12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Кололеева Елена Викторовна3950
Стаж работы в школе - 25 лет.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск

Класс: 7

Тема урока: Россия в XVII веке. Народные движения.

Пояснительная записка

Урок строится на работе учащихся (как индивидуально (см. рабочий лист к уроку), так и в группах) с текстом учебника (на предыдущем уроке ребята получили в качестве опережающего домашнего задания § 8), карточками-терминами, материалами электронного пособия, а также на выполнении различных заданий. Количество приведенных заданий является исчерпывающим, что дает учителю возможность их выбора, исходя из темпа урока, уровня подготовки и активности класса, распределения времени на различные этапы урока и др. факторов.

Задачи урока: формирование учебных действий учащихся

Метапредметные УУД

Познавательные – анализировать текст, делать выводы из прочитанного, устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; систематизировать информацию и представлять в различных формах, выполнять творческое задание (составлять рассказ с использованием терминов).

Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности.

Коммуникативные – взаимодействовать в команде, организовывать работу в группе, преодолевать возможные конфликты, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

Личностные УУД - уважение к прошлому своей страны, аргументированное оценивание поступков с опорой на общечеловеческие нравственные ценности.

Предметные УУД – ознакомление с событиями «бунташного» века, понимание их причин и последствий через использование обществоведческих терминов

Межпредметные и межкурсовые связи: опора на знания, полученные при изучении курса «обществознание».

Учебное оборудование: компъютер, мультимедийный проектор, нетбуки (классмейты), рабочие листы к уроку.

Учебник: История России. Конец XVI - XVIII век. 7 класс, авторы – А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Москва, издательство «Просвещение», 2012 год.

Проведение данного урока возможно с использованием других УМК по истории России и с опорой на любой УМК по обществознанию.

Раздел учебника: Глава II. Россия в XVII веке. § 8. Народные движения.

Использование информационно-коммуникативных технологий: работа групп с нетбуками (классмейтами) по материалам электронного пособия (История. Россия в XVII - XVIII вв. Электронное приложение к учебнику Данилова А.А. 7 класс).

Методы обучения, применяемые на уроке определены целями урока, возрастными особенностями школьников, уровнем подготовленности учащихся к изучению данной темы, спецификой содержания изучаемого материала, необходимостью активизации познавательной деятельности школьников и осуществления над ней и её результатами эффективного, и в то же время ненавязчивого контроля.

Ожидаемые результаты урока (формируемые компетентности):

- базовый уровень освоения темы, ориентированный на общекультурную подготовку, необходимую для выработки мировоззренческих ориентиров;

- умение характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- умение анализировать реальные социальные ситуации;

- умение логично формулировать и аргументировать свои мысли.

Ход урока

Организационный момент

Задачи этапа

1) Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.

2) Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

На этом этапе учитель обращает внимание учащихся на том, что на уроке предусмотрена работа в группах (осуществляется деление на группы), но при этом отдельные моменты урока ребята будут фиксировать в рабочих листах (см. ниже), работа в которых (с учетом работы на уроке) будет оценена.

Возможный вариант деления класса на группы

Учитель размещает на столах, за которыми будут работать группы, карточки «Медный бунт», «Соляной бунт», «Выступление старообрядцев» и раздает всем ребятам карточки, на каждой из которых написаны признаки/характеристики одного из народных выступлений. Учащиеся, ознакомившись с записями на своей карточке, рассаживаются на соответствующие места. Когда все займут свои места, каждый школьник вслух зачитывает свою карточку, что позволяет не только услышать признак/характеристику одного из народных выступлений всем, но и, при необходимости, обсудить возможные противоречия, а также выяснить, все ли ученики имеют верное представление о движениях «бунташного» века.

Медный бунт

Соляной бунт

Выступление старообрядцев

1662 год

налог на соль

вторая половина XVII века

денежная реформа

введение дополнительной пошлины

массовые самосожжения

отмена медных денег

требование упорядочить законы

разнообразные формы протеста

введение медных денег

повышение цен на соль и хлеб

иноверцы

жестокое подавление восстания

подготовка нового

Соборного уложения

реформа Никона

серебряные деньги

выдача восставшим на расправу главы Земского приказа

монахи

Соловецкого монастыря

инфляция

1648 год

религиозные выступления

Возможный вариант рабочего листа

«___» ____________2015 г. Ф.И. __________________________, 7 «___» класс

Рабочий лист к уроку истории по теме «Россия в XVII веке. Народные движения»

Проблема урока___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

А) Я считаю, что в представлении _________________________ не уместно были использованы термины _____________________________, потому что__________________________________________________

Б) Я считаю, что в представлении _________________________ не уместно были использованы термины _____________________________, потому что__________________________________________________

Я не использовал термин_________________, потому что_________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Вывод по проблеме урока___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Мои впечатления об уроке _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Определение проблемы урока

Задачи этапа

1) Обеспечить мотивацию учения школьников.

2) Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

Учитель формулирует задание группам: представить себя художниками, задача которых показать события Смутного времени через изображение каких-то характерных предметов/явлений так, чтобы у зрителя сложилось как можно более полное представление об этом периоде времени. Команды записывают варианты изображений на листах.

Варианты ответов: истощенный человек; кладбище; пустой кошелек; оружие; схематичное изображение людей, между которыми – знак неравенства; храм, молящиеся люди; трон, к которому выстроилась очередь; «две луны/два солнца» (по К. Бальмонту) и др.

Команды озвучивают свои ответы и комментируют их. Далее учитель просит учащихся, привлекая обществоведческие знания, соотнести данные ими ответы со сферами жизни общества (социальной, экономической, политической, духовной) и разместить листы с ответами на магнитной доске в соответствующих колонках (количество колонок соответствует количеству выступлений, каждая колонка имеет соответствующее название). Педагог акцентирует внимание ребят на том, что «изображая» историческое событие, «художники», сами того не осознавая, обратились к различным сторонам этого явления (социальной, экономической, политической, духовной), что и позволило им составить достаточно полное представление о Смутном времени, подчеркнув его характерные черты.

Учитель предлагает учащимся сформулировать вывод, который можно сделать на основании выполненного задания, при необходимости, корректируя его. Вывод: исторические явления можно рассматривать с разных сторон, что поможет увидеть его наиболее полно и понять взаимосвязь всех сфер общественной жизни.

Учитель предлагает ребятам попробовать убедиться в достоверности данного вывода, взглянув на события XVII века не только с точки зрения истории, но и с позиции политологии, социологии, экономики – наук, основы которых учащиеся изучали в рамках курса обществознания, и сформулировать основную проблему (главный вопрос) урока.

Проблема урока формулируется учащимися самостоятельно, фиксируется в рабочих листах, варианты озвучиваются, самый подходящий под содержание предлагаемой работы фиксируется на доске. Возможный вариант проблемы урока - «Можно ли рассматривать исторические события в контексте других социальных наук?»

Открытие и применение нового знания (решение проблемы урока)

Задачи этапа

1) Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

2) Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному содержательному выводу, обобщению.

3) Обеспечить развитие у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

1 часть. Актуализация знаний

На данном этапе педагог предлагает школьникам выполнить задания группам (каждое следующее задание озвучивается учителем после озвучивания группами ответа на предыдущее):

1) Вспомнить, почему XVII век вошел в историю под названием «бунташный»

Возможные ответы учащихся: такое название выбрано не случайно, этот век ознаменован многими восстаниями и бунтами, приведшими к большому количеству человеческих жертв.

2) Сформулировать основные причины народных выступлений XVII века

Возможные ответы учащихся (причины фиксируются на доске):

- закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;

- усиление налогового гнета;

- ведение почти непрерывных войн;

- усиление приказной волокиты;

- попытки ограничения казачьей вольности;

- церковный раскол и расправа со старообрядцами.

3) Составить план (каркас) рассказа о народных выступлениях

Возможные ответы учащихся (план фиксируется на доске):

- дата выступления

- участники

- причины

- основные события

- итоги.

2 часть. Подготовка информации о народных выступлениях

Учитель предлагает рассмотреть основные народные выступления XVII века. Каждая рабочая группа будет рассматривать то народное выступление, карточка с названием которого находится на столе данной группы

Задание группам:

1) проанализировать и представить Соляной бунт, Медный бунт и восстание Степана Разина по предложенному плану;

2) при подготовке рассказа о народных выступлениях необходимо воспользоваться карточками-терминами;

Примечание: на рабочем столе каждой группы находятся одинаковые наборы разноцветных карточек-терминов (см. таблицу), каждый цвет соответствует определенной науке, изучаемой в рамках курса «обществознание». Каждая группа самостоятельно выбирает термины, с использованием которых она осветит «свой» социальный конфликт, размещая карточки с терминами на магнитной доске по ходу своего рассказа.

3) при подготовке информации группы используют электронное пособие; желательно сопровождение рассказа материалами электронного пособия

экономика

социология

политология

денежная реформа

социальный конфликт

государство

товары

сферы общественной жизни

власть

услуги

социальное неравенство

демократия

государственный бюджет

социальные группы

монархия

налоги

социальные нормы

республика

покупательная способность

компромисс

унитарное государство

рынок

социальный слой

федеративное

государство

деньги

применение силы

армия

статьи доходов

уступка

парламент

статьи расходов

семья

выборы

долг

аморальное поведение

монарх

инфляция

социальные потребности

суд

конкуренция

лидер

правовое государство

3 часть. Представление информации, анализ представленной информации классом

Группы по очереди представляют информацию классу, размещая на доске карточки с терминами и сопровождая свое выступление материалами электронного пособия.

Возможный вариант представления группой народного выступления «Медный бунт»

В июле 1662 года в Москве произошел социальный конфликт, в котором в качестве восставших выступали разные социальные группы: низшие слои посадского населения, солдаты, стрельцы, мелкие ремесленники и торговцы. Восставшие были недовольны тем, что

для пополнения государственного бюджета власти приняли решение взыскать долги за прошлые годы, а также провести денежную реформу. Суть реформы заключалась в том, что были введены медные деньги, приравненные к серебряным. Стоимость новых денег оказалась в 12-15 раз меньше, чем старых, т.е. упала их покупательная способность, в результате торговцы отказывались продавать товары на новые деньги. Это привело к инфляции и резкому удорожанию товаров. Главное требование восставших – отмена медных денег. Толпы восставших начали громить усадьбы бояр, и царь (монарх), в ожидании прибытия войск (армии), был вынужден вступить в переговоры с восставшими. Народ поверил обещаниям царя отменить медные деньги, т.е. царь пошел на уступку, но через время против безоружной толпы было применено оружие, начались жестокие расправы над зачинщиками бунта. По приговору суда многим участникам были отсечены руки, ноги, языки. Результат выступления – отмена медных денег и изъятие их из оборота. Поведение монарха можно оценить как аморальное.

Возможный вариант оформления доски группой

Медный бунт

социальный конфликт

социальные группы

слои

государственный бюджет

власть

денежная реформа

долг

деньги

покупательная способность

товар

инфляция

монарх

уступка

суд

аморальное поведение

Класс во время представления группами информации анализирует выступление и оценивает, насколько уместно/логично были использованы термины. Ребята могут задать вопрос выступающим о том, почему не был использован тот или иной термин, который, на их взгляд, способствовал бы более полному раскрытию сути народного выступления.

Учитель предлагает учащимся проанализировать термины, которые были использованы в представлении информации, и ответить на вопрос: «Можно ли убрать термины какого-то блока - «экономика», «социология», «политология» - так, чтобы при этом не «пострадало» содержание?». Возможные варианты ответа: нет, т.к. данные термины позволили раскрыть содержание исторических событий более полно.

Далее школьникам предлагается обратить внимание на причины бунтов, зафиксированные на доске, и увидеть в них преимущественно экономические, политические, социальные (или увидеть их взаимосвязь). Возможные варианты ответа:

- закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей – политические и социальные

- усиление налогового гнета - экономические

- ведение почти непрерывных войн – политические и экономические

- усиление приказной волокиты - политические

- попытки ограничения казачьей вольности - политические и социальные

- церковный раскол и расправа со старообрядцами - политические, социальные, духовные

Формулирование вывода по проблеме урока

Учащиеся по просьбе учителя озвучивают (вспоминают) основной вопрос урока и самостоятельно формулируют вывод по проблеме урока (фиксируя его в рабочих листах). Возможный вариант вывода - «Исторические события следует рассматривать в контексте других социальных наук, т.к. дополняя друг друга, эти науки позволяют взглянуть на события с разных сторон и понять взаимосвязь всех сфер общественной жизни». Школьники озвучивают свои выводы, педагог и одноклассники, при необходимости, корректируют прозвучавшие ответы

Подведение итогов урока, рефлексия

Задача этапа

Содействовать целостному восприятию и комплексному осмыслению учащимися изученного материала.

Дать оценку работы класса и отдельных учащихся.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Учитель подводит итог урока. Ребята записывают в рабочие листы свои впечатления об уроке. Рабочие листы школьники сдают учителю. Педагог дает качественную оценку работы класса в целом, групп и отдельных учащихся.

Информация о домашнем задании

Задача этапа

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель сообщает классу домашнее задание - проанализировать восстание Степана Разина (стр. 63-67 учебника) и выполнить:

1) обязательное задание - № 3 рабочей тетради «История России. Конец XVI - XVIII век». Данилов А. А., Косулина Л. Г.

2) дополнительное задание – составить рассказ с использованием карточек-терминов (учитель раздает учащимся карточки с таблицей терминов)

Учитель акцентирует внимание ребят на том, что выполнение домашнего задания поможет им узнать о событиях «бунташного» века еще много интересных фактов.

Завершение урока

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.