Урок литературы в 8 классе «Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" как художественно-политическая сатира»

3
0
Материал опубликован 7 December 2020

Урок по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (глава «О корени происхождения глуповцев»).

Тема: Роман М. Е. Салтыкова - Щедрина «История одного города» как художественно-политическая сатира.

Предмет: литература. Класс: 8

Учитель: Лысак Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы


Цели урока:
Образовательная: открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий на примере биографии писателя, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти;
работа с литературоведческими понятиями: сатира, ирония, алогизм, аллюзия и др.


Развивающая: продолжать формирование навыков участия в дискуссии, анализирования противоречивой информации, аргументации и сравнения; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев, словотворчество);


Воспитательная: формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность осознанно определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.


Практическая: дать возможность применить полученные знания во время обсуждения задания в группе, при ответе.


Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку. Объявление темы и целей.

На прошлом уроке мы говорили о выдающемся сатирике 19 в. М.Е. Салтыкове-Щедрине. Начнем с проверки, полученных вами знаний по теме. Помните, когда я попросила в конце урока прислать вас мне портрет писателя, который запомнился после рассмотрения темы урока, вы мне прислали

- портрет А.П. Чехова;

- Н.В. Гоголя;

- Эзопа;

- В.И. Даля.

Соотнесите эти имена с темой. Действительно ли эти портреты иллюстрируют нашу тему? На листочке проставьте под номерами проставьте да или нет.

Начало положено. Давайте поясним, как же эти имена относятся к нашей теме.


Может быть кто-то сформулирует тему нашего урока, исходя из домашнего задания?

Правильно! Запишем тему в тетрадь.


(Слайд № 1) Роман М. Е. Салтыкова - Щедрина «История одного города» как художественно-политическая сатира.


2. Актуализация проблемы. (Слайд № 2).
Эпиграф урока:
«Читать произведения Салтыкова-Щедрина – значит расшифровывать хитрую тайнопись», - считал И. Гончаров.


Какие тайны зашифрованы автором в главе «О корени происхождения глуповцев» мы постараемся узнать на этом уроке. Будем работать фронтально и группами.


Скажите, пожалуйста, как понять смысл любого литературного произведения? Что для этого нужно?
(Ребята предлагают свои варианты ответа на вопрос).


3. Обобщение. (Слайд № 3)
Чтобы понять смысл произведения, важно знать: биографию автора, его мировоззрение, содержание текста; необходимо уметь: определять тему и идею, анализировать средства выразительности.

4. Подготовка восприятия произведения.


Знакомство с биографией писателя. (Слайд № 4)
Что вы знаете о писателе? Какое произведение читали?


(В 7 классе ребята читали «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

5. Мировоззрение М.Е. Салтыкова-Щедрина. (Слайд № 5)
Положение С.-Щедрина не было двойственным. Он играл внешне 2 противоположные роли:
1) видный государственный деятель – представитель власти;
2) писатель.
Но мировоззрение писателя делает его образ гармоничным. Он восстанавливает справедливость всеми доступными ему средствами: и словом, и делом. К сожалению, в середине 19 века не было возможности совмещать эти роли. Пришлось делать выбор.
Кто побеждает в Щедрине? (Писатель – сатирик).
Произведения Салтыкова-Щедрина были популярны и любимы читателями.
Д. Писарев считал произведения Салтыкова-Щедрина несерьезными. Литературное произведение не может быть развлекательным, ведь его задача – воспитание активной гражданской позиции. Критик говорит о том, что писатель должен идти в ногу со временем, а не «копаться» в прошлом.
Но Щедрин не просто показывает недостатки современников, он ищет причины болезни. А они в прошлом.
Итак, чтобы понять смысл произведения мы вспомнили биографию, о мировоззрении писателя, и даже историческую обстановку.


6. Тема нашего урока: произведение М. Е. Салтыкова - Щедрина «История одного города» как художественно-политическая сатира. Что такое сатира?

7. Сатира. Сатирические приемы. (Слайд № 6, 7)
Сатира – обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.
Какие сатирические приемы вам знакомы?
(Аллегория, «эзопов язык», гипербола)
Эти и другие приемы помогают понять идею произведения, проблемы, позицию автора.
8. Историческая основа произведения. (Слайд № 8)
«История одного города» была написана в 1869 году. Писатель сочинил «дурацкую, шутовскую историю, подозрительно похожую на настоящую», в которой показал подлинные события и факты русской жизни, поднятые на уровень грандиозного обобщения.

