Урок по биологии в 6 классе «Охрана растений»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: формировать знания о растительных сообществах; дать представление о влиянии человека и окружающей среды на растительные сообщества; обосновать роль различных природных сообществ в природе и жизни человека; дать представление о необходимости охраны растений и природных сообществ вообще.
Оборудование и материалы: таблицы: «Растения Красной книги», «Редкие и исчезающие виды растений», гербарии и изображения редких и исчезающих видов растений, Красная книга.
Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фитоценоз, биогеоценоз, экосистема; устойчивость биогеоценозов; природные зоны: полупустыня, пустыня, степь, зона широколиственных листопадных лесов, зона смешанных лесов, зона тайги, лесотундра, тундра; Красная книга, Зеленая книга; ботанический сад, охраняемые и особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы; биосферный заповедник, временный заказник, постоянный заказник.
Опишите растительное сообщество какого-либо леса по плану
1.Преобладающие породы деревьев:
2.Тип почвы:
3.Травяной покров
представлен видами:
4.Увлажнение:
5.Растения, образующие верхний ярус:
6.Растения, образующие средний ярус:
7.Растения, образующие нижний ярус:
8.Виды сожительства организмов:
При вмешательстве человека в природные сообщества измененные внешние условия способствуют вторжению новых видов растений (а также животных), тогда как коренные виды становятся малочисленными или исчезают вовсе. Вследствие этого постепенно уменьшается видовое разнообразие, а затем и разнообразие биоценозов. Сохранение видового разнообразия растений является неотъемлемой частью защиты окружающей природной среды.
Из-за воздействия человека (как прямого, так и косвенного) многие растения стали редкими, а некоторые виды полностью исчезли. Достоверно известно, что с 1600 г. навсегда пропало около 400 видов высших растений, а под угрозой исчезновения находится около 19 000. Такие виды растений заносят в Красную книгу — список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов живых организмов (растения, животные, грибы). Здесь дается перечень видов с указаниями их прошлого и современного распространения, отмечаются особенности их восстановления, а также необходимые и уже принятые меры по охране исчезающих видов.
Растения Красной книги
Красная книга была издана в 1949 г. Международным союзом охраны природы и природных ресурсов. Существуют международный, национальный и местный варианты Красной книги. Они подразделяются на книги растений, животных и других систематических групп живых организмов. В Красную книгу России (по данным на 1988 г.) включены 533 растения. Среди них можно выделить такие, как водяной орех, лотос, венерин башмачок настоящий, дуб зубчатый, самшит колхидский, сосна пицунд- ская, тисс ягодный, женьшень, падуб, плаун булавовидный и др.
Все эти растения нуждаются в строгой охране, их запрещено рвать или наносить им другой ущерб.
Но кроме Красной книги, существует также и Зеленая книга, где собраны данные не об отдельных видах, а о редких и исчезающих типичных растительных сообществах, нуждающихся в особой охране.
Редкие растения Кузбасса
Редкие виды растений разводят в ботанических садах, а также других научных учреждениях. Эти искусственно разведенные растения служат резервом для дальнейшего восстановления их в природе.
Для сохранения всего природного комплекса и биологического разнообразия создаются охраняемые и особо охраняемые территории, на которых законодательно полностью запрещено или ограничено хозяйственное использование природного сообщества в целом или отдельных его компонентов. К охраняемым территориям относятся заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
На прошлом уроке вам дано было задание найти в словаре значения слов и дать определение понятий «заповедник», «заказник», «национальный парк», «памятник природы». (Учащиеся по оче реди зачитывают определения, выписанные в тетрадь, учитель вместе с классом выбирает наиболее удачные, при необходимости его корректирует или дополняет и просит ученика продиктовать классу.)
Императорские сады России
Заповедник — участок территории или акватории, на котором в целях сохранения всего природного комплекса и биологического разнообразия полностью запрещены все формы хозяйственной деятельности и разрешены научные исследования, методы проведения которых не нарушают естественный ход природных процессов.
Как правило, заповедник является государственной организацией федерального подчинения. В России первый заповедник — Аскания-Нова — был основан в 1898 г. в южноукраинской степи энтузиастом Ф.Э. Фальц-Фейном и носит его имя с 1994 г. К 2000 г. в России насчитывалось 100 заповедников с общей площадью 33 млн га, включая площадь акватории. Это составляет около 1,9% площади страны (при норме не менее 5—10% территории страны, без акватории).
