12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина64
2

Урок по теме «Лазер», 11 класс



Урок физики

по теме "Лазеры"(11 класс)

Генералова Галина Ивановна,

учитель физики

МБОУ «Школа №48»

города Рязани

Цели урока:

Обучающие - Изучение устройства и принцип действия лазера и его применение в науке и технике;

Развивающие - создание условий для развития умений думать, сопоставлять, обобщать, анализировать, расширения кругозора учащихся;

Воспитательные - создание условий для привития познавательного интереса к предмету, воспитания умения работать в коллективе: высказывать свое мнение, выслушивать товарища

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.

План урока:

1. Актуализация знаний: разгадывание кроссворда

2. Целеполагание.

3. Изучение нового материала:

Открытие индуцированного излучения

Принцип действия лазера

Трехуровневая система

Устройство рубинового лазера

Свойство лазерного пучка

Типы лазеров

Применение лазеров

4. Первичное закрепление: Проверь себя - тест

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание

7. Творческое задание: составление синквейна

Ход урока

Актуализация имеющихся знаний

Сегодня наш урок посвящен изучению технического устройства, являющегося одним из важнейших достижений 20 века.

Для того чтобы узнать, о каком устройстве будет идти речь, я предлагаю вам разгадать кроссворд. На экране будут появляться портреты ученых и их открытия. А в выделенном столбце вы получите название устройства. (Слайды 4-9

Русский физик, исследователь фотоэффекта

Немецкий физик- теоретик, основатель квантовой теории

Великий английский физик, создатель планетарной модели атома

Великий английский физик, создатель теории электромагнитного поля

Великий английский физик, создатель первой квантовой теории атома

                   
             
                   
               

 

 

     

 

В выделенном столбце получилось слово « лазер».

II. Целеполагание.

Итак, сегодня мы поговорим о лазере. Давайте выясним, а что вы знаете об этом устройстве, заполнив таблицу (слайд 10)

Знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

     

Работа с таблицей. Проверяя заполнение второго столбца таблицы, отмечаем цели и задачи урока.

III. Изучение нового материала.

Лазер – одно из удивительных изобретений XX века. Слово «лазер» образовано как сочетание первых букв слов английского выражения. Прочитайте его на слайде 11:

«Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation»

Переведите это выражение на русский язык и вы узнаете на чём основана работа лазера. ( подсказка см. с. 263 учебника)

«Усиление света с помощью вынужденного излучения»).

Открытие индуцированного излучения (объяснение учителя)

В 1916 г Эйнштейном была высказана идея о существовании эффекта вынужденного излучения. Давайте рассмотрим механизм вынужденного излучения (слайд 12).

В 1940 году В.А. Фабрикант отметил о возможности использования вынужденного излучение для усиления электромагнитных волн (Слайд 13)

А в 1954 году Н.Г. Басов, А.М. Прохоров и независимо от них Ч. Таунс разработали принцип генерации и усиления радиоволн, где использовалось явление индуцированного излучения.

В 1963 году за разработку этого принципа генерации и усиления радиоволн Н.Г. Басов, А.М. Прохоров и Ч. Таунс были удостоены Нобелевской премии (Слайд 14)

Принцип действия лазера

Самостоятельная работа с учебником стр. 265, затем объяснение ученика по слайду 15

Трехуровневая система (объяснение учителя) (слайд 16)

Работа по группам – рядам (5 минут). Делаем записи в тетради.

1 ряд Свойство лазерного пучка (стр. 264 учебника)

2 ряд Типы Лазеров (стр. 267 учебника)

3 ряд Применение лазеров ( стр. 267 учебника, заполнить таблицу слайд)

Отчет по группам, используя слайды 20-41

IV. Первичное закрепление: Проверь себя: Тест (Слайды 42-47)

Какое излучение называют индуцированным?

А. Переход атома из возбужденного состояния в невозбужденное любым способом.

Б. Переход атома из возбужденного состояния в невозбужденное самопроизвольно.

В. Переход электрона в атоме с верхнего энергетического уровня на нижний, который сопровождается излучением, под влиянием внешнего электромагнитного поля.

2. Какие свойства излучения относятся к лазерному излучению?
1. Когерентность.
2. Высокая монохроматичность.
3. Небольшая мощность излучения.
4. Большая рассеянность

А.1; 2. Б. 2; 3. В. 1; 2; 3; 4.

3. На рисунке показано устройство рубинового лазера.

какой цифрой обозначен кристалл рубина?

А. 4. Б. 3. В. 2. Г.1.

4. На рисунке цифрой 2 обозначены :

А. Кристалл рубина.

Б. Импульсная лампа.

В.Система зеркал

5. Ввиду большой мощности лазера его КПД:

А. Больше 100%. Б.Незначительно меньше 100%. В.1-2%. Г. 50-60%

6. В настоящее время широко распространены лазерные указки, авторучки, брелоки. При неосторожном обращении с такими (полупроводниковым) лазером можно
А. Вызвать пожар.
Б.Прожечь и повредить тело.
В.Получить опасное облучение организма.
Г.Повредить сетчатку глаза при прямом попадании лазерного луча в глаз.

Самопроверка теста с последующем обсуждением

1

2

3

4

5

6

 

в

а

г

б

в

г

V. Подведение итогов Заполняем последний столбец таблицы, выясняем что узнали на уроке (слайд 48)

Знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

     

Заканчиваем урок словами Н.Г.Басова о значении лазера (слайд 49)

VI. Домашнее задание (слайд 50 )

Всем: п. 97
Тем, кто сдает ЕГЭ: № 1186,1187 (А.П. Рымкевич, Задачник 10-11 классы, М., Дрофа, 2015)
Творческое задание:
создание буклета; составление кроссворда. (для желающих)

VII. Творческое задание: составление синквейна (слайд 51,52)

Синквейн - "белый стих", состоящий из пяти строк.

Правило составления синквейна:

1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженная в форме существительного;

2 строка - два прилагательных;

3 строка - три глагола;

4 строка - фраза, несущая определённый смысл;

5 строка - Резюме. Вывод. Одно слово - существительное.

Пример синквейна

Лазер!

Нужный, мощный.

Лечит, наблюдает, рисует.

Квантовый генератор

видимого света.

Сегодня необходим!

Используемые материалы: (слайд 53)

1. Мякишев Г.Я. Физика. Учебник для 11класса,М.,2015
2. Луппов Г.Д. Опорные конспекты по физике,М.,Просвещение,2000
3. ЕГЭ
2016, ФИПИ,2016

4. mrcpk.marsu.ru/works_iso/2007-01-08 …sharapova/web 5. www.zavuch.info /…mtree/es
testvennie…presentfisika
6. power-point- ppt.narod.ru/fizika
lazery-primenenie

6. festival.1september.ru :8080/articles/574592/ 7. konkurs-balakovo- umc1.blogspot.com

8. 2189_Lazery- Morozova.zip


К уроку Лазер
PPT / 4.72 Мб
К уроку Лазер
PPT / 4.72 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.