12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пазыч Татьяна Сергеевна250
3

Русская народная сказка «Два Мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев

Тема: Русская народная сказка «Два Мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев

Цель:  Ознакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»; совершенствовать навыки правильного, выразительного, сознательного чтения, умение работать с текстом, определять тему и главную мысль произведения, анализировать героев и их поступки героев, давать им характеристику; развивать коммуникативную компетентность; воспитывать трудолюбие.

Задачи: вовлекать учащихся в активную учебную деятельность; учить читать выразительно, понимать смысл прочитанного, формировать потребность в систематическом чтении; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; учить слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  формирование личностного смысла учения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формируемые УДД:

Предметные:

Овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, умение воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

Метапредметные:

Познавательные:учиться основам смыслового чтения художественных текстов; осуществлять анализ, рассуждать и делать выводы.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в диалоге.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; оценивать эффективность своей работы на уроке

Личностные:

Формировать интерес к чтению детской литературы.

Ход урока

1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Чтобы в классе было тихо, 
Чтоб запомнился урок, 
Сядьте, дети, так, как будто 
Тихо падает ... снежок.

- Сядьте поудобнее, проверьте готовность к уроку.

II.Проверка домашнего задания.

- Скажите, с каким русским поэтом мы познакомились на прошлом уроке? (С.Есенин)

- Что Вам было задано на дом?

ІІІ. Актуализация знаний и мотивация познавательной деятельности

1.Отгадывание загадки

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (мороз)

- Как правильно написать слово мороз?

2.Работа над словом «Мороз»

а) лексическое значение слова;

Мороз – это холод, понижение температуры воздуха ниже нуля градусов

б) подбор слов – действий;

- Ребята, что делает Мороз? (ударил, крепчает, пробирает, холодит, сковал, разукрасил, обжигает)

- составьте предложение с любым из этих слов (Ночью мороз разукрасил окна чудесными узорами)

в) подбор слов – признаков;

- Ребята, а какой Мороз бывает? (сильный, слабый, трескучий, лютый, жестокий, страшный, злой, колючий)

- составьте предложение с любым из этих слов (Сегодня на улице был лютый мороз)

г) подбор родственных слов (морозный, морозит, Морозко, морозильник, морозно);

д) подбор синонимов и антонимов (синонимы стужа, холод, антоним – жара, зной).



ІV Сообщение темы. Постановка целей урока.

Познакомимся…

С русской народной сказкой «Два Мороза»

Будем учиться…

Выразительно читать, анализировать сказку, давать характеристику героям.

V Работа по теме урока

1.Предугадывание событий

Как вы думаете, какова тема сказки?
Кто в этой сказке главные действующие лица?
Какие события могут происходить в сказке, судя по иллюстрациям?

2.Словарная работа

В сказке мы встретим слова, значение которых, возможно, вам будет непонятным. Поэтому проведём словарную работу:

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек – человек, рубящий дрова.

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

3.Показательное чтение сказки учителем

- Что задумали морозы?

4.Чтение сказки детьми вслух

5.Беседа по содержанию сказки

6.Сравнительная характеристика купца и крестьянина

- Кто главные действующие лица сказки? (два Мороза, купец и крестьянин)

а) куда и на чём ехали купец и крестьянин? (купец –в город на богатых санях с колокольчиками, крестьянин - в лес на простых санях)

б) во что они были одеты, найдите в тексте и зачитайте (у купца - шуба медвежья, сапоги волчьи, шапка лисья; у крестьянина - полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые)

в) найдите в тексте и зачитайте, как они себя вели, когда замерзали (купец – лежит себе да кутается, крестьянин - бегом за санями бежит, топором машет, скинул тёплую одежду.

7.Характеристика Морозов

Синий нос – мудрый, имеет жизненный опыт, его забава удалась.
Красный нос – маленький жизненный опыт, проучен дровосеком.

8.Работа над пословицей (задание4 учебника)

Топор лучше шубы греет

9.Работа в парах.

- Посовещайтесь и скажите, какие пословицы походят к нашей сказке?

Береги нос в большой мороз.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. 
В зимней шубке и морозы – шутка.
Зима – лодыря морозит.

VI. Итог урока. Рефлексия .

- С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня?

- Какова главная мысль сказки?

- Как Вы считаете, кто из Вас активно работал на уроке и у Вас всё получалось?

VIІ. Домашнее задание. С.198-202

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.