12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Постникова Анжела Александровна1388
Россия, Рязанская обл., Рязань

Тематическое планирование порусскому языку 4 класс
DOCX / 91.09 Кб

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 21»

«Согласовано»

Руководитель МО

_______ А.А. Постникова

Протокол №_____

от «_01_»__09_2017г.

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Школа № 21»

________ Н.Ю. Ерохина

Приказ №_____

от «__01__»__09__2017г.

Рабочая программа

по предмету «Русский язык»

в 4 А классе

на 2017-2018 учебный год

( 170 часов, 5 часов в неделю)

 

Составила: Постникова Анжела Александровна,

учитель высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 4А класса МБОУ «Школа №21» на 2017 – 2018 учебный год разработана в соответствии с основными требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования, на основе рабочей программы предметной линии «Перспектива» авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. - М. : Просвещение, 2013.

Климанова Л.Ф., Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.; Рос.акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение».- 2-ое изд.- М: - Просвещение, 2015

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и рекомендаций:

Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( с изменениями и дополнениями).

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год.

Решение МО учителей начальных классов (протокол №1 от 30.08.2012 г.) о выборе УМК «Перспектива» для работы в специализированных классах, т.к. этот УМК подразумевает обучение по данному предмету на повышенном уровне.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на созданиесобственных текстов.

Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).

Цели данной рабочей программы обучения в области формирования системы знаний, умений:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуника­тивных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ «Школа №21» г. Рязани на изучение предмета «Русский язык» в 4 А классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год. Из них: 4 часа из инвариантной части, 1 час из вариативной части с целью увеличения и расширения содержания изучения базового предмета «Русский язык».

Содержание курса русского языка

Повторяем – узнаём новое. 20ч.

Речевое общение. Речь устная и письменная. Цель речевого общения. Правила общения. Речевая культура. Обращение. Знаки препинания при обращении. Деловая речь. Составление планов. Научная речь и художественная речь. Метафора и сравнение. Текст как речевое произведение. Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование. Составление текстов разных типов. Составление собственного текста.

Язык как средство общения. 33 ч.

Средства общения. Роль языка в общении. Способы передачи сообщения. Представление о звуковом языке как самом совершенном средстве человеческого общения. Основные правила орфографии. Предложение. Различение предложений и словосочетаний. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Связь слов в предложении. Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением. Обобщение знаний о значении слова. Различные виды лингвистических словарей. Звукобуквенная форма слова и его лексическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Состав слова. Однокоренные слова. 23 ч.

Состав слова. Разбор слова по составу. Образование новых слов с помощью приставок Разделительный твердый знак Разделительный мягкий знак.

Образование новых слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов –ик-, -ек-. Однокоренные слова. Однокоренные слова и формы слова.

Правописание соединительных гласных в сложных словах.

Слово как часть речи. 76 ч.

Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. Различие и общность частей речи. Грамматические значения частей речи. Распределение слов по частям речи. Роль частей речи в предложении. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Число и род имен существительных. Алгоритм определения падежа имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных (общее представление). Падежные окончания имен существительных в единственном числе 1-го, 2-го, 3-го склонения. Склонение имен существительных во множественном числе. Имя прилагательное. Безударные окончания имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Местоимение. Местоимение как часть речи. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. Склонение личных местоимений 3-го лица. Изменение личных местоимений по падежам. Глагол. Роль глаголов в языке. Прошедшее время глагола.

Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. 2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. Спряжение глаголов. Способы определения спряжения глаголов. Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов на –тся и –ться. Глаголы-исключения. Написание безударных окончаний глаголов. Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функциям. Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Употребление их в речи. Наречие. Вопросы к наречиям.

Неизменяемость наречий. Образование наречий от имен прилагательных. Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи. Служебные части речи. Общее представление о предлогах и союзах. Значение предлогов и союзов и их роль в предложении.

Повторение. 18 ч.

Цели: систематизация и уточнение полученных детьми знаний, закрепление и совершенствование формируемых умений; отработка предусмотренных программой навыков.