9. В 9 классе вы познакомитесь с замечательным произведением Древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Это произведение 12 века неизвестного русского писателя о походе Новгород – Северского князя Игоря против половцев в 1185 году стало опорой, на которую намекает Щедрин.
Послушайте отрывок:
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Перевод Н.Заболоцкого

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его -
В похвалу трудам его и ранам -
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

- А теперь откройте текст 1 главы «Истории одного города», прочитайте 1-ое предложение текста.
- Ребята, кто такие Костомаров, Соловьев и Пыпин? Назовите их общим словом. При затруднении обратитесь к сноскам (историки).
- Эти ученые отстаивали противоположные точки зрения на историю России и враждовали между собой. Соловьев доказывал, что русское государство образовалось только благодаря великодержавной политике русских царей (летает орлом). Костомаров считал эту политику вредной, главное значение придавал стихийным народным движениям (серым волком рыщет по земле).
Ученый Пыпин «растекался мыслью по древу», потому что в работах обращал больше внимания на широкий историко-культурный материал.

10. Сейчас я раздам задания (Приложение 1) по группам и назову руководителя группы. Надеюсь вы помните, как нужно работать в парах и по группам. Какой главный принцип?

У вас 3 минуты на прочтение заданий, подготовку к работе.


11. Работа с текстом. Неологизмы Щедрина. (Слайд № 10)
Михаил Евграфович придумал целый мир и населил его необычными героями. Например, головотяпами. Автор выступил в данном случае как словотворец. Общеупотребительное в наше время слово «головотяп» впервые употреблено Салтыковым-Щедриным.

Группа № 1 расскажет о значении этого слова.
Головотяпство - (неодобр.) крайняя небрежность и бестолковость ведения какого – либо дела.
- Причины головотяпства автор называет читателю:
- Несговорчивость
- Недоброжелательство
- Необразованность, темнота, забитость
- Собственное варварство
- Рабская привычка народа к повиновению, его бесправие, смирение
Выводы:
Вот это и высмеивает Салтыков-Щедрин в своей сатирической книге.
А разве прямо можно было говорить об этом в 60-е гг. XIX в? Вот для чего нужен эзопов язык, гротеск, фантастика.

12. Соседние племена (Слайд № 11)
Часто у Салтыкова-Щедрина встречаются образы-характеристики, даже образы – клички.
Кто жил по соседству с головотяпами? (обращение к тексту)
Отвечает Группа № 2.
Как вы считаете, являются ли наименования соседних племен выдумкой писателя?
Нет. Своеобразный народный юмор в этих прозвищах.
- Расшифровка названий племен.
- «Утверждаю, — говорит Салтыков о своих «героях» в письме в редакцию «Вестника Европы», — что ни одно из этих названий не вымышлено мною, и ссылаюсь в этом случае на Даля, Сахарова и других любителей русской народности».
Вывод: Факты подлинной действительности приобретают фантастические очертания, а фантастика становится реальностью.

13. 3 группа должна была поработать с текстом и дать характеристику головотяпов. проанализировав полученные данные, какие выводы о соответствии издаваемых звуков чертам характера головотяпов вы сделали? Какой это был народ?


14. Самовластие. (Слайд № 14).
Что принесло головотяпам самовластие? (Обращение к тексту) – ответ группы № 4
Глупость не порок, а беда:
• «И будете вы платить мне дани многие»
(грабёж, систематический, узаконенный)
• «Когда же пойду на войну - и вы идите!»
(превращение жителей в «пушечное мясо»)
• «А до прочего вам ни до чего дела нет»
(устранение народа от обсуждения и решения любых общественных вопросов)
• «И тех, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить»
(воспитание в народе покорности, повиновения путем непрерывного террора).
Главная проблема главы?
(Народ и самовластие - их противостояние).
Вывод: Сатира Салтыкова- Щедрина направлена и против самодержавных правителей, и против покорного народа
Город Глупов – город - гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства.

15. Близость фольклору. (Слайд № 15).
Можно отметить целый ряд черт, сближающих рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой. (Обращение к тексту). (Группа № 5)
• Персонаж – помощник. ( Добромысл, пошехонец - слепород, чухломец - рукосуй, вор-новотор). Но что они делают? Указывают дорогу! (абсурд, гротеск)
• Гипербола (гибель в болоте, характеристика своих качеств- «нет мудрее и храбрее»)
• Троекратные повторы (речевые, композиционные)
• Три князя. (Князь, глупый-преглупый, умный-преумный)
• Постоянные эпитеты ( «добры молодцы»)
• Сказочные формулы («три года и три дня»)
• Стилизация сказки: « и повел их вор-новатор сначала все ельничком да березничком…»
Вывод: обращение к фольклору дает свободу писателю, показывает отсталость головотяпов.

16. Алогизмы - записываем определение. (Слайд № 16)
Текст насыщен нелепыми, алогичными явлениями. Давайте приведем примеры.
Алогизмы (по тексту)
а) «когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, «что стыд глаза не выест»
(Стыд не дым, глаза не выест)
б) «взаимно разорили они свои земли … и в то же время гордились тем, что радушны и гостеприимны»
в) Нелепые, бестолковые действия наведения порядка головотяпами.
«Началось с того, что … »
Вывод: Мы наблюдаем чистый абсурд! В гротеске естественные связи и отношения уступают место алогичным (нелогичным).
- Как меняется при этом интонация?
(высокий, торжественный слог летописи сменяется игровой, сказочной интонацией)

17. Аллюзии. (Слайд № 17, 18, 19 ).
Аллюзия - одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт - литературный, бытовой, общественно-политический. Аллюзии, найденные Салтыковым – Щедриным, стали примерами для подражания, образцами во многих литературоведческих словарях.
а) «Были между ними…»
Ср. : Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
«Всех, кто не стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалася в старых очах; медленно отирали они её рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами».
Вывод: Образ Сечи связан с мотивом воли, а головотяпы добровольно себя закабалили.
(Слайд № 18) «Не шуми, мати зелена дубравушка!» Ср: А. С. Пушкин « Капитанская дочка» гл. 7 «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным,- все потрясло меня каким-то пиитическим ужасом»
Вывод: Салтыков-Щедрин в ужасе от того, что головотяпы добровольно себя закабалили и обрекли на страдания от произвола властей, это большая глупость. Так головотяпы стали глуповцами. Можно отдать свою законную свободу в чужие загребущие руки, но можно и не отдавать. Тогда и история пошла бы по- иному, и глуповцами не назывались бы. Не правда ли иносказание вполне прозрачное?
Ведь будь народ в 60-е гг. XIX в. политически более активен, русская история действительно могла бы пойти другим путем, как экономическим, так и политическим.

18. Так, от шутки, насмешки ведет автор читателя к издевке над тупой рьяностью «верхов» и к все большему сочувствию «низам». Так будет во всех главах романа. Сделаем вывод: глава «О корени происхождения глуповцев», которую мы прочитали, - ключ ко всему роману. (Слайд № 20)


19
. Рефлексия состояния. Разговор с великим. (Слайд № 21) Представьте, что у вас появилась возможность обратиться к автору романа и высказать свое мнение о содержании произведения. Обратитесь к нему:
«Уважаемый Михаил Евграфович, я понял, что вы хотели сказать…»

20
. Д/З (Слайд № 22).
Домашнее задание: вы посмотрели мультфильм «История одного города», подготовьте пересказ понравившегося отрывка к следующему уроку, будьте готовы объяснить, почему выбрали этот отрывок.

21. Заключительное слово учителя.
Подведение итогов урока, выставление оценок. Окончание урока.


При подготовке плана и презентации были использованы ресурсы:

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (Глава «О корени происхождения глуповцев»). http://www.100bestbooks.ru/read_book.php?item_id=4418

В. Я. Коровина, И. С. Збарский. Литература. 8 класс. Методические советы. Под редакцией В. И. Коровина. http://www.prosv.ru/metod/korovina8/7.html#1

Словарь литературоведческих терминов. http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&bukv=%D1

Словарь литературоведческих терминов. http://literary_criticism.academic.ru/

Биография М.Е.Салтыкова-Щедрина. http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00076501184773068150

http://www.youtube.com/watch?v=ha-LPkqXksY

http://lit.1september.ru/

http://lit.1september.ru/article.php?ID=200102701

http://muzofon.com/search/%D0%9D%D0%B5%20%D1%88%D1%83%D0%BC%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%20%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Группа 1.

Вспомните , что такое неологизмы (из уроков русского языка) определите неологизм Щедрина.

Расскажите о значении этого слова.
Сделайте вывод:
что именно высмеивает Салтыков-Щедрин в своей сатирической книге.


Группа 2.

Назовите соседние головотяпам племена и ответьте на вопрос: как вы считаете, являются ли наименования соседних племен выдумкой писателя?



Группа 3.

Дайте характеристику головотяпов. Заполните таблицу.


Характеристика головотяпов

Звукоизобразительная

характеристика головотяпов:


Черты характера:

Галденье

Смех

Вздохи

Вопли

.

Рыдания


Несговорчивость

Покорность

Забитость


Проанализировав полученные данные, какие выводы о соответствии издаваемых звуков чертам характера головотяпов вы сделали? Какой это был народ?



Группа 4.

Ответьте на вопрос: что принесло головотяпам самовластие? (Обращайтесь к тексту)



Группа 5.

Вспомните, что такое фольклор. Найдите в тексте черты, которые «Историю одного города сближают с фольклором, сделайте вывод, что дает писателю обращение к фольклору.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.