12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пасечник Жанна Леонидовна19
Россия, Хакасия респ., Абакан
4

Урок литературного чтения в 3 классе на тему «Сравнительный анализ сказки В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович" и русской народной сказки "Морозко"»

Паспорт к технологической карте урока

Класс 3 класс

Программа «Перспектива»

Урок литературного чтения

Тема урока: Сравнительный анализ сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и русской народной сказки «Морозко»

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование:

учебник «Литературное чтение» 3 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий, Москва, «Просвещение», 2012 (часть 1, часть 2)

компьютер;

проектор;

презентация;

карточки для работы в парах, в группах, для индивидуальной работы;

мультфильм «Мороз Иванович» (фрагмент)

Методы и формы работы: частично-поисковый, анализ конкретных ситуаций, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, фронтальная работа.

 

Цели урока.

Образовательные:

-Анализировать литературное художественное произведение.

-Обучать смысловому восприятию художественного текста.

-Работать над языком сказки для раскрытия ее жанровых особенностей и идейно-художественного смысла.

-Учить восприятию целостности художественного образа.

Развивающие:

-Развивать умения анализировать, обобщать, сопоставлять.

-Активизировать развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся, любознательности, мышления, произвольного внимания.

-Развивать речь, культуру речевой коммуникации.

Воспитательные:

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, чувство сопереживания.

-Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, живописи, музыки.

-Воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой работе.

Планируемые результаты:

Предметные:

-Осуществлять анализ произведения с выделением существенных признаков.

-Формировать основные виды речевой деятельности (умение выразительно, бегло читать, логично аргументировать и излагать свои мысли в устной форме)

-Обогащать словарь обучающихся понятиями и терминами по теме урока.

Личностные УУД:

-Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

-Развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

-Ориентироваться в своей системе знаний.

-Осуществлять анализ объектов произведения.

-Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные УУД:

-Определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя.

-Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

-Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям.

-Адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей.

Коммуникативные УУД:

-Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

-Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный этап. Эмоциональный настрой на урок (2 минуты)

-Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и творческих удач!

Послушайте отрывок из стихотворения русского поэта Н.А.Некрасова «Мороз-воевода»

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи.

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Какой образ представил автор в этом отрывке? (Образ Мороза).

Какой художественный приём использует автор для описания Мороза? (олицетворение)

Что означает этот приём?

(Изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого. Мороз – природное явление, Мороз – воевода – герой стихотворения)

Приём олицетворения используется в литературных произведениях разных жанров, например, в сказках.

Читает стихотворение, эмоционально настраивает учащихся на восприятие темы урока.

Слушают учителя.

Эмоциональное восприятие художественного образа.

 

Личностные

Развитие мотивов учебной деятельности.

Познавательные

Выделяют существенную информацию из стихотворения.

Коммуникативные

Взаимодействуют с учителем.

Регулятивные

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

 

Актуализация знаний (5 минут)

-А знаете ли вы эти сказки? Предлагаю вам выполнить задание в ПАРАХ. Определите, из какой сказки каждый отрывок.

Проверка.

-Обсудим, как вы выполнили это задание

(с ориентиром на слайды презентации)

-Назовите авторскую сказку («Мороз Иванович» В.Ф.Одоевский), русскую народную сказку («Морозко»)

 

Организует работу в парах. Регулирует работу пары. Выявляет знания учащихся о сказках. Организует проверку задания.

Учит оценивать правильность выполнения задания с ориентиром на представленный эталон.

Выделяют существенную информацию, анализируют, обобщают

 

Личностные

Актуализируют личный читательский опыт,

Познавательные

Расширяют читательский кругозор.

Коммуникативные

Умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Взаимодействуют с учителем во время проверки задания во фронтальном режиме. Строят устные высказывания, обосновывают свои ответы. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу задания.

Регулятивные

Проверяют и оценивают правильность выполнения совместной работы. Вносят коррективы в свою работу.

