Ролевая модель наставничества «Один на один»
Ролевая модель наставничества «Один на один»
Саютина С.В., классный руководитель
МКОУ «Брылинская СОШ»
Каргапольский район
Курганская область
Как показывает практика, наставничество — не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод повышения профессиональной компетентности молодого педагога.
В апреле 2021 года в школе состоялся педагогичекий совет « Наставничество как эффективная форма саморазвития педагога», по результатам которого по инициативе молодого педагога я стала наставником. Так образовалась традиционная наставническая модель «Один на один», в которой мы перешли в новые роли наставник и наставляемый. Вид наставничества в нашем случае ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ НАСТАВНИК, так как выбор наставника определился предпочтениями молодого педагога.
Молодому педагогу, учителю истории и классному руководителю требовалась моя помощь в форме консультаций по организации воспитательного процесса в классе, следовательно , в нашей модели наставник выполняет роль консультанта. А это значит, что в основе наших взаимоотношений - благополучие личности молодого специалиста, а роль наставника реализует функцию поддержки. При данной модели практически отсутствует требовательность со стороны наставника, а подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит.
Моя задача как наставника оперативно реагировать на проблемы наставляемого, поощрять достижения, что не только позволяет более полно раскрыть способности молодого педагога, но и содействует его профессиональному росту.
Задача же наставляемого четко сформулировать проблему, которую он планирует решить при поддержке наставника.
Исходя из обозначенной проблемы, ставится цель работы. Постановка задач и определение цели работы входит в прогностический этап взаимодействия наставнической пары, на этом же этапе выявляются недостатки в умениях и навыках молодого педагога.
Следующий этап взаимодействия – практический. На данном этапе разрабатывается и реализуется индивидуальный план работы, ведется необходимая корректировка профессиональных умений молодого педагога. Надо сказать, что в данное время наша наставническая пара находится именно на этом этапе, между мной и молодым педагогом установились тесные личные отношения, которые помогают обеспечить заинтересованный индивидуальный подход к молодому педагогу, создавая комфортную обстановку для его развития в должности классного руководителя. Со своей стороны я передаю молодому педагогу свой педагогический опыт, оказываю методическую помощь и советы, как достичь успеха.
Следующий этап взаимодействия - аналитический на котором планируется проанализировать проведённую работу, выявить положительные стороны и недостатки, определить уровень профессиональной компетентности наставляемого в должности классного руководителя. На сегодняшний день мы все, наставники и наставляемые, вначале пути и говорить о каких – то свершениях рано, хотя реализована часть индивидуального плана, есть определённые продвижения по решению обозначенной темы. По временным рамкам выбранная нами модель наставничества рассчитана на один год, то есть качественный анализ можно будет сделать в сентябре 2022 года.
Таким образом, говоря о традиционной ролевой модели, мы еще раз убеждаемся в том, что наставничество – это практика, которая не внедряется, а взращивается, потому что наибольшей эффективности педагогическая деятельность достигает в тех образовательных учреждениях, которые сами «растят» свои педагогические кадры
2