Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во 2 классе русская народная сказка «Два мороза»
Технологическая карта
открытого урока
по литературному чтению во 2 классе
русская народная сказка «Два мороза»
Педагог: Соловьева О.А.
Тема урока: Русская народная сказка «Два Мороза». 2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. УМК «Школа России»
Тип урока: урок открытия нового знани
Цели урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»; используя различные приемы иметоды, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.
Задачи:
Образовательная: отрабатывать навыки чтения;
Развивающая: развивать речь, память и внимание детей;
Воспитательная: воспитывать трудолюбие.
Планируемые результаты:
Предметные
учащиеся познакомятся с русской народной сказкой «Два Мороза»;
научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
пользоваться сносками
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
находить главную мысль, сформулированную в тексте.
2. Метапредметные
- познавательные УУД
находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
строить речевое высказывание в устной форме;
учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- коммуникативные УУД
слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
участвовать в коллективном обсуждении;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
- регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
- личностные
формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование:
учебник
карточки для парной и групповой работы
мультимедийная презентация
Аудио сказка - Два мороза
Толковый словарь С. И. Ожегова
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Мотивация к учебной деятельности Проверка Д.з. |
Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. (слайд 2) - Прочитайте медленно, что перед вами? (скороговорка) Зимним утром от мороза На заре звенят березы. -Повторите в паре друг другу, кто быстрее? -А теперь следующая скороговорка: Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу. -Прочитаем хором, первый ряд, второй ряд, выборочно… -Правильно, молодцы!( слайд 3) Скажите, пожалуйста, с каким русским поэтом мы познакомились на прошлом уроке? Ответы учащихся: С.Есениным. -Вам на дом было задано выучить наизусть стихотворения С.Есенина «Берёза» (Учитель оценивает ответы учащихся) -Хорошо, молодцы! ( слайд 4)
- |
Обучающиеся приветствуют учителя и гостей. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. |
ЛУУД: смыслообразование: мотивация учебной ЛУУД: смыслообразование: приобщение к здоровому образу жизни. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. ПУУД: поиск нужной информации из иллюстрации, составление рассказа. |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Постановка целей урока. |
- О каком времени года писал С. Есенин в своем стихотворении? - Зима приносит нам много праздников и забав. - Один из традиционных праздников отмечается 19 января. - Как называется этот праздник? - Этот праздник традиционно отмечался на Руси и был связан с гаданием, купанием в проруби. - На эту недели приходились самые суровые морозы, они так и назывались крещенские. -Длинными, зимними вечерами, когда на улице трещал мороз, собирались и стар и мал и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали загадки. - Вот и мы с вами разгадаем загадки и поработаем в парах. У вас на столах лежат листочки с загадками. Отгадайте загадки и запишите слова в клеточки. Если все сделаете верно, то по вертикали у вас получится слово, которое поможет вам узнать, о ком мы будем сегодня читать. 1. Все кругом белым-бело, 2.Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей.(Снеговик) 3. Дали братьям теплый дом, Чтобы жили впятером, Брат большой не согласился И отдельно поселился. (Варежки) 4.Я живу под самой крышей, Даже страшно глянуть вниз. Я могла бы жить и выше, Если б крыши там нашлись. (Сосулька) 5.Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнула перинки, Над миром пушинки. (Зима) -Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз) (слайд5) - Правильно, мороз. Да не один мороз, а сколько вы узнаете, отгадав ребус. Ребус ( слайд 6) - Как вы думаете, почему произведение называется «Два Мороза»? стр.198-201. -Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему? |
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. |
. |
3. Построение проекта выхода из затруднения |
- Какие задачи мы можем перед собой поставить? 1) Познакомиться с новым произведением. 2) Отвечать на вопросы к тексту. 3) Учиться читать выразительно. - Откройте с.199 и с. 201 и рассмотрите иллюстрации.(слайд8 ) - Кто изображен на 1 илл.? -Посмотрите, как одет этот человек? - Что делает мороз? - Кто изображен на 2 илл.? - А как этот одет человек? - Что делает мороз ? - А каких людей труднее заморозить? Мнения разделились) еще… Я предлагаю проверить наше предположение, прочитав произведение. |
Учащиеся ставят задачи урока.