Существенным критерием развития ребёнка, необходимым для дальнейшего обучения, является умение применять приобретённые знания, умения и навыки не только в аналогичных, но и в изменённых условиях. Серьёзное внимание при итоговом повторении пройденного уделяется формированию у учащихся умения выражать свои мысли точным и лаконичным языком с использованием терминов. При этом вовсе не обязательно требовать дословного воспроизведения именно тех формулировок, которые даны в учебнике.

Основные задачи итогового повторения – систематизация и обобщение знаний по нижеследующим вопросам:

слово, словосочетание, предложение, части речи, правила правописания.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Название раздела, темы раздела

Основные виды учебной деятельности

Количество

часов

В том числе

Контрольные и проверочные работы

1

Повторяем-узнаем новое.

Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом. Договариваться с партнером по общению. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе. Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения. Находить обращения в тексте. Использовать знаки препинания для выделения обращения. Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета. Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части.

20 ч.

3 ч.

2

Язык как средство общения.

Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения. Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни. Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты), давать определения основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определять алгоритм ее проверки. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. Использовать предложения всех типов в собственных речевых произведениях (устных и письменных). Выделять главные и второстепенные члены предложения и определять их роль в предложении. Распространять предложения второстепенными членами. Определять способы выражения подлежащего и сказуемого. Устанавливать связь слов в предложении. Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с однородными членами, соединенными и не соединенными союзами. Ставить запятые в предложениях с союзами а, и, но и без союзов. Ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Отличать простое предложение от сложного предложения. Использовать и конструировать предложения с однородными членами. Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Составлять элементарные сложные предложения. Выделять словосочетания из предложения на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Составлять словосочетания разных типов. Распространять предложения словосочетаниями. Сравнивать слова по значению и форме. Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звукобуквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их назначение. Находить в тексте синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

33 ч.

4 ч.

3

Состав слова. Однокоренные слова.

Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс), опираясь на их единообразное написание.

Объяснять написание слова с точки зрения орфографии.

Различать приставки и предлоги, правильно писать их. На основе знания семантики морфем грамотно использовать слова в различных речевых ситуациях. Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами.

23 ч.

3 ч.

4

Слово как часть речи.

Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении.

Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова, понимая более отвлеченный, обобщающий характер значения грамматического. Составлять текст-рассуждение, доказывать принадлежность слова к определенной части речи. Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное; род, число, падеж. Применять алгоритм определения падежа существительного. Определять падеж несклоняемых имен существительных. Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имен существительных. Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения норм культуры речи. Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число. Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному. Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род (в единственном числе), падеж. Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приемы запоминания. Контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам.

Определять лицо, число и падеж личных местоимений.

Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе. Применять правило написания местоимений с предлогами. Использовать местоимения в собственных текстах. Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид (без использования термина). Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Заменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся и –ться. Применять различные мнемонические приемы для запоминания глаголов-исключений. Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. Объяснять причину отнесения 11 глаголов к группе глаголов-исключений. Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределенную) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени. Рассмотреть общее значение имен числительных. Объяснять различие функций имен числительных разных разрядов. Научить различать количественные и порядковые имена числительные. Осознанно употреблять числительные в речи, правильно сочетать их с именами существительными (простейшие случаи). Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость). Находить наречия в речи по вопросам. Распространять предложения наречиями. Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи.

76 ч.

7 ч.

5

Повторение.

Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий.

18 ч.

3 ч.

 

Итого

 

170 ч

20 ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирова­ния следующих общих личностных результатов:

становление внутренней позиции школьника на уровне положи­тельного отношения к школе, к изучению русского языка, ориен­тация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчиво­го учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

восприятие русского языка как одной из основных националь­но-культурных ценностей российского народа, его значения в про­цессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

понимание того, что правильная устная и письменная речь яв­ляется показателем индивидуальной культуры человека;

развитие способности к самооценке на основе наблюдения за соб­ственной речью;

осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлеж­ности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических цен­ностных ориентаций;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информацион­ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одно­классников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, свер­стниками в процессе выполнения совместной деятельности на уро­ке и вне урока;

развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятель­ности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирова­ния регулятивных УУД:

принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятель­ности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осущест­вления и ставить новые учебные задачи; проявлять познаватель­ную инициативу в учебном сотрудничестве;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в со­ответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструк­циям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебни­ка, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во вну­треннем плане;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, това­рищами, другими лицами;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и раз­вивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирова­ния познавательных УУД:

