Вводный урок по «Основам светской этики» на тему «Россия — наша Родина» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Вводный урок по «Основам светской этики»
Разработан учителем начальных классов МАОУ СОШ №58 г. Улан- Удэ Афанасьевой Светланой Анатольевной.
Тема : «Россия- наша Родина »
Цель урока: дать представление о новом предмете, заинтересовать учащихся его изучением.
Задачи урока: 1.Познавательная: Закрепить понимание Родины как многонационального государства. Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России. Раскрыть многообразие культур населения России. 2. Развивающая: Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга. 3. Воспитательная: воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками культурных традиций.
Оборудование и оформление: государственные/data/files/o1501372301.ppt (1 урок.pptx) символы (герб, флаг Российской Федерации), карта мира, карта России, стенд «Народы России». Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы.
Ход урока:
Учитель: Дорогие ребята, сегодня вы начинаете изучать предмет «Основы светской этики». Давайте разберёмся, почему такой предмет появился в школьной программе, и о чём мы с вами будем говорить на наших уроках.
Мир окружающий нас многообразен. Вещи, предметы, явления природы, которые нас окружают – это материальный мир. Но есть и другой мир духовный. Вы знакомитесь, с ними изучая русский и иностранный языки, математику и информатику, литературу, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё называют миром культуры. Духовный мир отражён в каждом человеке. Его называют душой. В душе живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что верит и к чему стремится человек. От того чем ты наполняешь свою душу и как строишь отношения с другими людьми зависит твоё состояние. Радость или тревога, спокойствие или беспокойство. Многое живёт в душе: добро и зло, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. Делать выбор очень нелегко. Как не разрушить себя, свой внутренний мир?
Для того чтобы получить ответы на эти вопросы мы и будем изучать новый предмет. Сегодня у нас много гостей. А гостей обычно зовут в особых случаях: по случаю торжества, праздника как сегодня. Тема нашего урока: «Россия – наша Родина». Откройте тетради и запишите тему урока. Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Ребята, а как вы понимаете слово Родина?
Ответы учащихся
Учитель: Мы называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней. Население России – 145 миллионов человек. Мы называем нашу страну Отечеством, потому что это земля наших отцов, дедов и прадедов на которой они жили, которую они защищали и сохранили для следующих поколений.
Человека, который любит свою Родину, готов ей служить и защищать её называют патриотом.
Россия самая большая страна в мире. Её площадь более 17 млн. кв. км.
Поэт Исаковский написал строки:
«Касаясь трёх великих океанов
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов
Непобедима, широка, горда…»
Ребята подойдите к карте. Покажите на карте России.
Какие реки, моря, озёра нашей страны вы знаете?
Ученики работают с картой
Учитель: В России 1090 городов. Какие города вам известны? Назовите столицу России. Покажите её на карте.
Ученики работают с картой
Учитель: Москва – один из самых крупных городов мира. Население Москвы более 11 млн. человек, площадь более тысячи кв.км. В столице находится глава нашего государства – президент Российской Федерации.
Кто является главой нашего государства? Ответы учащихся
Учитель: Правильно! Владимир Владимирович Путин. Давайте совершим небольшую прогулку в сердце столицы: Красную и Соборную площадь (просмотр фильма о Москве)
У каждого государства в мире есть отличительные знаки – символы, которые олицетворяют его независимость и самобытность.
Ребята, какие государственные символы России вы знаете? Ответы учащихся
Учитель: Российскому государственному гербу уже полтысячи лет. Двуглавый орёл прилетел к нам из столицы древней Византии города Константинополя. И привезла его царевна Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина, в 1497 году приехавшая на Русь, чтобы стать женой русского царя Ивана III. До свадьбы Ивана III с царевной Софьей русским гербом был изображение Святого Георгия на белом коне. Когда русский царь принял герб Византии - двуглавого орла, то прежний герб был помещён на щите на груди орла.
История российского национального флага начинается в 17 веке. Создателем флага был Пётр I . Национальный флаг России имел три горизонтальные полосы: белую, синюю и красную. Этот флаг существовал до 1917 года, затем его сменил красный с серпом и молотом, а 22 августа 1991года бело-сине-красный флаг вновь стал государственным флагом России.
Российский флаг
Трёхцветный флаг республики моей
Вверх по флагштоку медленно всплывает,
И нет значительней его, и нет сильней,
И строй в молчанье строгом замирает.
Российский флаг! Дыхание весны
И отсветы далёкой ратной битвы.
Три символа, три цвета сплетены
И на века в едином стяге слиты!
В нём белый цвет-сиянье чистоты,
Знак вечности, знак силы и победы.
В полях российских так снега чисты,
И так же храмы осияны светом.
Багровым цветом полоса горит-
То память о минувшем лихолетье.
Взгляни-ка, может, то рассвет разлит,
И ты – грядущего приемник и наследник?
Цвет неба, цвет морей и васильков
И цвет мечты неотразимо синий!
Всплывает флаг российский трёх цветов-
Надежда, сила, мощь моей России!
О. Миронец
Найди в тексте стихотворения, какое значение имеют цвета российского флага? Ученики работают с текстом
Гимн – торжественная песня страны. Гимн России был принят 30 декабря 2000 года и впервые исполнен в новогоднюю ночь 2001 года. Слова гимна написал известный детский поэт Сергей Михалков, а музыку знаменитый композитор Александр Александров. При исполнении государственного гимна все присутствующие встают, а военные отдают воинское приветствие или салютуют оружием.
Ученики и учитель поют гимн
Учитель: Много народов живёт в России, более ста национальностей. Это – русские, татары, украинцы, чуваши, народы Дагестана, Башкирии, белорусы, мордва, калмыки, буряты, евреи, якуты, чукчи, ненцы, хакасы и многие другие народы. Мы разные, но все мы граждане великой страны Россия. Все мы должны уважать друг друга. Каждый из нас особенный человек и мы должны видеть друг в друге самое лучшее, а не искать недостатки, тогда мы легче будем находить общий язык
ИГРА «КОМПЛЕМЕНТЫ»: Поприветствуйте друг друга, пожмите руки и по очереди скажите друг другу комплементы. Понравилось ли вам упражнение? Оно показалось вам лёгким или трудным? Что вы почувствовали при выполнении упражнения? – Ответы учеников
Учитель: Вы почувствовали, как важно видеть в другом человеке лучшие его качества. Это помогает понять друг друга. Богата земля русская талантами. Их духовное наследие бесценно. Сколько замечательных людей прославили Россию своими трудами. Ребята, каких известных военачальников, полководцев, писателей, композиторов, художников вы знаете? Ответы учеников.
Учитель рассказывает о Юрии Гагарине (фрагмент фильма), о Евгении Чернышове, геройски погибшем при тушении пожара (ему посмертно присвоено звание Героя России), о маршалах великой Победы.
ПРОСМОТР КЛИПА «Россия мы дети твои».
Перед вами карта России пустая. Давайте превратим её в цветущий сад. Вот на этих цветочках, нарисуйте, как вы представляете Родин, или напишите, что для вас Родина. Мамы и папы могут вам помочь. Ученики вместе с родителями рисуют на ромашках и прикрепляют их к карте.
Домашнее задание: записать слова в словарик
Родина - родимая земля, чьё- либо место рождения. Патриот – человек, который любит свою Родину, готов служить ей и защищать её. Отечество – земля отцов, дедов и прадедов на которой они жили, которую они защищали и сохранили для следующих поколений. Столица – главный город государства. Президент – глава государства. Государственные символы – государственные герб, флаг и гимн.