12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
irina.n.mareeva21

Методическая разработка

краеведческой игры

«Бегущий город»

 

составитель:

Мареева Ирина Николаевна,

методист НСП РЦОД МБОУ ДО «Центр развития

творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги

 

 

Калуга, 2020

Пояснительная записка

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.1

Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:

участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;

возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);

право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;

неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;

вариативный характер оценки образовательных результатов;

тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;

возможность на практике применить полученные знания и навыки;

разновозрастный характер объединений;

возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.

Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;

возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;

благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства.

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.2

В наши дни развитию детской одаренности уделяется огромное внимание. Для этого предпринимаются различные меры. Одним из средств работы с одаренными учащимися старшего школьного возраста является Летняя школа, реализуемая в соответствии с подпрограммой «Одаренные дети Калуги».

Школа одаренных детей (далее ШОД) один из самых крупных образовательных проектов на территории Калужской области. Основные цели данной инициативы – раскрытие талантов, изучение предметов на углубленном уровне, пропаганда здорового образа жизни, мотивация к профессиональному самоопределению.3

Ежегодно в рамках летней ШОД проходит игра «Бегущий город». «Бегущий Город» — по состоянию на 2019 год самые масштабные в России соревнования по городскому ориентированию, впервые в России проведённые группой энтузиастов в 2000 году в Санкт-Петербург, иначе называемые организаторами познавательно-состязательной формой активного краеведения4. Соревнования «Бегущий Город», в г. Калуга проводились в 2015 году и не прижились.

В данной методической разработке представлена краеведческая игра «Бегущий город», реализованная в ходе летней ШОД в 2019 году. Мероприятие рассчитано на учащихся старших классов средних общеобразовательных учебных заведений, проявляющих интерес к углубленному изучению истории, искусствоведения, краеведения.

Цель: провести краеведческую игру для участников летней ШОД, в ходе которой пройдет их знакомство с наиболее значимыми местами города в ходе командного взаимодействия.

Задачи:

Знакомство учащихся со значимыми культурными объектами г. Калуги, архитектурными стилями;

Развитие логического мышления;

Обучение командному взаимодействию и формирование ценности командной работы;

Сплочение команды, собранной из разного контингента;

Воспитание умения слушать и правильно использовать мнение сокомандника.

Описываемая ниже игра является командной, с ней могут принимать участие одновременно от 3 до 15 команд. Количество команд не может быть больше количества пунктов в маршрутном листе. Время действия – 2 часа. Место проведения – исторический центр г. Калуги. Форма проведения – командная краеведческая игра. Возраст участников – 14-18 лет. Количество участников в команде – 10 человек. Команды формируются из участников летней ШОД путем жеребьевки.

Оборудование и материалы:

маршрутный лист, количество экземпляров равно количеству команд (Приложение 1);

карта центра г. Калуги образца XIX века, количество экземпляров равно количеству команд (Приложение 2);

ручки;

одежда по погоде, головной убор, вода;

фотоаппарат для съемки хода игры;

приспособления для проведения жеребьевки.

План мероприятия

Организационный этап – объявление игры, жеребьевка, формирование команд.

Основной этап – прохождение маршрута, заполнение карточек с ответами и карты.

Заключительный этап – подведение итогов, рефлексия, награждение победителей.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятия.

Накануне проведения мероприятия участники летней ШОД информируются об этом. Кураторы отрядов подробно рассказывают подопечным об игре и называют дату и время проведения. Организаторам необходимо заранее подготовить маршрутные листы, карты и приспособления для жеребьевки. В день проведения игры с утра проходит жеребьевка, в ходе которой участники делятся на команды по 10 человек. Если в какой-либо команде значительно меньше участников, чем в остальных, в нее добавляются участники из других команд. После обеда начинается игра.

Каждую команду сопровождают два человека из числа организаторов, кураторов и волонтеров, которые охраняют безопасность участников, координируют их деятельность, следят за исполнением правил дорожного движения. Сопровождающие могут направлять участников, но подсказывать им правильные ответы они не могут. Организаторы раздают сопровождающим маршрутный лист и карту, которые не должны быть показаны участникам до того момента, пока команда не прибудет на точку старта. Старт у каждой команды свой. До места старта команды добираются пешком или используя любой вид транспорта. Перемещаться между пунктами маршрута следует пешком.

Ориентировочное время проведения игры – 120 минут, но маршрут может быть пройден как за более длительное, так и за более короткое время. Бежать во время прохождения маршрута не нужно, следует передвигаться со скоростью прогулочного шага или чуть быстрее. Участникам необходимо одеваться по погоде, иметь при себе головной убор в случае жаркой погоды, а также необходимый запас питьевой воды. При выполнении заданий запрещено пользоваться телефоном и другими средствами связи. Разрешено просить помощи у прохожих и сотрудников организаций, которые обозначены в маршрутном листе (музеев, театров и т.п.)

Маршрут закольцован. Каждая команда должна пройти все точки, отраженные в маршрутном листе и отметить их на дореволюционной карте города. Выполненные задания участники сдают сопровождающим, а те в свою очередь передают их организаторам для дальнейшей проверки и подведения итогов. За каждое правильно выполненное задание команде начисляются определенные баллы. Победившей признается команда, набравшая наибольшее количество баллов. Награждение проходит во время церемонии закрытия летней ШОД. После завершения игры кураторы могут провести рефлексию, спросить у участников, что им понравилось, запомнилось или вызвало недоумение.

Литература:

Концепция
развития дополнительного образования детей
(утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р)

https://ru.wikipedia.org/wiki /Бегущий_Город

Мареева И.Н. Летняя школа как средство работы с одаренными учащимися / От слова к делу: из опыта работы с детьми, проявляющими способности и таланты. Информационно-методический сборник из опыта работы с детьми, проявляющими способности и таланты / Сост. Зиновьева Е.И., Мареева И.Н. - Калуга:ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), – 2019. – 240 с. – С.120

 


 

Приложение 1

Бегущий город-2019

 

Команда_______________________________________________________________

Состав ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Сопровождающие:______________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Ваша первая задача – найти в легенде место старта вашей команды. До места старта вы добираетесь любым транспортом. Далее – пешком. В ходе игры вы читаете и выполняете задания, ответы заносите в легенду. Когда все задания будут выполнены, цветной ручкой или маркером нанесите на карту ваш маршрут. Карту и легенду нужно сдать сопровождающим.

 

Легенда

Вы находитесь на пересечении ул.Театральная и ул.Дзержинского.Встаньте лицом к Драматическому театру и начинайте движение. Двигайтесь прямо и в одной из арок по правую руку обнаружите пространство актуального искусства, расположенное в старинном здании. Именно в этом доме родился в 1869 году известный калужский купец Петр Степанович Раков.

После того как вы обнаружите искомое здание:

- укажите название расположенного там культурного объекта, часы его работы;

- знаете ли вы, где располагался магазин купца Ракова и под каким названием он был известен в годы Советской власти?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Когда вы выйдете из арки обратно на Театральную, вы заметите стенды с именами известных участников и героев Великой Отечественной войны. Назовите имена тех, кто увековечен в названиях улиц города.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Через ближайший пешеходный переход движемся к Калужскому областному драматическому театру. Остановимся на Театральной площади.

Давно ли вы посещали театр? Оглядитесь и назовите ближайший спектакль.

_______________________________________________________________________

 

Почему фасад здания театра имеет такой вид – колонны, фронтон и т.д.? Что это за стиль?

________________________________________________________________________

 

4.Движемся вдоль театра к улице Суворова. Эта улица до революции носила имя Аптекарская.

В 1870 году выходцами из богатого калужского купеческого рода братьями Малютиными были открыты два крупных благотворительных учреждения – богадельня и училище для сирот мещанского и купеческого сословий. Малютины щедро жертвовали деньги калужским приходским училищам, женской гимназии, а также на содержание дорог, больниц, ремонт жилых зданий.