уметь использовать язык с целью поиска необходимой инфор­мации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов би­блиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

ориентироваться на разнообразие способов решения учебных за­дач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

использовать знаково-символические средства (в том числе моде­ли, схемы, таблицы) представления информации для создания мо­делей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извле­кать необходимую информацию из текста художественного или по­знавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соот­ветствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графичес­кое сопровождение;

осуществлять логические действия сравнения, анализа, синте­за, обобщения, классификации по родовидовым признакам, уста­навливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рас­суждение, подводить факты языка под понятие на основе выделе­ния комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирова­ния коммуникативных УУД:

уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различ­ные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в со­вместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведе­ние и поведение окружающих;

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументиро­вать свою точку зрения и оценку событий;

стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

договариваться и приходить к общему решению в совместной дея­тельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной дея­тельности и сотрудничества с партнёром;

уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

строить монологическое высказывание с учётом ситуации обще­ния и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие язы­ковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последова­тельность выражения мысли и др.);

активно использовать речевые средства и средства ИКТ для ре­шения коммуникативных и познавательных задач;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирова­ния следующих общих предметных результатов:

первоначальное представление о единстве и многообразии языко­вого и культурного пространства России, о языке как основе на­ционального самосознания;

осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федера­ции и языка межнационального общения;

представление о языке как основном средстве человеческого об­щения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому язы­ку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собствен­ного уровня культуры;

овладение начальными представлениями о нормах русского язы­ка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах рече­вого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использова­ние этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;

приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и сред­ствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые сред­ства для решения коммуникативных задач;

освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме мате­риала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависи­мости между разными сторонами языка;

овладение учебными действиями с языковыми единицами: нахо­дить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), кон­струировать из этих единиц единицы более высокого уровня (сло­ва, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти дей­ствия для решения познавательных, практических и коммуника­тивных задач (в объёме материала изучаемого курса);

овладение основами грамотного письма: основными орфографиче­скими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучае­мого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предло­женных текстов, умение проверять написанное.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Освоение данного раздела распределяется по всем раз­делам курса.

Обучающийся научится:

осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где про­исходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить раз­говор, привлечь внимание и др.);

выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуа­ции общения;

овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и быто­вого общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обра­щение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязы­ковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со зна­комыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описа­ние, повествование, рассуждение);

овладевать умениями работы с текстом: определять тему и глав­ную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написа­ния изложения учеником;

письменно (после коллективной подготовки) подробно или выбо­рочно передавать содержание повествовательного текста, предъяв­ленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и дру­гие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному ри­сунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или по­говорке, по воображению и др.);

письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

проверять правильность своей письменной речи, исправлять до­пущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произ­ведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и на­учного или делового, разговорного и научного или делового);

создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выра­зительности письменной речи; использовать в текстах синони­мы и антонимы;

анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработан­ным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изло­жений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для са­мостоятельно составленных текстов);

оформлять результаты исследовательской работы;

редактировать собственные тексты, совершенствуя правиль­ность речи, улучшая содержание, построение предложений и вы­бор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безу­дарные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной ре­чи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объё­ме «Орфоэпического словаря» учебника);

пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правиль­ного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфо­эпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

различать звуки и буквы;

классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного со­става по самостоятельно определённым критериям;

знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

пользоваться при письме небуквенными графическими средства­ми: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучае­мого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оце­нивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем раз­делам курса.

Обучающийся научится:

осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

понимать этимологию мотивированных слов-названий;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

находить в художественном тексте слова, употреблённые в пе­реносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпи­теты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

оценивать уместность использования слов в устной и письмен­ной речи;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

работать с разными словарями;

приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в слож­ных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

находить корень в однокоренных словах с чередованием соглас­ных в корне;

узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выде­лять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

сравнивать, классифицировать слова по их составу;

соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать сло­ва к заданной модели;

понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставка­ми (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать роль каждой из частей слова в передаче лексическо­го значения слова;

понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные воз­можности суффиксов и приставок;

узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);

разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

подбирать однокоренные слова и формы одного и того же сло­ва с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, исполь­зовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффик­сами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по ча­стям речи;

распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объ­ёме материала изучаемого курса);

пользоваться словами разных частей речи и их формами в соб­ственных речевых высказываниях;

выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прила­гательные по падежам;

определять грамматические признаки личного местоимения в на­чальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

распознавать неопределённую форму глагола; определять грамма­тические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем вре­мени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единствен­ном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

определять грамматические признаки личного местоимения в на­чальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; исполь­зовать личные местоимения для устранения неоправданных повто­ров; правильно употреблять в речи личные местоимения;

иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;

различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

понимать роль союзов и частицы не в речи;

подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать ча­сти речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

склонять личные местоимения, соотносить личное местоиме­ние в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

различать родовые и личные окончания глагола;

наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

проводить полный морфологический разбор имён существитель­ных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебни­ке алгоритму, оценивать правильность проведения морфологиче­ского разбора;

находить в тексте личные местоимения, наречия, числитель­ные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоиме­ниями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

различать предложение, словосочетание и слово;

устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависи­мым при помощи вопросов;

составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, со­ответствующее схеме;

классифицировать предложения по цели высказывания и по эмо­циональной окраске (по интонации);

выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предло­жения словосочетания;

распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бес­союзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

находить в предложении обращение;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алго­ритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Обучающихся к концу 4 класса обучающиеся научатся:

называть изученные части речи, их признаки и определения; одно­родные члены предложения, их признаки.

Обучающиеся в 4 классе получат возможность научиться:

орфографически и каллиграфически правильно списы­вать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включаю­щий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;

производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;

производить разбор по составу (находить в слове окон­чание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа по­звонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;

производить разбор слова как части речи: начальная фор­ма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

производить синтаксический разбор простого предложе­ния, предложения с однородными членами;

определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;

определять тип текста (повествование, описание, рассуж­дение); использовать эти типы текстов в речи;

писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествова­тельного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;

в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

 

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения предмета.

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения третьеклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предпола­гает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в треть­ем классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных об­разовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется дости­жение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достиже­ний являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизи­рованных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокуп­ность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение бо­лее высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной фор­ме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторон­няя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тема­тических проверок выбираются узловые вопросы программы; проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позво­ляют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и ито­говых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объясни­тельные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится ВПР Одной из ее целей является сценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в четвёртом классе:

способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.

Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:

- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);

- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;

- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошиб­ка, она считается как одна;

- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются, как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);

- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

- повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);

- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

- дважды написанное одно и то же слово.

Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предше­ствующих классах не изучались;

- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается:

- нарушение орфографических правил при написании слов;

- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с про­граммой:

- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объясни­тельные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения.

Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант

«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответ­ствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чис­то, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографиче­ских и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.

«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Грамматическое задание

«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не меж 3/4 заданий;

«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, справляется с большинством грамматических заданий;

«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Контрольное списывание

Словарный диктант

Тест

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы

«5» - без ошибок.

«5» - верно выполнено бо­лее 5/6 заданий.

«4» - ставится, если в работе 1 ор­фографическая ошибка и 1 исправ­ление

«4» - 1 ошибка и 1 исправление

«4» - верно выполнено 3/4заданий.

«3» - ставится, если в работе до­пущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление.

«3»- 2 ошибки и 1 исправление

«3» - верно выполнено 1/2 заданий

«2» - ставится, если в работе допу­щены 3 орфографические ошибки.

«2» - 3-5 ошибок.

«2» - верно выполнено ме­нее 1/2 заданий.

Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 и правления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографическ1 ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует ( связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений

описание учебно – методического и Материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Наименование объектов и средств учебно – методического материально-технического обеспечения

Число

Примечание

по требованиям

фактически

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

2

3

4

5

Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Словари: орфографический, толковый, орфоэпический, словарь синонимов, словарь фразеологизмов.

Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. - М. : Просвещение, 2013.

Климанова Л.Ф., Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение».- 2-ое изд.- М: - Просвещение, 2015

 

Имеется в наличии

1

1

30

1

25

 

Печатные пособия

2.

