Разработка урока по окружающему миру в 4 классе «Россия – наша Родина»
Разработка урока по окружающему миру
Учитель: Леонова Татьяна Юрьевна
Класс: 4
Предмет: окружающий мир
Тип урока: открытие новых знаний
Тема урока: «Россия - наша Родина»
Цель урока: создать у обучающихся образ России, как великой страны.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование ценностное отношение к России, своему краю, отечественно культурно-историческому наследию, государственной символике.
Метапредметные:
формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формирование коммуникативных навыков при работе в коллективе, умение учащихся дискутировать, аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и излагать свои мысли.
Предметные:
обобщить и актуализировать знания о Родине-России.
Основные термины и понятия: Россия, Родина, Отечество, столица, государственные символы, духовный мир.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение
Оборудование урока: герб, гимн, флаг России, карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран, фонограмма песни « Нет Родины светлее, чем Россия», магнитная доска, презентация: «Россия- родина моя», таблица «Лесенка успеха», учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
Итак, друзья, внимание –
Ведь позвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
-Ребята, давайте повернёмся и улыбнемся друг другу.
(Дети говорят хором)
Улыбнусь я себе.
Улыбнусь я тебе.
Улыбаться мне не лень.
Пусть хорошим будет день.
-Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь хорошие, добрые люди наши гости и мои любимые ученики.
-А сейчас мне хотелось бы рассказать вам одну историю.
Она произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: "Все в твоих руках…”
- Вот и у вас, ребята, всё в ваших руках. И только от вас зависит, каким будет сегодняшний урок. Я желаю удачи всем! Ведь мы все друзья!
- А раз мы друзья, мы будем работать вместе.
-Вы готовы работать в группах?
-Покажите это жестами. Молодцы!
-Вы дружный класс?
Ученики: Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас
-Давайте вспомним правила взаимопомощи.
(Слайд№3)
(Обучающиеся читают правила на слайде)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения.
-А сейчас внимание на экран.
Учитель: Целый день солнце освещает и обогревает Землю. ( Слайд №4)
А к вечеру, описав на небосводе дугу, спускается все ниже и, наконец, скрывается из виду. (Слайд№5).
Небо темнеет, (Слайд№6)
Появляются звезды — наступает ночь. (Слайд №7).
В том, что угасает день и наступает ночь, непосредственно участвует наша планета Земля.
А всё-таки, какая необыкновенная эта планета - Земля! Как удивителен мир природы... (Слайд№8) Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. Планета Земля. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, поднимаются высокие горы и шумят зеленые леса.
Вот на этой замечательной планете живут мальчишки и девчонки. Все они разные – голубоглазые и кареглазые, с косичками и кудряшками. Одни живут в городе, другие в деревне, одни - на севере, другие - на юге. Но есть то, что их всех объединяет. Это Родина!
3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель:
- Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Ответы детей).
Молодцы! Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.
-Что такое Родина? Заурядное сочетание звуков или огромная держава с ее великой историей? Место, где ты родился, рос, или просто пятно на карте? Как вы думаете? Выскажите свои предположения. ( Ответы детей)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Назовите цели урока. ( Ответы детей)
-А как мы будем это делать?
-Что надо сделать сначала, потом?
5. Реализация построенного проекта
- А теперь давайте посмотрим, что думает на этот счёт Сенька, деревенский мальчик.
(Инсценирование сценки детьми)
Учитель: У деревенского мальчика Сеньки было все: были у него отец и мать, изба, огород, сад, домашние животные. И жил Сенька хорошо, но вот появилась у него маленькая сестренка, и Сенька решил, что он у родителей стал лишний.
Сенька: Пора уходить. Теперь я для них совсем лишний.
Учитель: Идет Сенька по своей улице, а навстречу ему тетя Маша.
Тетя Маша: И куда это ты Сенька путь держишь?
Сенька: Здравствуйте, тетя Маша. Ухожу. Не хочу здесь жить.
Тетя Маша: А ты полезь на бугорок, да посмотри вокруг.
Учитель: Полез Сенька на бугор. Поднимается все выше и выше, и земля становится все шире. А когда он забрался на самый верх, то стало ему видно далеко-далеко. Вокруг разноцветные поля простирались. Овес ли, гречиха – у всего свой цвет. Под бугром красный клевер, сверху плотный, как бархат. У реки растут белоствольные березки. Темный орешник, бледная, как зеленый дымок малина возле болота. Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено везет, кто граблями работает, кто коров пасет. Всех сверху увидел Сенька. И других жителей из соседних деревень, и даже дальний посёлок на горизонте. От своей земли, от ее прекрасного, широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло. Оборачивается и видит отца.
Сенька: А ты тут зачем?
Отец: А за тем, зачем и ты. Землю свою смотрю.
Сенька: Ух, ты! Куда от такой земли уйдешь, если она моя. И мама моя, и отец, и Сестренка, и все люди-соседи, и птицы – все мои. Потому мои, что я – их.
Учитель: Не знал пока Сенька, что называется все это Родиной. Что где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, станет он видеть во сне бугор посреди клевера и всё, что вокруг бугра.
(Словарная работа)
-Так что же такое Родина?
Давайте прочтём в словаре Ожегова, что такое Родина?
с. 681
- А сейчас наши консультанты ещё раз нам напомнят, что такое Родина.