. Рассматривают и анализируют иллюстрацию к сказке «Два Мороза» |
Регулятивные УУД Целеполагание: формировать и удерживать учебную задачу, ставить учебную задачу в соответствии с учителем. |
4. Реализация построенного проекта |
Прежде, чем мы начнём читать произведение, объясним значение новых слов, встречающихся в тексте. (слайды 8-9) -Если мы с вами не знаем значение слова, где мы можем его посмотреть? Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании. Дровосек – человек рубящий дрова. Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина. Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден. Полушубок – короткая зимняя одежда - А посмотрите в учебнике значение какого слова мы можем найти в словаре? -Покажите, как, вы поняли значение слова ежиться. ФИЗМИНУТКА (слайд 11) |
Объясняют значение слов. РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ С. И. Ожегова |
Познавательные УУД . ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Приготовились к чтению. (слайд12) Сейчас вы услышите аудиозапись, ваша задача следить за текстом и читать за диктором. В любой момент аудиозапись может остановиться и кто-нибудь из вас продолжит читать. Будьте внимательны СЛУШАНИЕ и ЧТЕНИЕ СКАЗКИ Первичное восприятие текста. Понравилось ли вам это произведение? - Чем понравилось? - А переживали ли вы, когда читали текст? - За кого переживали? - Определите жанр этого произведения. - Какие признаки сказки вы заметили? - А кто автор сказки? - Правильно, автора нет. - А как называется сказка, у которой нет конкретного автора? (народная) - Назовите действующих лиц сказки. - Сейчас для вас девочки прочитают по ролям первую встречу морозов. - Что затеяли два брата? - Прочитайте 2 встречу братьев? - Кто прочитает как Мороз –Синий нос играл с купцом. - Прочитайте удалось Морозу – красный нос заморозить дровосека. Работа в группах. (слайд 13) - А сейчас вы поработаете в группах. Вспомните правила работы в группе. - Не забудьте выбрать капитана группы, который будет представлять ваши результаты. У нас сегодня зимний снегопад. И к нам на урок пролетели снежинки, не простые, а с вопросами для каждой группы. Я предлагаю капитанам выйти и выбрать снежинку для своей группы. |
Аудиосказка « Два Мороза» Определение жанра произведения |
ПУУД: информационные: поиск нужной информации из различных источников. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. КУУД: работа в паре, предлагать помощь и сотрудничество. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом; логические: анализ, синтез сравнение, сериация. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
1-я группа. «Осень просто». – Когда и где встретились вновь два Мороза? – Что сказал младший Мороз старшему? 2-я группа. «Верно ли моё предположение». – Верно ли моё предположение, что старший брат смог заморозить барина? – Верно ли моё предположение, что Морозу Синему носу затея не удалась? 3-я группа. «Объясните». – Почему теплая шуба не помогла барину? – Почему даже полураздетый дровосек не замерз? 4-я группа. «Оцените». – Оцените поведение барина? – Чем вам понравился дровосек? - -Ребята, прочитав сказку и ответив на вопросы, готовы ли точно ответить на главный вопрос: «Какого человека легче заморозить?» - Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам всем вместе собрать пословицу и попытаться объяснить её смысл . Собери пословицу.( слайд 14) ТОПОР ЛУЧШЕ ШУБЫ ГРЕЕТ. Р.S. Если на уроке остаётся время, |
||
7. Включение в систему знаний и повторение |
Вспомните, какие цели мы перед собой ставили?Достигли мы их? - А как вы теперь ответите на вопрос каких людей труднее заморозить? Домашнее задание 1.Подготовить пересказ сказки Доп.задание: 1.Составить 3 совета, как защититься от мороза 2. Нарисовать иллюстрацию к сказке |
РУУД: формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определить качество и уровень усвоения |
|
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке |
- Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, закончив предложения… -Сегодня на уроке мне бы интересно - я узнал я научился - Если вам понравилось работать на уроке, то покажите зелёный карандаш, если не очень-жёлтый, а, если совсем не понравилось-красный. |
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. |
РУУД: формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определить качество и уровень усвоения. |
Работа в группах
DOCX / 13.4 Кб
PPTX / 13.59 Мб
аудио+сказка
MP3 / 4.53 Мб
Тест
DOCX / 15.4 Кб
Снежинки для заданий
DOCX / 56.92 Кб