Комплект таблиц "Русский язык 4 класс" Комплект таблиц "Словарные слова"

 

Имеется в наличии

 

Технические средства обучения и оборудование кабинета

3.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Компьютер

Принтер

 

Имеются в наличии

 

 

Экранно-звуковые пособия

4.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения (по возможности) диски, сайты: http://rusgram.narod.ru-Русская грамматикаИнститута русского языка РАН,

http://likbez.spb.ru-Тесты по русскому языку,

http://learning-russiar,gramota.ru-Электронные пособия по русскому языку.

Электронное приложение к учебнику Климанова Л.Ф., Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс.

 

25

Имеется возможность поиска в сети Интернет

Оборудование класса

5.

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Стол компьютерный

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

 

30 мест

1

5

 

Контрольные работы по русскому языку 4 класс

Входной диктант в 4 классе

Осенняя пора.

     Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.

Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.

Грамматическое задание:

1.       Девятое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.

2.       Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне и проверить её написание.

3.       Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, гроздья,

Контрольный диктант в 4 классе за I четверть

Улетают журавли

     

     В осенние дни готовились к отлёту журавли. Они покружили над рекой, над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера  остановились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стоит в эту пору лес.

     Ещё темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдёт над рекой весёлое солнце. Всё засверкает и заблестит. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной!

Грамматические задания

1.       Второе предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.

2.       Определить падеж у существительных.

I в.    Высоко в небе летели журавли.

IIв.    На востоке показалась ранняя зорька.

3.       Выписать из текста по два примера на каждую указанную орфограмму. Буквы – орфограммы подчеркните:

- безударные гласные в корне слова;

- непроизносимые согласные.

     

      4.  Выпишите из ряда родственных слов имена существительные.

           Обозначьте  род.

           Старик, стареть, старый, старость.
          Зеленый, позеленел, зеленка, зелень.

Контрольный диктант в 4 классе за 2 четверть.

В каникулы.

    Ранним утром мы собрались на вокзале. Ехали весело. Поезд привёз нас на тихую станцию.

    Встали на лыжи и в лес. Утро было прекрасное. По глубокому небу плыли лёгкие облака. Снег искрился под ярким солнцем и слепил глаза. Мороз щипал нос.

    Чудесно в зимнем лесу! Берёзы тихо качают гибкими ветвями. В чистом воздухе сверкает иней. Звонко долбит сухое дерево чёрный дятел.

Обедали в лесной сторожке. Лесник угощал нас сладкой рябиной. Поздним вечером мы подъехали к городу.

 

Грамматические задания:

 

1.    Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.

2.       Разобрать слова по составу:

              1 вариант                        2 вариант

               поезд                              лесник

            качают                       сверкает

            зимнем                      лесной

3. В последних трёх предложениях указать падежи прилагательных и существительных.

 I

Контрольный диктант в 4 классе за III четверть

Весенний звон

     

     Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края  журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

Грамматические задания

4.       Разобрать предложения по членам, указать части речи

I в.    Пробудилась земля от долгого зимнего сна.

IIв.   Возвратилась из тёплого края журавли.

2. Определить падеж и склонение у существительных, у прилагательных - падеж

   в третьем предложении.

     

     3. Разобрать  по составу слова : зимнего, осмотрели, берёзовой

Контрольный диктант в 4 классе за IV четверть

Майское чудо.

       Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

      Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В  верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

     Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки!

 

Слова для справок: словно, жемчужины, внизу.

Грамматические задания

1. Разобрать предложение по членам предложения, указать части речи.

1-й вариант – во 3-м предложении (В тенистой прохладе...);

2-й вариант – в 4-м предложении (В зелени высокой...).

2. Разобрать по составу слова:

   

    Бежишь, тенистой, подарок, подарила.

3. В первом предложении у существительных определить падеж.

4. Указать время глагола в 1-м, 2-м,3-м,4-м, предложениях.

Контрольная работа по русскому языку

ФИ_______________________________________________________________

Найди слово, в котором второй звук – мягкий согласный. Обведи номер ответа:

Свет 2) аист 3) ожерелье 4) игра.

2*. Допиши пропущенные характеристики звуков слова листья.

*] – согласный, мягкий , _____________________, обозначен буквой «л».

[и] – гласный , _________________________, обозначен буквой «и».

[с] – согласный , _________, глухой, обозначен буквой «с».