(Читают подготовленные дети)
Ученица: Что такое Родина?
Это запах хлеба,
Солнышко лучистое,
Голубое небо.
Это травы сочные
Это реки быстрые,
Это степи пыльные,
И луга душистые.
Ученик:
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!
Учитель: Сейчас мы будем передавать по кругу сердечко, и отвечать на вопрос: Какая наша Родина? Каждый должен назвать одно слово. Наша Родина, какая?
Игра «Передай сердечко и сложи словечко»
/Дети передают по кругу сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина: милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая./
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В сторону руки - плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.
6. Первичное закрепление во внешней речи
Учитель:
- Ребята, а в физкультминутке есть то, что мы называем Родиной? (Ответы детей)
- А как по- другому мы назовём Родину? (Отечество)
- Как вы понимаете слово "Отечество"?
- Чтобы ответить правильно на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Татьяна. Это имя собственное. А имена собственные…. пишутся с заглавной буквы. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Татьяна Юрьевна: Татьяна, дочь Юрия.
- От какого слова произошло слово Отечество? (Отче, отец)
Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек, стали называть красивым словом – Отечество.
(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)
Давайте прочитаем первый абзац учебника и узнаем, а что думает автор на этот счёт.
(Чтение детьми первого абзаца учебника с.4)
-Как называется наша Родина? ( Россия или Российская Федерация.)
Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век) Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Кто знает, как называется главный город нашей страны?
-Сейчас мы выполним задание в рабочей тетради и узнаем символы страны.
(Дети выполняют задание №1 в рабочей тетради)
–Какие символы нашей страны вы знаете? (Герб, гимн, флаг)
-Что такое гимн? Где можно услышать его?
(Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях.)
- Наши консультанты готовы поделиться своими знаниями по этому поводу.
Ученица:
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
- Где мы уже слышали гимн РФ?
Задания для детей 1 группы:
1. Предлагаю выполнить такое задание: Из множества флагов выберите флаг России.
2. Из полосок бумаги собрать флаг России.
Задания для детей 2 группы:
1.Найдите среди гербов разных стран герб России.
2.Из частей собрать герб России.
(Задания в конвертах. Дети выбирают любое по степени сложности.)
(Взаимопроверка. Обучающиеся 1 группы проверяют правильность выполнения задания 2 группы и наоборот)
-Давайте проверим. Наши консультанты сделают это.
Ученик показывает флаг России и говорит слова:
Белый - облако большое,
Синий - небо голубое,
Красный - солнышка восход,
Новый день Россию ждет.
Символ мира, чистоты
Это флаг моей страны
- А о гербе вы мне расскажите все вместе.
Встаньте из-за парт и проведём физкультминутку.
Динамическая игра «Герб России»
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил, поднять руки в стороны
Держит скипетр, державу, поочерёдно сжать в кулак пр. и
л. руку
Он Россию сохранил нарисовать руками круг
На груди орла – щит красный, приложить руки к груди
Дорог всем: тебе и мне наклон головы вправо-влево
Скачет юноша прекрасный шаг на месте, с высоким
подниманием ноги
На серебряном коне.
Развевается плащ синий, плавные покачивания рук вправо- влево
И копьё в руке блестит. сжать руки в кулак
Побеждает всадник сильный, поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит показать руками
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. поднять руки вверх
(Вывешивается плакат с изображением герба)
Консультант:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(Подготовленная ученица рассказывает)
- В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.
Учитель:
- Кто изображён на иллюстрации сверху?
- Как зовут этого всадника?
- Что он делает?
- Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)
– Кто сейчас действующий президент РФ?
-Давайте в этом убедимся.
(Вывешивается плакат с изображением президента России)
Учитель:
Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А что значит любить Родину?
знать ее историю,
сохранять и преумножать ее богатства,
беречь природу,
всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.
Ученик: Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию – без неё нам не жить
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию – нет России другой!»
Учитель:
-Да, ребята, Россия большая и красивая страна. Да и мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы — это материальный мир. Но есть и другой мир — духовный, культурный.
Давайте прочитаем об этом в учебнике на с. 4-5.
(Чтение детьми текста учебника)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель:
- Ребята, удалось ли нам выяснить, что такое родина? ( Ответы детей)
- А как по- другому мы её назовём (Отечество, Отчизна, Мать)
- Кроме материального мира, какой ещё существует? (Ответы детей)
- Расскажите, что вы узнали о нём? (Ответы детей)
-А сейчас я предлагаю вам игру «Что отдашь земле родной?»
Родина, подобна огромному дереву (изображение вывешивает учитель на доску), на котором не сосчитать листьев. Листья - наши мечты и желания. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. (Дети записывают на заранее приготовленных листочках свои мечты и желания и, озвучивая, прикрепляют к дереву).
Учитель: Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины! Гордитесь ей.
(Звучит песня «Нет Родины светлее, чем Россия» в исполнении ученицы. На фоне идёт демонстрация слайдов о Родине с 9 по 16)
Учитель:
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!
9. Рефлексия учебной деятельности
Учитель: Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;
- Спасибо, дети за урок! (Слайд№17)
(Урок завершается рукопожатием).
Домашнее задание: - Посоветуйтесь с родителями по поводу выполнения заданий учебного пособия (стр.5)