Внеурочное занятие по литературному чтению "О любви,дружбе и верности в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"."
ГБОУ РФМЛИ
Клубное занятие учусь читать «О любви, дружбе и верности в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»
Учитель: Кривко О.Ю.
г.Владикавказ
Цель занятия: cоздание условий для работы над понятием “Дружба, верность, любовь” при работе с художественным текстом.
Задачи.
Образовательные:
Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.
Развивающие:
Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, кластеры.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Занятие разработано в форме игры-путешествия.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые.
Формы обучения: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
В ходе занятия использовались кластеры, самоконтроль и самооценка знаний учащихся. А так же:
- отрабатываются навыки выразительного беглого чтения;
- развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;
- воспитывается интерес к чтению, умение быть надежным и верным другом;
- прививается умение работать в коллективе.
Ход занятия
І. Организационный момент. Мотивация.
- Здравствуйте ребята, дорогие гости.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, передайте своим одноклассникам мысленно положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра!
- Скажите, ЛЮБОВЬ, ВЕРНОСТЬ И ДРУЖБА СИЛЬНЕЕ СТРАХА? ( эпиграф записан на доске , в конце стоит вопросительный знак)
- Объясните свой ответ.
- В конце урока мы обязательно вернемся к нашему эпиграфу.
II. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня мы в гостях у сказки. А может быть сказка у нас.
Ведь где читают дружно,
Пересказывают умело,
Там сказке можно появиться смело.
-Но сначала вы должны угадать, как называется сказка и кто ее автор.
а) Разгадывание ребуса. ( работа в парах)
-Правильно. Мы отправимся в сказку “Снежная королева”.
-А вы помните, кто автор этой замечательной сказки?
-Сейчас ребята познакомят нас с биографией Г.Х.Андерсена
Вступительное слово о творчестве Г. Х. Андерсена.
На севере Европы, под великим скандинавским полуостровом, можно увидеть ещё один, который своими очертаниями напоминает человеческую ладонь. Он называется Ютландия. На нём расположена Дания - маленькая скандинавская страна. В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен. Сказки Андерсена знакомы вам с детства. Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен родился в1805 году в городе Оденсе в семье сапожника и прачки. Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам.
Жил Андерсен очень бедно. Литературные заработки были единственным источником дохода писателя. Его произведения принимались к печати не сразу. Критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что сказки Андерсена не интересны ни взрослым, ни детям. Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен был очень одинок. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.
Андерсен был человеком необычным, непохожим на других, видевший жизнь, как он сам говорил, “через волшебное стекло”. А самое главное – он умел дарить людям радость. Что может быть прекраснее! Это талант. Согласитесь, что он дан не каждому. Всего Андерсен написал 170 сказок.
III. Проблемная ситуация
- Сегодня одна из его сказок приглашает нас в гости.
- А вот чему учит нас эта сказка, какие ключевые слова в ней мы узнаем по синквейнам. Дайте правильные ответы и сделайте выводы ( работа в группах)
1.-----------
2. сплоченный, единодушный
3. общаться, переживать, выручать
4. доверие укрепляет ее и делает прочнее
5. взаимоотношения
Вопрос:
- Определите первое слово синквейна? (Дружба)
1.-----------
2. надежный, стойкий
3. не предавать, хранить, любить
4. Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга
5. постоянство
- Определите второе слово синквейна? (Верность)
1. -----------
2. беззаветная, бескорыстная
3. обожать, боготворить, страдать
4 испытывать внутреннюю склонность к чему-либо
5. увлечение.
- Определите третье слово синквейна? (Любовь)
- Попробуйте сформулировать более точнее, о чем будем говорить на занятии?
- Сегодня мы поговорим о дружбе, верности и любви.
- Как вы думаете, актуальна ли сейчас эта тема? Почему?
- Как вы понимаете смысл этих слов?
Работа с толковыми словарями С. Ожегова и В. Даля.
- Давайте обратимся за помощью к словарям. Найди значение слов дружба, верность, любовь.
Дружба предполагает взаимопонимание, откровенность, открытость, доверительность, активную взаимопомощь, интерес к делам и переживаниям друг друга, искренность и бескорыстие чувств.
Верность - преданность, надежность, человек неизменный в своих чувствах, отношениях, в выполнении своих обязанностей, достойный полного доверия.
Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
- Посмотрите, кто сегодня у нас в гостях.
Автор:
Какое это чудо - лист бумаги.
Бывает белоснежным он с утра -
И вдруг: дороги, замки и овраги -
Я мир создал на кончике пера.
И в этом мире люди обитают,
Они живут, играют, говорят.
Смеются, плачут, думают, мечтают
Добро и зло на выбор свой творят.
Кто в радости, кто в горести, кто в гневе -
Попробуй их характер улови...
Я написал о Снежной Королеве -
Рассказ о дружбе, верности, любви...
Снежная королева:
О Снежной Королеве всем известно.
Да, это я. Я соткана изо льда.
Но жизнь людей мне мало интересна:
Вы нерациональны, господа.
Нелепы ваши бурные искусства,
Вам не понять снежинки красоты.
Вы вспыльчивы, надеетесь на чувства,
В вас нет холодной мудрой пустоты,
Вы так нелепы, так ассиметричны,
Над вами разум не имеет власть,
Вы вспыльчивы, глупы и истеричны,
А я не знаю, что такое страсть.
Герда:
А я с тобою вовсе не согласна,
И все, что ты сказала - ерунда!
Ну, что с того, что ты умна, прекрасна,
Коль вместо сердца - лишь кусочек льда?
Я сто дорог смогу пройти,
Чтоб брата милого найти!
Я верю, что любви тепло
Способно уничтожить зло;
Что жар сердец и солнца луч
Сильнее льда и черных туч,
Что после вьюг и снежных бурь
Придет весенняя лазурь.
И птицы запоют в листве,
И камни скроются в траве,
Цветы расстелются ковром
И с братом мы войдем в свой дом.
Любовь ведет меня вперед
И к сердцу брата приведет!
Я сто дорог смогу пройти,
Чтоб Кая милого найти.
- Вы догадались, что за героини перед вами?
-Какими были главные героини, какими чертами характера обладают? На эти вопросы помогут нам ответить ребята, которые выполнят задания в группах, а мы потом проверим их работу. ( дети получают задание – составить кластер
“Сравнительная характеристика главных героинь”.
Герда | Снежная королева |
Добрая | Злая |
Смелая | Безжалостная |
Любящая | Бессердечная |
Отважная | Жестокая |
Храбрая | Эгоистичная |
Верная | Своенравная |
Целеустремленная | Корыстная |
Преданная | Бездушна |
IV. Работа с текстом
- А вам, ребята я предлагаю проследить по сказке весь путь Герды, и если потребуется, помочь ей. Готовы? ( на столах у детей эпизоды из текста сказки с заданием)
-В начале сказки “Снежная королева” Андерсен писал: “Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь”. Наверное, мы, внимательно прочитав произведение великого датского сказочника, узнаем больше, чем раньше. Посмотрим, так ли это.
Эпизод 1 – чтение по ролям
Давным-давно жили по соседству двое детей: мальчик Кай и девочка Герда.
Однажды зимой они сидели у окна и смотрели, как на улице кружатся снежинки.
- Интересно, - задумчиво протянул Кай, - а у них есть королева?
- Конечно, - кивнула бабушка. - Ночью она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стеклах появляются ледяные узоры.
На другой день, когда дети снова играли у окна, Кай вдруг вскрикнул:
- Ай, что-то кольнуло меня в глаз, а потом в сердце!
Бедный мальчик еще не знал, что это осколок ледяного зеркала Снежной королевы, который должен был превратить его сердце в лед.
- Что узнали от бабушки Кай и Герда о Снежной королеве?
Ответ: Она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стеклах появляются ледяные узоры.
-Что попало в сердце мальчика?
Ответ: В его сердце попал осколок ледяного зеркала Снежной королевы. Он должен был превратить сердце Кая в лед.
Эпизод 2 – работа с иллюстрацией ( Снежная королева увозит Кая в свои владения)
- Что произошло дальше?Как Кай оказался во владениях Снежной Королевы?
Ответ: Мальчик привязал свои саночки к большим белым саням Снежной королевы, и она унесла его в свой ледяной дворец.
Эпизод 3 – чтение по ролям
Но Герда не забыла Кая. Она отправилась на его поиски: села в лодку и поплыла, куда глаза глядят.
Вскоре лодка причалила к удивительному саду. Навстречу Герде вышла колдунья:
- Какая очаровательная девочка!