Определение темы и целей урока (3 минуты)

-На прошлых уроках мы прочитали авторскую сказку В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и народную сказку «Морозко».

Предположите цели нашего сегодняшнего урока:

-стать исследователями сказок

-найти сходства и различия сказок

Определим тему урока.

«Сравнительный анализ сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и народной сказки «Морозко»

-Предположите, на какие важные моменты будем обращать внимание при сравнении сказок

(определение критериев сравнения)

Критерии сравнения сказок

1.Главные герои, их характер.

2.Волшебные персонажи, предметы.

3. Особенности языка сказок (наличие устаревших слов, выражений, эпитетов, литературная авторская речь).

4.Поучительный смысл сказок.

Предлагает определить, о каком сказочном герое говорится в загадке. Побуждает учащихся к определению темы, целей урока.

Выделяют существенную информацию из текстов сказок, анализируют, обобщают.

 

Личностные

Самоопределение в соответствии с темой и целями урока.

Познавательные

Выдвигают предположения о теме, целях урока.

Коммуникативные

Взаимодействуют с учителем, учениками.

Регулятивные

Принимают единую точку зрения в ходе определения темы и целей урока.

Физминутка для глаз (2 минуты)

Анализ, исследование сказок (10 минут)

-Исследовать сказки вы будете, работая в ГРУППАХ.

Каждая группа получает свои критерии исследования.

-После представления своей работы группа оценивает себя по предложенному алгоритму.

Задания 1 группе.

1.Назовите главных героев каждой сказки.

2.В какой сказке представлены характеры главных героев. Охарактеризуйте их.

Задания 2 группе.

1.Какие волшебные персонажи помогают героям сказок?

2.Какие волшебные предметы есть в сказках?

Задания 3 группе.

1.В какой сказке много просторечных слов, выражений, устаревших слов? Найдите отрывки, подтверждающие это.

2. Подготовьтесь объяснить значение устаревших слов, выражений. Соедините слово и его значение.

Задания 4 группе.

1. За какое качество вознаграждены героини? За какое качество наказаны героини?

2.Подберите пословицу (из предложенных), отражающую поучительный смысл сказок.

 

Алгоритм самооценки

1.Удалось выполнить задание?

2.Как выполнили задание? (полностью правильно; с незначительной ошибкой; допустили несколько ошибок…)

3.Как выполняли задание? (самостоятельно; с небольшой помощью: кто помогал, в чём)

4. Как работали в группе? (учитывали мнение каждого; трудно было прийти к общему мнению; работали дружно…)

Организует работу учащихся в группах. Предлагает задания для учащихся разных уровней обученности.

Регулирует работу группы, по мере необходимости оказывает помощь.

Создаёт проблемные ситуации в предлагаемых заданиях.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания

 

Личностные

Осуществляют актуализацию личностного опыта. Сохраняют интерес к теме при работе с новой информацией.

Познавательные

Выявляют черты характера героя с подтверждением из текста произведения.

Коммуникативные

Работая в группе, участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные

Обосновывают и формулируют собственную позицию. Приходят к общему решению в совместной деятельности.

Убеждаются в правильности или ошибочности своих рассуждений. Вносят коррективы в свою работу.

 

Представление, проверка выполненной работы (8 минут)

-Проверим работу каждой группы.

Учащиеся представляют свои записи (фрагменты общей таблицы), на слайде появляется соответствующая информация. После представления каждой группы делается ВЫВОД.

1 группа

В авторской сказке, в отличие от народной, детально описываются герои, их поступки, у героев есть характеризующие имена, позволяющие определить черты их характера. В этом прослеживается отношение автора к герою. В народной сказке эпитеты могут характеризовать отношение к героям.

2 группа

Для авторской и народной сказки характерно наличие волшебных помощников и предметов.

3 группа.

Наличие устаревших слов и выражений характерно для народной сказки. Авторская сказка написана литературным языком, свойственным автору произведения. В сказке «Мороз Иванович» Одоевский уделяет внимание познавательным сведениям (например, рассказывает Рукодельнице, для чего прячет травку под снежной периной), уточняет детали быта (в доме у Мороза Ивановича).

4 группа

Объединяет сказки то, что «добро побеждает зло». Однако, в авторской сказке ярче выражен поучительный смысл, концовка смягчена.

Организует проверку задания, учит оценивать правильность выполненного задания с ориентиром на предложенный алгоритм.

Представляют результат своей работы в группе.

Обсуждают работу групп, высказывают своё мнение.

 

Личностные

Учатся нравственно-этическому оцениванию

Познавательные

Анализируют работу других групп, ориентируясь на заданные критерии.

Коммуникативные

Взаимодействуют с учителем и друг другом во фронтальной беседе. Учатся строить речевые высказывания в устной форме.

Выразительно читают.

Регулятивные

Осуществляют взаимоконтроль.

Оценивают работу группы в соответствии с предложенными критериями алгоритма. Адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Физминутка (2 минуты)

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на поясе, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос. (Дети показывают на нос.)

Ветер злится, снег кружится, (Круговые движения руками.)

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром. (Дети кружатся.)

Эстетическое восприятие образов героев сказки Одоевского «Мороз Иванович» в мультфильме

Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма «Мороз Иванович» (заключительная часть сказки)

Какая пословица звучит в этом фрагменте? Правильно ли определили эту пословицу ребята 4 группы?

Знакомит учащихся с образами героев сказки, представленных в мультфильме.

 

Концентрируют внимание на образах героев.

 

Личностные

Самоопределение

Познавательные

Соотносят выполненное задание с пословицей, которая звучит в мультфильме.

Коммуникативные

Взаимодействуют с учителем.

Регулятивные

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Самостоятельная работа (5 минут)

-Предлагаю проверить, хорошо ли вы изучили сказки. Выполните тест (индивидуальная работа).

Проверка работы (фронтальная, самооценка)

 

Предлагает выполнить самостоятельную работу (тест).

Учит самостоятельно оценивать правильность выполнения задания с ориентиром на представленный эталон.

Обобщают полученные знания.

 

Личностные

Нравственно-этическое оценивание

Познавательные

Анализируют информацию.

Коммуникативные

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Регулятивные

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют самоконтроль выполненной работы согласно предложенным критериям.

Рефлексия (2 минуты)

-Выполнили ли мы цели, которые стояли перед нами в начале урока?

-У вас на столах лежат снежинки и снежные облачка.

Снежинка - мне было интересно, я работал хорошо. Снежное облачко – мне было трудно работать, но я старался.

В мире много сказок,

Добрых и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро на свете

Побеждает зло!

-Благодарю вас за творческую и результативную работу на уроке.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Организует обсуждение обобщающего вывода о выполнении задач урока.

Предлагает учащимся определить степень своей успешности и комфортности на уроке.

Возвращаются мысленно к этапу определения задач урока.

Проводят рефлексию.

 

Личностные

Нравственно-этическое оценивание

Познавательные

Анализируют информацию.

Коммуникативные

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Регулятивные

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют самоконтроль выполненной работы согласно предложенным критериям.

Домашнее задание (2 минуты)

Выберите домашнее задание в соответствии со своими интересами и возможностями.

Придумайте свое продолжение одной из этих сказок.

Нарисуйте Мороза Ивановича.

Подготовьте выразительное чтение понравившегося вам отрывка из сказки Одоевского «Мороз «Иванович»

Предлагает домашнее задание по выбору.

Осмысливают задания.

 

Личностные

Самоопределение

Познавательные

Формулируют для себя задачу выполнения домашнего задания

Коммуникативные

Взаимодействуют с учителем.

Регулятивные

Принимают собственное решение, оценивают степень трудности задания, свои возможности.

 

 

 

 

 

 

 

16


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.