ТОП 5 КРАСИВЕЙШИХ ЗАПОВЕДНИКОВ РОССИИ
Выделяют биосферные заповедники — особо охраняемые территории, которые включены в международную сеть программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Биосферные заповедники формируют по признаку достаточно полной представленности экосистем и ландшафтов, характерных для данного биогеогра- фического региона и отражающих традиционные связи человека и природы. Они должны иметь национальное или глобальное значение для сохранения биологического разнообразия, при этом быть доступными. В России биосферные заповедники создаются на базе традиционных, а не за счет организации новых.
По сравнению с настоящими строгими заповедниками биосферные подчиняются не только центральным государственным, но и региональным и местным административным органам.
Заказник — участок территории, где постоянно или временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов (отдельные виды или группы растений, животных, полезные ископаемые).
Выделяют временные заказники, организованные для поддержания или восстановления численности какого-либо вида в пределах конкретной территории, и постоянные заказники, организованные для постоянной поддержки устойчивого состояния какого-либо компонента природного комплекса или вида растений или животных.
Горнохадатинский заказник -- это не просто охраняемая природная территория.
Национальный парк — обширная охраняемая территория, природные условия которой не подвергались существенным изме
нениям под воздействием человека, на которой растительный покров и животный мир представляют интерес или обладают живописностью. Территория национальных парков предназначена для сохранения биоразнообразия и общения человека с природой, а также просвещения, повышения культурного уровня, отдыха и специальных научных исследований.
Заповедники и национальные парки - особо охраняемые и особо оберегаемые
Первый национальный парк (Йеллоустонский национальный парк) был создан в США в 1872 г. В России впервые два подобных парка (Сочинский национальный парк и национальный парк Лосиный Остров) организовали через 111 лет после американского — в 1983 г. К 2000 г. на территории России насчитывалось 35 национальных парков, что составляет около 0,39% площади страны. Планировалось создание еще 30 национальных парков, с увеличением их площади до 17 млн, что составит около 1% территории России.
Памятник природы — уникальный или типичный, ценный в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природный объект. Обычно памятники природы представляют собой небольшие по площади природные комплексы или отдельные объекты естественного или искусственного происхождения: рощи, озера, водопады, пруды, пещеры, живописные скалы, отдельные деревья и т. д.
Памятники природы Новосибирской облати
Защита растений является частью сохранения окружающей природной среды. Сохранение понимается как система государственных и общественных мер, направленных на гармоничное взаимодействие человеческого общества и природы.
Чтобы сберечь природу, необходимо разумно относиться к окружающему нас разнообразию живых организмов, нуждающихся в бережном отношении и очень аккуратном использовании человеком. В противном случае наши внуки не смогут подышать чистым воздухом соснового бора, выпить ключевой воды из родника, насладиться пением птиц и собрать в лесу грибов, не боясь, что они отравлены радиацией и тяжелыми металлами. Человек не может безнаказанно вторгаться в природные процессы в течение неограниченного времени. Все мы — и растения, и животные, и люди — живем на одной планете, и у нас есть возможность гармонично сосуществовать.
Ответьте на вопросы.
Что такое биоценоз?
Что называют устойчивостью биоценоза и за счет чего она достигается?
Что такое природная зона?
Является ли природная зона биогеоценозом?
Перечислите основные природные зоны, характерные для территории России.
Какие территории называют охраняемыми и особо охраняемыми?
Что такое заповедник?
Какая деятельность разрешена на территории заповедников?
Какие заповедники называют биосферными?
Какой заповедник первым был организован на территории России?
Что такое заказник?
Для чего организуют постоянные и временные заказники?
Что такое национальный парк?
Какие национальные парки являются наиболее старыми в мире и на территории России?
Каковы основные функции национальных парков?
Какие объекты относят к охраняемым памятникам природы?
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 60; учебник В.В. Пасечника § 59.)
Творческое задание. Какие редкие и исчезающие виды растений встречаются в вашей местности? Нарисовать эти растения, подписать их. В каких природных сообществах они встречаются? Описать меры, которые принимаются для охраны редких и исчезающих видов растений вашей местности, а также меры, которые, на ваш взгляд, могли бы быть приняты для их охраны.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Подумать, для каких целей человек вырубает лесные массивы, что производит из срубленного леса, как использует освободившиеся земли. Предложить один или несколько вариантов рационального использования лесных богатств. Как можно сохранить те же площади лесов, продолжая использовать древесину в том же объеме, что и раньше? Подготовить доклад на эту тему.
Составить карту, на которую нанести все заповедники и национальные парки России. Подписать их названия. Информацию о заповедниках можно найти в специальной литературе по экологии и природопользованию.
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций