для декоративного искусства Египта сочетание цветов.

Домашнее задание: Учебник стр. 108 – 117 ответить на вопросы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.