Справа, по адресу ул. Суворова, д.117, находится здание с колоннами. Определите, что это было за детище купцов Малютиных. Что означает это слово? В каком веке было построено здание?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Найдите неподалеку здание, отмеченное на фото стрелкой.

t1598348982aa.jpg

 

Что это такое? Напишите полное название.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

6. Возвращаемся обратно на бывшую Аптекарскую улицу и идем далее в западном направлении. Минуя торговый центр, по левую руку мы видим всем известный двухэтажный особняк. (Суворова, д.102)

 

t1598348982ab.jpg

 

В 1830 году владельцем усадьбы стал Городской Голова Петр Даншин, и только в самом конце ХIХ века постройка перешла к отставному поручику, гласному Городской Думы Дмитрию Васильевичу Тимченко. С тех пор этот особняк калужане и стали называть Домом Тимченко.

Что за существа изображены на фасаде?

 

_______________________________________________________________________

 

7.Идем в сторону пересечения улиц Суворова и Рылеева. Справа видим лицей №36.На территории лицея находится макет самолета и памятник А.С.Пушкину.

Из какого стихотворения взяты строки на памятнике?

Чему посвящен установленный самолет?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________


 

8.Движемся далее по бывшей Аптекарской. По левую руку расположено одноэтажное здание, стоящее вплотную к современному строению с внешними лифтами.

Что находится ныне в этом здании? Кто жил в этом доме два века назад? Загляните внутрь и узнайте имя директора этой организации.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

 

 

9. А теперь повернем налево и отправимся в сторону сквера Мира, но сначала прогуляемся по ул.Октябрьской.

Здесь расположено здание БСМП, открытое 1 апреля 1961 года.

Осмотритесь и назовите имя первого главного врача БСМП.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Вернитесь назад от здания БСМП на ул.Большевиков и двигайтесь в сторону сквера Мира. Вскоре на перекрестке вы увидите одноэтажное здание. Здесь провел свои последние годы один наш известный земляк.

Напишите, сколько лет он прожил в этом доме.

_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

 

11.Вы находитесь в сквере Мира.

Пересчитайте количество входов и выходов в сквер.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В центре сквера возвышается памятник К.Э.Циолковскому. На нем отколота одна цифра.

Вспомните надпись на доме ученого и напишите, в каком году умер К.Э.Циолковский?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

12. По адресу ул. Кирова д.6 (пересечение ул.Кирова и ул. Плеханова) находится Дом музыки. Обратите внимание на нетипичную для нашего города архитектуру. Это неудивительно, ведь ранее здесь располагалась кирха.

Что такое кирха?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

13. Отправляйтесь в сторону голубого храма, расположенного на ул.Плеханова.

Напишите название этого храма.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

 

 

14. На вашем пути встретится новый парк. Что было на месте этого парка несколько лет назад?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

15. На ул.Дзержинского некогда располагался магазин Софронова.

 

t1598348982ac.jpg

 

 

 

Здание это существует до сих пор. В нем когда-то была комиссионка, а теперь там один из лучших дизайн-салонов, цветы, подарки и сувениры, садовый инвентарь.

На пересечении с какой современной улицей расположено здание?

 

 

И вот вы вернулись на исходную точку нашего путешествия. Поздравляем с успешным завершением маршрута!


 


 


 

Приложение 2.


 

t1598348982ad.gif

1 Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р)

2 Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р)

3 Мареева И.Н. Летняя школа как средство работы с одаренными учащимися / От слова к делу: из опыта работы с детьми, проявляющими способности и таланты. Информационно-методический сборник из опыта работы с детьми, проявляющими способности и таланты / Сост. Зиновьева Е.И., Мареева И.Н. - Калуга:ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), – 2019. – 240 с. – С.120

4 https://ru.wikipedia.org/wiki /Бегущий_Город

Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 25.08.20 в 13:12 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный и полезный ресурс!
Галина Владимировна, 25.08.20 в 15:06 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.