Вводный урок по предмету ОРКСЭ «Россия — наша Родина» (4 класс)
Дубининская ООШ№13
Учитель истории
Сопельникова Н.В.
Разработка урока по предмету ОРКСЭ модуль «Мировые религиозные культуры»
ТЕМА:
Россия - наша Родина
Цель урока: формирование понимания единства многоликой России
Задачи урока:
Познавательная:
Раскрыть многообразие культур населения России
Закрепить понимание Родины как многонационального государства
Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой
Родины – России
2.Развивающая:
Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции , а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.
3. Воспитательная:
воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.
Основная задача вообще – воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.
Тип урока: комбинированный
Оборудование.
1) Наглядность:
1. Государственная символика с портретом Президента РФ.
2.Мультимедийная презентация
3 Работы учащихся на тему: «Родина»
4 Пословицы народов мира на тему: «Родина»
2) Музыкальное оформление:
1. Песня «С чего начинается Родина» сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера.
2. Песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» в исполнении С.Ротару.
Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые родители .Я рада приветствовать вас. Сегодня мы с вами приступим к изучении. Нового предмета»Основы религиозных культур и светской этики. Отрадно, что вы, уважаемые родители, проявили внимание и интерес к этому курсу. Без этого не возможно будет эффективно изучить этот предмет
Звучит песня(сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера) "С чего начинается Родина?".
1-10слайд
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Правильно, о Родине.
Откуда же берет начало слово «Родина»
Подберите к слову «Родина «однокоренные слова
(Ответы детей)
Слайд 11.
Родина –произошло от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.
Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».
Родень – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода.
Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.
Родич – родственник, член рода, одной крови.
Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
Учитель. С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина?
Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие
— нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь
— в далеком краю, на чужой стороне.
Послушайте, пожалуйста, что такое родина для К.Ушинского:
Слайд 12
«Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Знаете ли вы стихотворения про Родину?
(ИЛЬЯ)
Начинается Родина с памяти,
С почитания истоков своих,
С герба, гимна, российского знамени,
Уваженья заветов святых.
И с семьи начинается Родина,
Песен, улиц родного села,
Той тропинки, что в школе начавшись,
В жизнь большую меня приведет.
Даниил
Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
Звезды мира над кремлем.
– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. Вот и вы тоже в своих рисунках выразили свое понимание этого слова. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки
Я предлагаю вам вместе со своими мамами выполнить задание, которое называется «Собери пословицу». (Собрать по одной пословице)
Слайд 13
Родина - мать, умей за нее постоять
Человек без родины - соловей без песни
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
Где кто родится, там и пригодится.
Своя земля и в горсти мила
Дети с родителями собирают пословицы, а затем зачитывают их.
Прочтите свою пословицу и объясните ее смысл.
Учитель
Ребята, О чем говорится в пословицах, которые прозвучали сегодня на уроке?
- О Родине, о любви к Родине.
- Все народы мира имеют пословицы и поговорки о родине.( Пословицы некоторых народов представлены на уроке, вы можете с ними ознакомиться.) всех их объединяет любовь к родине
-А как называется наша Родина?
- Россия, Российская Федерация
На слайде14 карта России
- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
Слайд15
Она очень разная – на севере живут привыкшие к суровому климату эвенки, ханты, кеты. На юге – энергичные народы Кавказа: осетины, абхазы, чеченцы, ингуши. Мы все разные – разные народы, у нас разная культура, разные привычки, разные обряды.
Слайд 16
Но мы едины – мы россияне.
Россия у нас общая. В России проживает 142 млн человек, но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное государство. -более 180 национальностей, народностей проживает в нашей стране, эти народы составляют единую дружную российскую семью.
Понимание того, что наша страна одинаково родная всем народам, помогает нам жить в дружбе и согласии.
Живут в России разные
Народы с давних пор
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна
Россия – многоликая страна. Лик – это лицо. У каждого человека, у каждого села, города, района, области, края есть свое неповторимое лицо. Они разные, потому что в них живут неповторимые люди.