- Вы не видели Кая? - спросила Герда.
- Нет, не видела. Зачем тебе Кай? Оставайся, мы с тобой славно заживем!
Колдунья показала Герде волшебный сад с удивительными цветами, которые умели рассказывать сказки. Там всегда светило солнце и было очень красиво, но Герда отправилась дальше - искать Кая.
- Что движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая?
Ответ: Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.
-Почему Герда не осталась у колдуньи?
Ответ: У нее была цель: найти и спасти Кая.
Эпизод 4 – на доске картинки ворона и принца с принцессой
- Как эти персонажи связаны с нашей сказкой?
Ответ: Герда встретила ворона, который сказал, что Кай живет во дворце с принцессой.
- Как принц и принцесса помогли Герде?
Ответ: накормили, дали теплую одежду и золотую карету, чтобы Герда быстрее нашла Кая.
Эпизод 5 – ответы на вопросы
- Какая опасность подстерегала девочку в лесу?
Ответ: на карету напали разбойники.
- Кто рассказал Герде новости о Кае?
Ответ: два голубя рассказали, что видели сани Снежной королевы, и в них сидел Кай.
- Как маленькая разбойница помогла Герде?
Ответ: приказала своему любимому оленю довезти Герду до Лапландии.
Эпизод 6 – чтение про себя, выборочное чтение
Герда осторожно зашла внутрь. На ледяном троне восседала Снежная Королева, а у нее ног льдинками играл Кай. Он не узнал Герду, и в сердце его ничего не дрогнуло - ведь оно было ледяным!
Тогда Герда обняла его и заплакала.
Ее слезы были такими горячими, что растопили ледяное сердце Кая.
- Герда! - окликнул он, словно проснувшись.
- Кай, мой милый Кай! - ахнула Герда. - Ты узнал меня! Конец колдовству!
Теперь им была не страшна Снежная Королева.
Кай и Герда вернулись домой, и зажили, как и раньше, весело и дружно.
-Что увидела Герда, войдя в зал дворца Снежной королевы ? Прочитайте.
-Почему Кай не узнал Герду? Прочитайте
-Как смогла девочка возродить Кая к жизни? Прочитайте
Проблемные вопросы:
1. Как вы думаете, почему маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу?
Ответ: Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды; дружба: готовая на подвиг; верность, которая смогла преобразить человека.
2. Почему Герда не остановилась перед опасностями в поисках друга?
Ответ: Герда не страшилась опасностей. Она любила Кая. Героиня по-настоящему умела верить, дружить и любить.
_ Пришло время проверить работу наших групп
- Какой же была Герда?
- А какой мы видим Снежную королеву?
V. Рефлексия
- Давайте вернемся к нашему эпиграфу. В начале урока я спросила у вас : любовь, верность и дружба сильнее страха смерти? Ответьте мне на этот вопрос . Я предлагаю заменить вопросительный знак на восклицательный. Согласны?
И наш урок я хочу закончить словами великого сказочника Г.Х. Андерсена:
“Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!
Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!
Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!”.
Кай:
Ребята, я вам всем так благодарен
Мне помощь вашу не забыть вовек.
Мне этот мир - как заново подарен,
Я плачу и смеюсь, я - человек.
Теперь я знаю, дружба непреложна,
И в счастье, и в беде друзей зови,
Жить без друзей на свете невозможно,
И жить нельзя, коль в сердце нет любви.
Печаль свою всегда дели с друзьями,
И в счастье не забудь друзей позвать.
Мы рождены, и знаем это сами,
Чтоб не копить, а людям отдавать...
Автор:
Я сочинил героев, я мечтатель,
Они мне стали ближе, чем родня.
Но жить ли им - решает лишь читатель,
Уж их судьба в руках не у меня...
В тот миг, когда девчонки и мальчишки
Садятся тихо с книгой за столом,
Опять живут герои этой книжки,
И вновь добро сражается со злом.
Пусть Снежная не злится Королева,
Свою мораль она не утвердит.
Мы различим, где право, а где лево,
И правда непременно победит!
VI. Оценка урока.
У вас на парте лежат сердечки.
Кому урок не понравился – пусть сердечко останется лежать на парте.
Кому урок не очень понравился – поднимите сердечко на высоту согнутой руки.
А кому урок понравился – поднимите руку с сердечком высоко вверх.