Урок биологии в 6 классе «Индивидуальное развитие растений. Возрастные изменения в жизни растений»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Индивидуальное развитие растений. Возрастные изменения в жизни растений
Цели: дать представление об индивидуальном развитии и возрастных изменениях в жизни растений; познакомить с различными периодами в жизни растений.
Оборудование и материалы: таблицы: «Оплодотворение у цветковых растений», «Возрастные изменения в жизни растений», комнатные растения, гербарии различных растений в разные жизненные периоды, семена растений.
Ключевые слова и понятия: оплодотворение, зигота, семя; возрастные периоды в жизни растений: зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости; фазы развития растений.
Рассказ учителя с элементами беседы
Как вы считаете, с чего начинается жизнь растения? (Ответы учащихся.)
Зарождение нового растения начинается с оплодотворения яйцеклетки спермием. В результате слияния двух гамет образуется зигота. Зигота, в отличие от гамет, имеет диплоидный набор хромосом.
Каков набор хромосом большинства клеток растения? (Практически все клетки растения имеют диплоидный набор хромосом.)
Какой набор хромосом имеют половые клетки растений? (Половые клетки растений имеют гаплоидный (половинный по сравнению с остальными клетками растения) набор хромосом.)
Половые клетки (яйцеклетка и спермии) несут в себе половину генетического материала, а после их слияния зигота имеет уже полный набор хромосом. Причем часть этой генетической информации дочерний организм получил от материнского организма, а часть — от отцовского.
Что же происходит после оплодотворения и образования зиготы? (Ответы учащихся.)
Зигота многократно делится, в результате чего образуется семя — многоклеточный зародыш будущего растения. Период в жизни растения от образования зиготы до появления семени называется зародышевым.
Как долго растение может находиться в этой стадии развития? (Ответы учащихся.)
Если семя остается жизнеспособным, то растение в зародышевом состоянии может пребывать достаточно долгое время. Известны случаи, когда семена некоторых растений оставались жизнеспособными спустя тысячи лет. Например, семена арктического люпина проросли спустя 10 000 лет после их созревания.
Что происходит с жизнеспособным семенем, когда оно попадает в благоприятные условия? (Оно прорастает.)
С этого момента начинается новый этап в жизни растения, называемый периодом молодости, который продолжается от момента прорастания семени до его первого цветения.
Какие питательные вещества использует растение до образования у него корневой системы? (Растение использует питательные вещества, заложенные в семени.)
Как долго длится период молодости у растений? (У различных растений эта стадия может длиться разное время. У однолетних травянистых растений — от нескольких дней до нескольких недель, а у древесных — от десяти и более лет.)
После появления у растения первых цветов оно вступает в период зрелости.
Насколько долог этот этап в жизни растений? (Ответы учащихся.)
У однолетних и двулетних растений эта стадия наступает достаточно быстро и длится недолго. В жизни древесных растений этап является самым длительным.
Завершает жизнь растения период старости, когда оно перестает цвести, плодоносить и через некоторое время отмирает.
У однолетних растений этот период, как и все прочие, кратковременный, у многолетних может длиться достаточно долго.
На стадии старости растение не образует плодов и семян, новые органы также практически не образуются. Способность к фотосинтезу постепенно падает, ослабевает активность образования новых корней. В стволах старых деревьев часто образуются крупные дупла, часть веток может отсыхать. В результате растение истощается и постепенно отмирает полностью (засыхает).
Помимо периодов развития, у некоторых растений можно выделить определенные фазы, которые характеризуются конкретными внешними изменениями в облике. У большинства покрытосемянных растений выделяют следующие: появление всходов (прорастание семян), появление листьев, образование боковых побегов, цветение, образование плодов, созревание семян.
Например, у растений семейства злаковых выделяют следующие фазы: всходы (прорастание семян), появление третьего листа, кущение (активное образование боковых побегов), колошение (появление первых колосков), цветение, созревание плодов.
Закрепление знаний и умений
Ответьте на вопросы.
Какие периоды выделяют в жизни растений?
Охарактеризуйте каждый из этих периодов.
Какова длительность жизненных периодов у однолетних травянистых растений?
Какова длительность этих периодов у древесных растений?
Как долго растение может находиться в зародышевом периоде?
В какие периоды растение может быть способно к вегетативному размножению?
Каковы особенности питания растения в начале периода молодости?
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины.
Творческое задание. Найти информацию о самых старых деревьях вашего района, города. Что это за деревья? С именами каких известных людей или с какими событиями связаны эти деревья? Подготовить и оформить доклад об этих деревьях.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Выяснить, какие деревья являются самыми старыми на планете. Что это за деревья, каков их возраст, где они растут? Подготовить доклад об этих деревьях.
Рост и развитие растений
Учебный фильм "Развитие растения из семени"
Рост растения за 2 минуты.
лес за год. ускоренная съемка
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций