12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72117
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Индивидуальное развитие растений. Возрастные изменения в жизни растений

Цели: дать представление об индивидуальном развитии и воз­растных изменениях в жизни растений; познакомить с различны­ми периодами в жизни растений.

Оборудование и материалы: таблицы: «Оплодотворение у цвет­ковых растений», «Возрастные изменения в жизни растений», комнатные растения, гербарии различных растений в разные жиз­ненные периоды, семена растений.

Ключевые слова и понятия: оплодотворение, зигота, семя; возрастные периоды в жизни растений: зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости; фазы раз­вития растений.

Ход урока

Актуализация знаний

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Как вы считаете, с чего начинается жизнь растения? (Отве­ты учащихся.)

Зарождение нового растения начинается с оплодотворения яйцеклетки спермием. В результате слияния двух гамет образу­ется зигота. Зигота, в отличие от гамет, имеет диплоидный набор хромосом.

Каков набор хромосом большинства клеток растения? (Практически все клетки растения имеют диплоидный набор хромосом.)

Какой набор хромосом имеют половые клетки растений? (По­ловые клетки растений имеют гаплоидный (половинный по срав­нению с остальными клетками растения) набор хромосом.)

Половые клетки (яйцеклетка и спермии) несут в себе поло­вину генетического материала, а после их слияния зигота имеет уже полный набор хромосом. Причем часть этой генетической информации дочерний организм получил от материнского орга­низма, а часть — от отцовского.

Что же происходит после оплодотворения и образования зиготы? (Ответы учащихся.)

Зигота многократно делится, в результате чего образуется семя — многоклеточный зародыш будущего растения. Период в жизни растения от образования зиготы до появления семени называется зародышевым.

Как долго растение может находиться в этой стадии разви­тия? (Ответы учащихся.)

Если семя остается жизнеспособным, то растение в зароды­шевом состоянии может пребывать достаточно долгое время. Известны случаи, когда семена некоторых растений оставались жизнеспособными спустя тысячи лет. Например, семена аркти­ческого люпина проросли спустя 10 000 лет после их созревания.

Что происходит с жизнеспособным семенем, когда оно по­падает в благоприятные условия? (Оно прорастает.)

С этого момента начинается новый этап в жизни растения, называемый периодом молодости, который продолжается от мо­мента прорастания семени до его первого цветения.

Какие питательные вещества использует растение до об­разования у него корневой системы? (Растение использует питательные вещества, заложенные в семени.)

Как долго длится период молодости у растений? (У раз­личных растений эта стадия может длиться разное время. У однолетних травянистых растенийот нескольких дней до нескольких недель, а у древесных — от десяти и более лет.)

После появления у растения первых цветов оно вступает в пе­риод зрелости.

Насколько долог этот этап в жизни растений? (Ответы уча­щихся.)

У однолетних и двулетних растений эта стадия наступает до­статочно быстро и длится недолго. В жизни древесных растений этап является самым длительным.

Завершает жизнь растения период старости, когда оно пе­рестает цвести, плодоносить и через некоторое время отмирает.

У однолетних растений этот период, как и все прочие, кратковре­менный, у многолетних может длиться достаточно долго.

На стадии старости растение не образует плодов и семян, новые органы также практически не образуются. Способность к фотосинтезу постепенно падает, ослабевает активность образо­вания новых корней. В стволах старых деревьев часто образуются крупные дупла, часть веток может отсыхать. В результате растение истощается и постепенно отмирает полностью (засыхает).

Помимо периодов развития, у некоторых растений можно вы­делить определенные фазы, которые характеризуются конкрет­ными внешними изменениями в облике. У большинства покры­тосемянных растений выделяют следующие: появление всходов (прорастание семян), появление листьев, образование боковых побегов, цветение, образование плодов, созревание семян.

Например, у растений семейства злаковых выделяют следу­ющие фазы: всходы (прорастание семян), появление третьего листа, кущение (активное образование боковых побегов), ко­лошение (появление первых колосков), цветение, созревание плодов.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Какие периоды выделяют в жизни растений?

Охарактеризуйте каждый из этих периодов.

Какова длительность жизненных периодов у однолетних травянистых растений?

Какова длительность этих периодов у древесных растений?

Как долго растение может находиться в зародышевом пе­риоде?

В какие периоды растение может быть способно к вегета­тивному размножению?

Каковы особенности питания растения в начале периода молодости?

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины.

Творческое задание. Найти информацию о самых старых де­ревьях вашего района, города. Что это за деревья? С именами каких известных людей или с какими событиями связаны эти де­ревья? Подготовить и оформить доклад об этих деревьях.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Выяснить, какие деревья являются самыми старыми на планете. Что это за деревья, каков их возраст, где они растут? Подготовить доклад об этих деревьях.

Рост и развитие растений

 

 

 

 

Учебный фильм "Развитие растения из семени"

 

 

 

 

Рост растения за 2 минуты.

 

 

 

 

лес за год. ускоренная съемка

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.