Рабочая программа по физкультуре в 6 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солнечная средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на ШМО учителей Протокол № ____ от «____»_________2020_ г ______________________ | Согласовано Протокол № ____ от «____»_________2020_ г Заместитель директора по УВР ____________________ | Утверждено приказом директора № _______ от «____»_________2020 г ___________________ |
Календарно-тематическое планирование
по физической культуре для 6 класса
на 2020-2021 учебный год
Составитель:
Екимков Геннадий Васильевич,
учитель физической культуры
первая квалификационная категория
с. Солнечное, 2020
1. Пояснительная записка
Календарно- тематическое планирование по физической культуре для 6 класса составлено на основании:
Учебного плана МБОУ «Солнечная СОШ».
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности.
Календарного учебного графика на учебный год
Рабочей программы по физической культуре для 5-9 классов, утвержденной приказом директора № 76 от 18.06.2019 г
Количество часов в неделю ___2__, в год __64___
Количество контрольных работ_______1______
Внесены следующие изменения в количестве часов:
За счет уплотнения учебного материала раздела «Легкая атлетика» на повторение и систематизацию знаний на курс физическая культура 5 класса, объединены часы.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее - частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их 'применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Уровень физической подготовленности
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (теcт) | Возраст лет | Уровень | |||||
Мальчики | Девочки | ||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||||
1 | Скоростные | Бег 30 м, c | 11 12 13 14 15 | 6,3 и выше 6,0 5,9 5,8 5,5 | 6,1—5,5 5,8—5,4 5,6—5,2 5,5—5,1 5,3—4,9 | 5,0 и ниже 4,9 4,8 4,7 4,5 | 6,4 и выше 6,3 6,2 6,1 6,0 | 6,3—5,7 6,2—5,5 6,0—5,4 5,9—5,4 5,8—5,3 | 5,1 и ниже 5,0 5,0 4,9 4,9 |
2 | Координационные | Челночный бег 3x10 м, с | 11 12 13 14 15 | 9,7 и выше 9,3 9,3 9,0 8,6 | 9,3—8,8 9,0—8,6 9,0—8,6 8,7—8,3 8,4—8,0 | 8,5 и ниже 8,3 8,3 8,0 7,7 | 10,1 и выше 10,0 10,0 9,9 9,7 | 9,7—9,3 9,6—9,1 9,5—9,0 9,4—9,0 9,3—8,8 | 8,9 и ниже 8,8 8,7 8,6 8,5 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 11 12 13 14 15 | 140 и ниже 145 150 160 175 | 160—180 165—180 170—190 180—195 190—205 | 195 и выше 200 205 210 220 | 130 и ниже 135 140 145 155 | 150—175 155—175 160—180 160—180 165—185 | 185 и выше 190 200 200 205 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 11 12 13 14 15 | 900 и менее 950 1000 1050 1100 | 1000—1100 1100—1200 1150—1250 1200—1300 1250—1350 | 1300 и выше 1350 1400 1450 1500 | 700 и ниже 750 800 850 900 | 850—1000 900—1050 950—1100 1000-1150 1050-1200 | 1100 и выше 1150 1200 1250 1300 |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 11 12 13 14 15 | 2 и ниже 2 2 3 4 | 6—8 6—8 5—7 7—9 8—10 | 10 и выше 10 9 11 12 | 4 и ниже 5 6 7 7 | 8—10 9—11 10—12 12—14 12—14 | 15 и выше 16 18 20 20 |
6 | Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) | 11 12 13 14 15 | 1 1 1 2 3 | 4—5 4—6 5—6 6—7 7—8 | 6 и выше 7 8 9 10 | | | |
на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки) | 11 12 13 14 15 | | | | 4 и ниже 4 5 5. 5 | 10—14 11—15 12—15 13—15 12—13 | 19 и выше 20 19 17 16 |
3. Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
История физической культуры. Возрождение Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии, цель и задачи олимпийского движения, олимпийские идеалы и символика. Зарождение Олимпийского движения в дореволюционной России, первые успехи российских спортсменов в современных Олимпийских играх. Общественные деятели, стоящие у истоков олимпийского движения в России.
Базовые понятия физической культуры.Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств; понятия силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений и ловкости. Основные правила развития физических качеств (регулярность и систематичность занятий, доступность и индивидуализация в выборе величины физических нагрузок, непрерывность и постепенность повышения требований). Структура занятий по развитию физических качеств (подготовительная часть — разминка, основная часть — решение главных задач занятия, заключительная часть — восстановление организма) и особенности планирования их содержания, место занятий в режиме дня и недели. Физическая нагрузка как чередование физической работы и отдыха; ее регулирование по объему, продолжительности, интенсивности и интервалам отдыха. Общая характеристика основных режимов нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений (оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий режимы).
