Урок физики в 11 классе на тему «Лазер»
Пояснительная записка к презентации
Урок физики
по теме "Лазеры"(11 класс)
Генералова Галина Ивановна,
учитель физики
МБОУ «Школа №48»
города Рязани
Цели урока:
Обучающие - Изучение устройства и принцип действия лазера и его применение в науке и технике;
Развивающие - создание условий для развития умений думать, сопоставлять, обобщать, анализировать, расширения кругозора учащихся;
Воспитательные - создание условий для привития познавательного интереса к предмету, воспитания умения работать в коллективе: высказывать свое мнение, выслушивать товарища
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.
План урока:
1. Актуализация знаний: разгадывание кроссворда
2. Целеполагание.
3. Изучение нового материала:
Открытие индуцированного излучения
Принцип действия лазера
Трехуровневая система
Устройство рубинового лазера
Свойство лазерного пучка
Типы лазеров
Применение лазеров
4. Первичное закрепление: Проверь себя - тест
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание
7. Творческое задание: составление синквейна
Ход урока
Актуализация имеющихся знаний
Сегодня наш урок посвящен изучению технического устройства, являющегося одним из важнейших достижений 20 века.
Для того чтобы узнать, о каком устройстве будет идти речь, я предлагаю вам разгадать кроссворд. На экране будут появляться портреты ученых и их открытия. А в выделенном столбце вы получите название устройства. (Слайды 4-9
Русский физик, исследователь фотоэффекта
Немецкий физик- теоретик, основатель квантовой теории
Великий английский физик, создатель планетарной модели атома
Великий английский физик, создатель теории электромагнитного поля
Великий английский физик, создатель первой квантовой теории атома
|
|||||||||||||||||
|
|
В выделенном столбце получилось слово « лазер».
II. Целеполагание.
Итак, сегодня мы поговорим о лазере. Давайте выясним, а что вы знаете об этом устройстве, заполнив таблицу (слайд 10)
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал на уроке |
Работа с таблицей. Проверяя заполнение второго столбца таблицы, отмечаем цели и задачи урока.
III. Изучение нового материала.
Лазер – одно из удивительных изобретений XX века. Слово «лазер» образовано как сочетание первых букв слов английского выражения. Прочитайте его на слайде 11:
«Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation»
Переведите это выражение на русский язык и вы узнаете на чём основана работа лазера. ( подсказка см. с. 263 учебника)
«Усиление света с помощью вынужденного излучения»).
Открытие индуцированного излучения (объяснение учителя)
В 1916 г Эйнштейном была высказана идея о существовании эффекта вынужденного излучения. Давайте рассмотрим механизм вынужденного излучения (слайд 12).
В 1940 году В.А. Фабрикант отметил о возможности использования вынужденного излучение для усиления электромагнитных волн (Слайд 13)
А в 1954 году Н.Г. Басов, А.М. Прохоров и независимо от них Ч. Таунс разработали принцип генерации и усиления радиоволн, где использовалось явление индуцированного излучения.
В 1963 году за разработку этого принципа генерации и усиления радиоволн Н.Г. Басов, А.М. Прохоров и Ч. Таунс были удостоены Нобелевской премии (Слайд 14)
Принцип действия лазера
Самостоятельная работа с учебником стр. 265, затем объяснение ученика по слайду 15
Трехуровневая система (объяснение учителя) (слайд 16)
Работа по группам – рядам (5 минут). Делаем записи в тетради.
1 ряд Свойство лазерного пучка (стр. 264 учебника)
2 ряд Типы Лазеров (стр. 267 учебника)
3 ряд Применение лазеров ( стр. 267 учебника, заполнить таблицу слайд)
Отчет по группам, используя слайды 20-41
IV. Первичное закрепление: Проверь себя: Тест (Слайды 42-47)
Какое излучение называют индуцированным?
А. Переход атома из возбужденного состояния в невозбужденное любым способом.
Б. Переход атома из возбужденного состояния в невозбужденное самопроизвольно.
В. Переход электрона в атоме с верхнего энергетического уровня на нижний, который сопровождается излучением, под влиянием внешнего электромагнитного поля.
2. Какие свойства излучения относятся к лазерному излучению?
1. Когерентность.
2. Высокая монохроматичность.
3. Небольшая мощность излучения.
4. Большая рассеянность
А.1; 2. Б. 2; 3. В. 1; 2; 3; 4.
3. На рисунке показано устройство рубинового лазера.
какой цифрой обозначен кристалл рубина?
А. 4. Б. 3. В. 2. Г.1.
4. На рисунке цифрой 2 обозначены :
А. Кристалл рубина.
Б. Импульсная лампа.
В.Система зеркал
5. Ввиду большой мощности лазера его КПД:
А. Больше 100%. Б.Незначительно меньше 100%. В.1-2%. Г. 50-60%
6. В настоящее время широко распространены лазерные указки, авторучки, брелоки. При неосторожном обращении с такими (полупроводниковым) лазером можно
А. Вызвать пожар.
Б.Прожечь и повредить тело.
В.Получить опасное облучение организма.
Г.Повредить сетчатку глаза при прямом попадании лазерного луча в глаз.
Самопроверка теста с последующем обсуждением
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
в |
а |
г |
б |
в |
г |
V. Подведение итогов Заполняем последний столбец таблицы, выясняем что узнали на уроке (слайд 48)
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал на уроке |
Заканчиваем урок словами Н.Г.Басова о значении лазера (слайд 49)
VI. Домашнее задание (слайд 50 )
Всем: п. 97
Тем, кто сдает ЕГЭ: № 1186,1187 (А.П. Рымкевич, Задачник 10-11 классы, М., Дрофа, 2015)
Творческое задание:
создание буклета; составление кроссворда. (для желающих)
VII. Творческое задание: составление синквейна (слайд 51,52)
Синквейн - "белый стих", состоящий из пяти строк.
Правило составления синквейна:
1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженная в форме существительного;
2 строка - два прилагательных;
3 строка - три глагола;
4 строка - фраза, несущая определённый смысл;
5 строка - Резюме. Вывод. Одно слово - существительное.
Пример синквейна
Лазер!
Нужный, мощный.
Лечит, наблюдает, рисует.
Квантовый генератор
видимого света.
Сегодня необходим!
Используемые материалы: (слайд 53)
1. Мякишев Г.Я. Физика. Учебник для 11класса,М.,2015
2. Луппов Г.Д. Опорные конспекты по физике,М.,Просвещение,2000
3. ЕГЭ2016, ФИПИ,2016
4. mrcpk.marsu.ru/works_iso/2007-01-08…sharapova/web
5. www.zavuch.info/…mtree/estestvennie…presentfisika
6. power-point-ppt.narod.ru/fizika…lazery-primenenie
6. festival.1september.ru:8080/articles/574592/
7. konkurs-balakovo-umc1.blogspot.com
8. 2189_Lazery-Morozova.zip