12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44120
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
24

Русская народная сказка «Лиса и Медведь». Урок по родной русской литературе. 5 класс.

Родная русская литература. 5 класс



У р о к 2. Русская народная сказка «Лиса и Медведь»

Цели: развивать представления об особенностях жанра сказки; закрепить понятия о систематизации сказок, об основных сказочных элементах, об особенностях сказках о животных; показать, как отражаются народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа текста, в том числе сопоставительного; развивать навыки монологической речи; прививать интерес к русским народным сказкам, к живописи; развивать навыки описания произведений живописи; тренировать навыки работы в группе.

Планируемые результаты: понимание связи разных жанров фольклора; знание особенностей сказок о животных; понимание соотношения реальности и вымысла в сказках; умения находить элементы композиции в тексте, выделять общие черты и различия в сказках разных народов; владение элементами анализа произведения; умение выразительно читать и пересказывать сказки; умение анализировать произведения живописи.

Оборудование: презентация с репродукциями картин Данчуровой Т.И.


Лиса и Медведь
PPTX / 2.01 Мб

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Продолжите ряд:

1) Василиса Премудрая, Иван Царевич, Иван-дурак… (Елена Прекрасная, Морозко, Мороз Иванович…)

2) Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч… (водяной, леший, кикимора, русалка, домовой...)

3) Шапка-невидимка, меч-кладенец, скатерть-самобранка… (сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, молодильные яблоки…)

О чем пойдет речь на нашем уроке?

3. Актуализация знаний: слово учителя с элементами беседы.

Мы продолжаем изучать произведения фольклора, и сегодня наш урок посвящён одному из самых интересных и любимых всеми фольклорных жанров – сказке. В курсе литературы мы тоже изучаем русские народные сказки. Вспомните, что вы знаете о сказках.

Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?

Уч-ся: Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр. Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки.

Уч-ся: Явное отличие сказок от других произведений заключается в торжестве добра. В какие бы перипетии ни попадали действующие лица, враги всегда оказываются повержены, и все заканчивается благополучно.

-Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", от слова "бать" - рассказывать. Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые " сказки сказывают небывалые". Но ученые полагают, что в народе слово "сказка" употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о них на сегодняшний момент не осталось никаких сведений. Однако уже в XIX веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Как сегодня звучит определение слова сказка?

Уч-ся: Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. (Запись в тетрадях)

-Чем различается сказка литературная и фольклорная?

Уч-ся: Сказка литературная в отличие от фольклорной, принадлежит конкретному автору, она не бытовала до публикации в устной форме и не имеет вариантов.

-Из каких частей состоит сказка?

Уч-ся: Сказка состоит из небольших эпизодов ─ частей, связанных между собой и поэтому выделяют некую структуру сказки:

Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Ее цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Она существует сама по себе: не связана с содержанием произведения (чаще всего встречается перед волшебной сказкой).

Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент сказки. Подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки. Зачин определяет место действия и время действия, называет героев сказки.

Основная часть сказки – трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка.

Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия.

Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, сказки о животных, бытовые.)

Чем различаются сказки разных жанров, а что между ними общего?

Сегодня к уроку вы читали сказку «Лиса и медведь». К какому виду сказки она относится?

Уч-ся: сказка о животных.

- Сказки о животных возникли очень давно, в эпоху язычества, и отразили наблюдения над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Жанр формировался долгое время, обогащался сюжетами, типами персонажей.

Словарная работа

Язычество — религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, как, например, в христианстве.

Христиа́нство (от греч. — «Пома́занник», «Месси́я») — мировая религия, возникшая около 33 года в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Сын Божий и Спаситель человечества.

Персонаж (франц. personnage от лат. persona – личность) – это литературный образ, действующее лицо в художественном произведении. Литературный персонаж, образ-персонаж – это любой человек, который изображается и описывается в литературном произведении.

-Сказки о животных называются животным эпосом; их отличительной особенностью является то, что главными героями становятся животные. Это могут быть как звери, так и рыбы или птицы. Нередко ключевое место отводится предметам или растениям, а иногда даже природные явления становятся персонажами. Если в животном эпосе присутствует человек, то он либо является второстепенным, временами практически незаметным, либо примерно равен персонажу-животному, но такое встречается гораздо реже.

В образах животных представлены качества человека. Герои-животные стали воплощением определенных качеств: лиса - хитрости, волк - глупости и жадности, медведь – доверчивости, заяц – трусости. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и считают главным (лев или медведь).

Образы животных стали средством морального поучения. В сказках о животных высмеиваются глупость, жадность, лень, лживость, хитрость, корысть, болтливость.

Убедимся в этом, обратившись к прочитанной вами сказке «Лиса и медведь».

4. Анализ сказки «Лиса и медведь»: слово учителя с элементами беседы.

Словарная работа

Промышлять — здесь: {устар.) заниматься чем-то как средством обеспечить себе жизнь.

Сени (сенцы) — помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах.

Починать {устар.) — начинать.

Ветошка {разг.) — лоскут ветхой одежды, старой ткани; тряпка.

Кум — 1. Крёстный отец по отношению к крёстной матери и родителям крестника.

2. (устар.) Немолодой мужчина, находящийся с кем-либо в приятельских отношениях; обращение к пожилому мужчине.

Кума — 1. Крёстная мать по отношению к крёстному отцу и родителям крестника.

2. (устар.) Немолодая женщина, находящаяся с кем-либо в приятельских отношениях; обращение к пожилой женщине.

Куманёк — 1. (устар.) Ласкательно-почтительное обращение к пожилому мужчине.

2. (разг.) Ласк, к сущ. Кум в первом значении.

Вдолге ли, вкоротке ли (устар.) — долго ли, коротко ли; фразеологизм, означающий в продолжение какого-то времени; в современный русский язык это выражение пришло из фольклора.

Беседа по вопросам

1. Ребята, какое впечатление оставила у вас сказка? Какие чувства вызвала? Почему?

2. Почему Медведь согласился, чтобы Лиса пожила в его доме, а потом поверил, что она помогает детям? Как это его характеризует?

Медведь доверчивый. В этом причина. Подберите синонимы к этому слову.

Уч-ся: открытый, наивный, простодушный, бесхитростный, простоватый, легковерный, неопытный, несмышлёный, недогадливый.

3. Как Лисе удалось незаметно для Медведя съесть весь его запас мёда и избежать наказания за кражу? Как вы можете охарактеризовать её поведение?

Уч-ся: выборочный пересказ.

Лиса хитрая, коварная, себе на уме, не промах, палец в рот не клади, коварная, на мякине не проведешь, голыми руками не возьмешь, изобретательная, своего не упустит, пальца в рот не клади, оборотистая, голой рукой не возьмешь, сухой из воды выйдет.

4. Как вы думаете, догадался ли Медведь после ухода Лисы, что она его обманула? Аргументируйте свой ответ.

5. В этой сказке используются многие традиционные сказочные элементы. Назовите их и приведите примеры.

6. Чему научила вас сказка? Чего вы точно не будете делать? А что будете делать обязательно в отношениях с людьми?



5. Анализ картины Татьяны Данчуровой «Хозяин»

Данчурова Татьяна Ивановна родилась 21 марта 1969 г. В 1988 г. закончила Набережно-Челнинское училище искусств. Работает в анималистическом жанре. Живопись и графика в основном посвящены охотничей тематике.

Словарная работа

Анимали́стика (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, главным мотивом и основным объектом которого являются животные.

Рассмотрите репродукции картин художницы.

(Учащиеся рассматривают картины на слайдах презентации).

Рассмотрите еще раз и скажите, каким видит художница медведя?

t1656535488aa.jpg

О медведях мы знаем с раннего детства. С одной стороны медведь нам кажется сильным, могучим, заботливым, добрым, трудолюбивым, с другой неуклюжим, косолапым, агрессивным и даже порой глупым. Какой же медведь на самом деле, каким его видят люди?

Ребята высказываются, устно описывают медведя, в результате обсуждения приходят к выводу, что характер медведя олицетворяет характер России.

6. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать  сказку К. Г. Паустовского «Дремучий медведь».

Использованная литература

1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому родному языку. 5 класс. К учебнику Александровой. Пособие для учителя. - М.: ВАКО, 2022.-143 с.

2. Родная русская литература. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М. : Просвещение, 2021. — 144 с.

3. Художник Данчурова Татьяна Ивановна. Звери и птицы.

URL: https://www.liveinternet.ru/users/mimulyus/post297324560/

(дата обращения 29.06.2022)

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (4)

Фокина Лидия Петровна, 30.06.22 в 04:37 3Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна! Спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Ваша работа окажет большую помощь при подготовке к занятию. Творческих Вам идей. С уважением, Лидия Петровна.
Легоцкая Вера Сергеевна, 30.06.22 в 08:49 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Лидия Петровна! Буду рада, если работа окажется полезной.
Горбачёва Марина Юрьевна, 30.06.22 в 06:36 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный и полезный ресурс!
Легоцкая Вера Сергеевна, 30.06.22 в 08:50 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за спасибо, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.