Физическая культура человека.Правила закаливания организма способами принятия воздушных и солнечных ванн, купания. Правила ведения дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
Способы физкультурной деятельности
Организация здорового образа жизни. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий по развитию физических качеств (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки). Составление по образцу комплексов упражнений для развития физических качеств (по заданию учителя). Составление вместе с учителем плана индивидуальных занятий по развитию физических качеств.
Планирование занятий физической культурой. Наблюдение и контроль за состоянием организма. Правила самостоятельного тестирования физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий и регулирование величины нагрузки в соответствии с заданными режимами (согласно плану индивидуальных занятий и показателям текущего самочувствия). Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; содержание еженедельно обновляемых комплексов утренней зарядки и физкультминуток; содержание домашних занятий по развитию физических качеств. Наблюдения за динамикой показателей физической подготовленности с помощью тестовых упражнений: прыжки с места в длину и высоту, отжимания в упоре лежа, поднимание ног из положения виса, челночный бег, бег с максимальной скоростью (30, 60 м), 6-минутный бег, бросок малого мяча в цель, удерживание тела в статическом положении стоя на одной ноге, передвижение ходьбой и бегом по гимнастическому бревну(скамейке), наклон вперед, маховые движения ногами вперед, назад, в сторону, «выкруты» рук с гимнастической палкой назад и вперед.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений для коррекции фигуры. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток и физкультпауз. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Общеразвивающая направленностью. Гимнастика с основами акробатики.Строевые упражнения: повторение ранее разученных упражнений. Выполнение команд «Пол-оборота направо!», «Пол-оборота налево!» Лазанье по канату удобным способом на 2 – 3,5 метра. Висы и упоры смешанные (гимнастическая стенка, перекладина ). Мальчики – подтягивание в висе; висы согнувшись и прогнувшись; поднимание прямых ног в висе и упоре. Девочки – подтягивание из виса лёжа; поднимание согнутых ног в висе. Упражнения в равновесии:ходьба по бревну (рейке гимнастической скамейки) на носках в ускоренном темпе; повороты на 180 градусов на носках в полуприседе; из стойки поперек соскок прогнувшись; произвольная комбинация из освоенных упражнений (4 – 6 элементов).Акробатические упражнения: два кувырка в группировке вперед слитно; кувырок назад в группировке в стойку на одном колене, полушпагат; «мост» из положения стоя с помощью. Произвольная акробатическая комбинация (4 – 5 упражнений). Опорный прыжок (гимнастический козел в ширину, высота 95 – 105 см) способом ноги врозь. Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика. Старт с опорой на одну руку с последующим ускорением. Бег с преодолением препятствий. Спринтерский бег (30 м, 60 м и 100 м). Гладкий равномерный бег по учебной дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжок в длину с разбега. Метание малого мяча в цель и на дальность с места и разбега. Упражнения общей физической подготовки.
Баскетбол. Упражнения без мяча: прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижение в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге. Упражнения с мячом: ловля мяча после отскока от пола, ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения; бросок мяча в корзину двумя руками снизу после ведения и от груди с места. Игра в баскетбол по правилам. Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача мяча через сетку с лицевой линии площадки; передача мяча после перемещения; передача мяча из зоны в зону, стоя на месте. Игра в волейбол по правилам. Упражнения общей физической подготовки.
5. Тематическое планирование, с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждого раздела.
