12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72115
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: формировать знания о растительных сообществах; дать представление о влиянии человека и окружающей среды на ра­стительные сообщества; обосновать роль различных природных сообществ в природе и жизни человека; дать представление о не­обходимости охраны растений и природных сообществ вообще.

Оборудование и материалы: таблицы: «Растения Красной кни­ги», «Редкие и исчезающие виды растений», гербарии и изображе­ния редких и исчезающих видов растений, Красная книга.

Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фито­ценоз, биогеоценоз, экосистема; устойчивость биогеоценозов; природные зоны: полупустыня, пустыня, степь, зона широколист­венных листопадных лесов, зона смешанных лесов, зона тайги, лесотундра, тундра; Красная книга, Зеленая книга; ботанический сад, охраняемые и особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы; биосфер­ный заповедник, временный заказник, постоянный заказник.

Ход урока

Актуализация знаний

Опишите растительное сообщество какого-либо леса по плану

1.Преобладающие породы деревьев:

2.Тип почвы:

3.Травяной покров

представлен видами:

4.Увлажнение:

5.Растения, образующие верхний ярус:

6.Растения, образующие средний ярус:

7.Растения, образующие нижний ярус:

8.Виды сожительства организмов:

Изучение нового материала

Рассказа учителя

При вмешательстве человека в природные сообщества из­мененные внешние условия способствуют вторжению новых видов растений (а также животных), тогда как коренные виды становятся малочисленными или исчезают вовсе. Вследствие этого постепенно уменьшается видовое разнообразие, а затем и разнооб­разие биоценозов. Сохранение видового разнообразия растений является неотъемлемой частью защиты окружающей природной среды.

Из-за воздействия человека (как прямого, так и косвенного) многие растения стали редкими, а некоторые виды полностью исчезли. Достоверно известно, что с 1600 г. навсегда пропало около 400 видов высших растений, а под угрозой исчезновения находится около 19 000. Такие виды растений заносят в Красную книгу — список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов живых организмов (растения, животные, грибы). Здесь да­ется перечень видов с указаниями их прошлого и современного распространения, отмечаются особенности их восстановления, а также необходимые и уже принятые меры по охране исчезаю­щих видов.

Растения Красной книги

 

 

 

 

Красная книга была издана в 1949 г. Международным сою­зом охраны природы и природных ресурсов. Существуют между­народный, национальный и местный варианты Красной книги. Они подразделяются на книги растений, животных и других си­стематических групп живых организмов. В Красную книгу России (по данным на 1988 г.) включены 533 растения. Среди них мож­но выделить такие, как водяной орех, лотос, венерин башмачок настоящий, дуб зубчатый, самшит колхидский, сосна пицунд- ская, тисс ягодный, женьшень, падуб, плаун булавовидный и др.

Все эти растения нуждаются в строгой охране, их запрещено рвать или наносить им другой ущерб.

Но кроме Красной книги, существует также и Зеленая книга, где собраны данные не об отдельных видах, а о редких и исчезаю­щих типичных растительных сообществах, нуждающихся в особой охране.

Редкие растения Кузбасса

 

 

 

 

Редкие виды растений разводят в ботанических садах, а так­же других научных учреждениях. Эти искусственно разведенные растения служат резервом для дальнейшего восстановления их в природе.

Для сохранения всего природного комплекса и биологиче­ского разнообразия создаются охраняемые и особо охраняемые территории, на которых законодательно полностью запрещено или ограничено хозяйственное использование природного сооб­щества в целом или отдельных его компонентов. К охраняемым территориям относятся заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

На прошлом уроке вам дано было задание найти в словаре зна­чения слов и дать определение понятий «заповедник», «заказник», «национальный парк», «памятник природы». (Учащиеся по оче­ реди зачитывают определения, выписанные в тетрадь, учитель вместе с классом выбирает наиболее удачные, при необходимости его корректирует или дополняет и просит ученика продиктовать классу.)

Императорские сады России 

 

 

 

 

Заповедник — участок территории или акватории, на котором в целях сохранения всего природного комплекса и биологическо­го разнообразия полностью запрещены все формы хозяйствен­ной деятельности и разрешены научные исследования, методы проведения которых не нарушают естественный ход природных процессов.

Как правило, заповедник является государственной орга­низацией федерального подчинения. В России первый заповед­ник — Аскания-Нова — был основан в 1898 г. в южноукраинской степи энтузиастом Ф.Э. Фальц-Фейном и носит его имя с 1994 г. К 2000 г. в России насчитывалось 100 заповедников с общей пло­щадью 33 млн га, включая площадь акватории. Это составляет около 1,9% площади страны (при норме не менее 5—10% терри­тории страны, без акватории).

ТОП 5 КРАСИВЕЙШИХ ЗАПОВЕДНИКОВ РОССИИ

 

 

 

 

Выделяют биосферные заповедники — особо охраняемые тер­ритории, которые включены в международную сеть программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Биосферные заповедники формируют по признаку достаточно полной представленности экосистем и ландшафтов, характерных для данного биогеогра- фического региона и отражающих традиционные связи челове­ка и природы. Они должны иметь национальное или глобальное значение для сохранения биологического разнообразия, при этом быть доступными. В России биосферные заповедники создаются на базе традиционных, а не за счет организации новых.

По сравнению с настоящими строгими заповедниками био­сферные подчиняются не только центральным государственным, но и региональным и местным административным органам.

Заказник — участок территории, где постоянно или времен­но запрещается использование определенных видов природных ресурсов (отдельные виды или группы растений, животных, по­лезные ископаемые).

Выделяют временные заказники, организованные для под­держания или восстановления численности какого-либо вида в пределах конкретной территории, и постоянные заказники, ор­ганизованные для постоянной поддержки устойчивого состояния какого-либо компонента природного комплекса или вида расте­ний или животных.

Горнохадатинский заказник -- это не просто охраняемая природная территория.

 

 

 

 

Национальный парк — обширная охраняемая территория, при­родные условия которой не подвергались существенным изме­

нениям под воздействием человека, на которой растительный покров и животный мир представляют интерес или обладают жи­вописностью. Территория национальных парков предназначена для сохранения биоразнообразия и общения человека с природой, а также просвещения, повышения культурного уровня, отдыха и специальных научных исследований.

Заповедники и национальные парки - особо охраняемые и особо оберегаемые

 

 

 

 

Первый национальный парк (Йеллоустонский национальный парк) был создан в США в 1872 г. В России впервые два подоб­ных парка (Сочинский национальный парк и национальный парк Лосиный Остров) организовали через 111 лет после американ­ского — в 1983 г. К 2000 г. на территории России насчитывалось 35 национальных парков, что составляет около 0,39% площади страны. Планировалось создание еще 30 национальных парков, с увеличением их площади до 17 млн, что составит около 1% тер­ритории России.

Памятник природы — уникальный или типичный, ценный в научном, культурно-познавательном или эстетическом отно­шении природный объект. Обычно памятники природы пред­ставляют собой небольшие по площади природные комплексы или отдельные объекты естественного или искусственного проис­хождения: рощи, озера, водопады, пруды, пещеры, живописные скалы, отдельные деревья и т. д.

Памятники природы Новосибирской облати

 

 

Защита растений является частью сохранения окружающей природной среды. Сохранение понимается как система государ­ственных и общественных мер, направленных на гармоничное взаимодействие человеческого общества и природы.

Чтобы сберечь природу, необходимо разумно относиться к окружающему нас разнообразию живых организмов, нуждаю­щихся в бережном отношении и очень аккуратном использовании человеком. В противном случае наши внуки не смогут подышать чистым воздухом соснового бора, выпить ключевой воды из род­ника, насладиться пением птиц и собрать в лесу грибов, не боясь, что они отравлены радиацией и тяжелыми металлами. Человек не может безнаказанно вторгаться в природные процессы в тече­ние неограниченного времени. Все мы — и растения, и животные, и люди — живем на одной планете, и у нас есть возможность гар­монично сосуществовать.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Что такое биоценоз?

Что называют устойчивостью биоценоза и за счет чего она достигается?

Что такое природная зона?

Является ли природная зона биогеоценозом?

Перечислите основные природные зоны, характерные для территории России.

Какие территории называют охраняемыми и особо охра­няемыми?

Что такое заповедник?

Какая деятельность разрешена на территории заповедни­ков?

Какие заповедники называют биосферными?

Какой заповедник первым был организован на территории России?

Что такое заказник?

Для чего организуют постоянные и временные заказники?

Что такое национальный парк?

Какие национальные парки являются наиболее старыми в мире и на территории России?

Каковы основные функции национальных парков?

Какие объекты относят к охраняемым памятникам природы?

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 60; учебник В.В. Пасечника § 59.)

Творческое задание. Какие редкие и исчезающие виды расте­ний встречаются в вашей местности? Нарисовать эти растения, подписать их. В каких природных сообществах они встречаются? Описать меры, которые принимаются для охраны редких и исче­зающих видов растений вашей местности, а также меры, которые, на ваш взгляд, могли бы быть приняты для их охраны.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Подумать, для каких целей человек вырубает лесные мас­сивы, что производит из срубленного леса, как использует осво­бодившиеся земли. Предложить один или несколько вариантов рационального использования лесных богатств. Как можно со­хранить те же площади лесов, продолжая использовать древесину в том же объеме, что и раньше? Подготовить доклад на эту тему.

Составить карту, на которую нанести все заповедники и на­циональные парки России. Подписать их названия. Информацию о заповедниках можно найти в специальной литературе по эколо­гии и природопользованию.

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.