Слайд16
Слайд 17
И наш Красноярский край, который является частью России, имеет свое лицо, непохожее на другие.
Слайд 18
В нашем крае живут люди разных национальностей, разных религий, разных культур.
Ребята, как называют жителей Красноярского края
Да, все мы - красноярцы.
Как называется район, в котором мы живем?
Слайд19
– Наш район занимает мало места на карте Красноярского края и еще меньше на карте России. Слайд 20
Но очень много места в сердце каждого из нас
слайд 21
Люди разных культур и разных религий, все вместе развивают район, помогают друг другу, уважают друг друга.
А как называют жителей нашего района?
Мы шарыповцы- и мы все вместе несем ответственность за нашу землю, за наших детей и родителей, бабушек и дедушек.
Слайд 22
В нашем селе тоже живут люди разных национальностей, но мы – односельчане. Мы сообща отмечаем праздники и живем очень дружно.
Слайд23
Сейчас мы проведем игру.
1 задание. Отметьте звездочкой на карте столицу нашего государства, административный центр Красноярского края, Шарыповского района
2 задание. Прикрепите на карту таблички с народами, населяющими Красноярский край
Молодцы, ребята, вы хорошо ориентируетесь по карте, вы – настоящие географы.
Проблемное задание
Ребята, к нам скоро должен приехать иностранец, он очень хочет познакомиться с нашей страной. Что бы вы ему рассказали о нашей стране?
Ответы учащихся
Слайд 24
Ребята, мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы –это материальный мир. Но есть и другой мир - духовный . Духовный мир – это нормы поведения, законы, традиции, знания и информация, содержащаяся в книгах. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая различные предметы.
Слайд 24
Этот мир еще называют миром культуры. Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека.
Слайд 25
В духовном мире есть свои дороги. Они называются традиции. По ним шли наши предки. Это все то, что унаследовано от предков. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны.
Слайд 26
Особое место среди них занимают религиозные культуры Христианство, буддизм. Ислам, иудаизм, с которыми мы познакомимся на наших уроках и морально –этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях как добро, честь, справедливость, милосердие.
Существуют еще
слайд27
Народные традиции : Праздник Слава Урожаю
Слайд28
Школьные традиции: ребята, какие еще традиции есть в нашей школе?
Ответы учащихся
Слайд 29
Государственные традиции : День Победы
Семейные традиции
Пожалуйста, посоветуйтесь с мамами и назовите традицию, принятую в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи?
Внимание, любовь. уважение
Слайд30
В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. И в этой семье мы уважительно относимся к каждой традиции
21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу родную культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным
Чтобы закрепить те знания, что вы получили сегодня на уроке, выполните тест на компьютере. А родители вам в этом помогут.
А сейчас мы поиграем в игру «Вертолет»
Каждая группа получает лист бумаги
Сказать Слова: на ушко родина, культура, традиция
1 Написать слово
. 2 Вы должны будете написать какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали это слово, нарисовать рисунок, например, затем меняетесь листочками с другой командой
3 дать определение этому слову, затем меняетесь листочками с другой командой
этого слова, затем меняетесь листочками с другой командой
4 Когда к вам вернется ваш листочек, каждая команда произнесет хвалебные слова этому слову, обобщит все написанное и сделает вывод. Это будет презентация слова
Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, области, району, селу, школе?
Напишите свои пожелания на листе бумаги и опустите в « Ящик пожеланий».
Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Напишите, пожалуйста свои ощущения .Что вам понравилось, что не понравилось на уроке.
Слайд31
Оказывается…
Самым неожиданным для меня было…
Мне больше всего…
Россиянами называют…
Если будет время- пусть зачитают
Слайд 32
В заключении мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Мы надеемся, что вы тоже будете чтить обычаи наших предков и горячо любить свою Родину.
Я благодарю всех за активную работу.
Звучит песня "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"