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов (уроков) |
Класс | ||
6 | ||
1 | Двигательные умения и навыки: | 24 |
Легкая атлетика | 16 | |
Кроссовая подготовка | 8 | |
2 | Физическое совершенствование: | 40 |
Волейбол | 11 | |
Баскетбол | 11 | |
Гимнастика с основами акробатики | 18 | |
Итого: | 64 |
5. Календарно-тематическое планирование по предмету «физическая культура»
6 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока | |
план | факт | |||
Легкая атлетика. Кроссовая подготовка (15 часов) | ||||
Техника безопасности на уроках легкой атлетики. Высокий старт. | 1 | 02.09 | | |
Скоростной бег. Станицы истории. | 1 | 07.09 | | |
Челночный бег. Эстафетный бег. | 1 | 09.09 | | |
Бег 30 метров (тест). | 1 | 14.09 | | |
Бег 60 метров. | 1 | 16.09 | | |
Прыжок в длину с разбега. Челночный бег 3х10м (тест) | 1 | 21.09 | | |
Метание мяча. Прыжок в длину с места. | 1 | 23.09 | | |
Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 7–9 беговых шагов. Бег 300м. | 1 | 28.09 | | |
Прыжок в длину с места (тест). Бег на средние дистанции. | 1 | 30.09 | | |
Прыжок в длину с разбега. Метание мяча с разбега. | 1 | 05.10 | | |
Метание мяча. | 1 | 07.10 | | |
Кроссовая подготовка. Преодоление препятствий. | 1 | 12.10 | | |
Кросс. Развитие выносливости. | 1 | 14.10 | | |
Шестиминутный бег (тест). Преодоление препятствий. | 1 | 19.10 | | |
Бег 1000м. Упражнения в подтягивании. | 1 | 21.10 | | |
Волейбол (11 часов) | ||||
Техника безопасности на уроках волейбола. Стойки и передвижения игрока. | 1 | 02.11 | | |
Комбинации из основных элементов техники передвижений. | 1 | 09.11 | | |
Передача мяча сверху двумя руками на месте. | 1 | 11.11 | | |
Прием и передача мяча после перемещения. | 1 | 16.11 | | |
Передача мяча над собой, через сетку. | 1 | 18.11 | | |
Нижняя прямая подача.Наклон вперед из положения сидя (тест) | 1 | 23.11 | | |
Комбинации из основных элементов: прием, передача, подача мяча. | 1 | 25.11 | | |
Две-три передачи мяча над собой и передача партнёру. | 1 | 30.11 | | |
Комбинации из основных элементов: прием, передача, подача мяча. | 1 | 02.12 | | |
Встречные и линейные эстафеты с передачами мяча. | 1 | 07.12 | | |
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола | 1 | 09.12 | | |
Гимнастика с основами акробатики (18 часов) | ||||
Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Перекаты. | 1 | 14.12 | | |
Кувырок вперед, назад. | 1 | 16.12 | | |
Стойка на лопатках.Подтягивание на высокой и низкой перекладине (тест) | 1 | 21.12 | | |
Акробатическая комбинация из 2-3 элементов. | 1 | 23.12 | | |
Акробатическая комбинация из 3-х элементов. | 1 | 11.01 | | |
Мост из положения лежа на спине. | 1 | 13.01 | | |
Акробатическая комбинация из 4-х элементов. | 1 | 18.01 | | |
Вис согнувшись и прогнувшись (мальчики), смешанные висы (девочки). | 1 | 20.01 | | |
Подтягивание в висе (мальчики); подтягивание из виса лежа (девочки). | 1 | 25.01 | | |
Поднимание прямых ног в висе. | 1 | 27.01 | | |
Комбинации из нескольких элементов. | 1 | 01.02 | | |
Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. | 1 | 03.02 | | |
Прыжки через скакалку. Опорный прыжок. | 1 | 08.02 | | |
Лазание по канату. Опорный прыжок. | 1 | 10.02 | | |
Учет по технике опорного прыжка. Лазание по канату. | 1 | 15.02 | | |
Гимнастическая полоса препятствий. | 1 | 17.02 | | |
Гимнастическая полоса препятствий. | 1 | 22.02 | | |
Гимнастическая полоса препятствий. | 1 | 24.02 | | |
Баскетбол (11 часов) | ||||
Стойка и передвижения игрока. Инструктаж по ТБ на уроках баскетбола. | 1 | 01.03 | | |
Стойки и повороты.Наклон вперед из положения сидя (тест) | 1 | 03.03 | | |
Ведение мяча на месте с разной высотой отскока. | 1 | 10.03 | | |
Остановка двумя шагами и прыжком. | 1 | 15.03 | | |
Ведение мяча на правой (левой) рукой. | 1 | 17.03 | | |
Остановка прыжком. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах с шагом. | 1 | 29.03 | | |
Ведение мяча два шага бросок.Подтягивание на высокой и низкой перекладине (тест) | 1 | 31.03 | | |
Броски мяча по кольцу двумя руками от груди. | 1 | 05.04 | | |
Бросок двумя руками снизу в движении. | 1 | 07.04 | | |
Ведение мяча с изменением скорости. | 1 | 12.04 | | |
Ведения мяча с изменением направления. | 1 | 14.04 | | |
Легкая атлетика. Кроссовая подготовка (9 часов) | ||||
Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Прыжки в высоту способом «перешагивания». | 1 | 19.04 | | |
Высокий старт. Старт с опорой на руку. Стартовый разгон. | 1 | 21.04 | | |
Стартовый разгон. Бег 30 м (тест). | 1 | 26.04 | | |
Бег на результат 30м. Метание мяча на дальность. | 1 | 28.04 | | |
Метание мяча с разбега. Прыжок в длину (тест). | 1 | 05.05 | | |
Прыжок в длину с разбега. Челночный бег 3х10м (тест). | 1 | 12.05 | | |
Кроссовая подготовка. Шестиминутный бег (тест). | 1 | 17.05 | | |
Бег на 1000 м. | 1 | 19.05 | | |
Кроссовый бег с равномерной скоростью. | 1 | 24.05 | |
Горбункова Ольга Ивановна
Екимков Геннадий Васильевич