[т*] - согласный, мягкий, ____________________, обозначен буквами «т», «ь».

[й* ]- ____________________, мягкий, звонкий, обозначен буквой «я».

[а] - ________________________, безударный, обозначен буквой «я».

3*. Какое из слов является формой слова игра? Обведи номер ответа:

1)игры 2) игривый 3) игрушка 4) играть

4. Ты уже много знаешь о корне, приставке, суффиксе, окончании. Закончи предложения, дописывая нужные слова.

1) изменяемая часть слова называется _________________________________

2) части слова, с помощью которых образуются новые слова, называются________________________и_______________________________.

5* . Выбери схему, которая соответствует слову игрушка. Обведи номер ответа.

¬ ͡ ˄

͡ ˄

¬ ͡ □

͡ □

6*. отметь словосочетание, в котором есть имя прилагательное мужского рода в родительном падеже.

1) солнечного дня 2) солнечное утро

3) солнечным лучом 4) о солнечной улыбке

7. Ниже даны словосочетания и предложения. Запиши их в нужный столбик таблицы. При записи предложений не забудь о правильном их оформлении:

Светит солнце, ясное небо ,о прекрасном дне, сверкает молния, мчится по дороге.

словосочетания

предложения

   
   
   
   

8. Впиши пропущенные смысловые вопросы:

Идти (______________?) медленно;

Капуста (___________________?) белокочанная;

Купались(_______________?) в речке;

Пальто (____________?) сестры.

9.Отметь правильный ответ. Подлежащее и сказуемое в предложении

На крыше старого дома ласточка вьёт свое гнездо – это:

1) на крыше дома;

2) старого дома;

3) ласточка вьёт;

4) вьёт гнездо.

10. Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова: цветок, желтеть, зеленеет, игрушка, лесной, столовый, лететь..

11* Подчеркни слова, в которых ты пока не можешь объяснить написание приставки: полететь, наклейка, дочитать, прибежать, оглядеть, премудрый, закричать.

12. Вставь пропущенные буквы в слова; можешь при этом пользоваться орфографическим словарём учебника: г…лова, в…сна, св…бода, л..сток, …гонь, вет…р, дер…во, п…рожок, с…кунда.

13. Спиши.

На реке

Стояли теплые летние деньки. Друзья бегут к реке. Далеко слышен весёлый крик мальчиков. Вот и речка Чепца с чистой прозрачной водой. Плещутся тут дети с утра до вечера. Как хорошо после холодной воды лежать на горячем песке! Спасибо нашей речушке.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа №1 по теме «Однородные члены предложения»

Конец августа

Лето кончилось. В зеленой листве берез появились желтые пряди. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи. Грачи разгуливали по лугу, добывали разных жучков и червячков. Ласточки носились над лугом , над речкой, охотились за мошками и комарами.

В воскресенье денек выдался теплый, но пасмурный. На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья. Грибов в лесу было много. Весело выглядывали из травы подосиновики, белянки и чернушки. На полянке я увидел два белых гриба. Ножки толстые крепкие.(77слов)

1. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.

2. Разберите по составу слова речкой, подосиновики.

Контрольный диктант №2 по теме «Части речи».

В саду

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошел снег. Ярко заблестели на солнце лужи.

Я пришел в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце. (65слов)

Укажи над словами первого абзаца часть речи.

Выпиши слово с разделительным мягким знаком. Образуй однокоренные слова.

Контрольный диктант №3 по теме «Склонение имен существительных»

Солнце

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, каждой травинке.

Но вот набежала туча и закрыло все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность.

Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце. (69слов.)

Подчеркни слова с непроизносимой согласной.

Определи в третьем предложении склонение и падеж имен существительных.

Разбери слово лесом как часть речи.

Контрольный диктант № 4 по теме «Имя прилагательное»

Снежинки

Снежинка родилась в снежной тучке. Полетели они к земле белой стаей. В деревнях и селах им обрадовались. Ведь снег бережет от стужи всходы озимых хлебов.

В городе против снежинок провели борьбу. Счищали снег лопатами, мели метлой, увозили на машине. На улице чернел асфальт. Ясно, что на трамвае, легковой машине, автобусе трудно ездить по снежной дороге.

Зато и в городах, и деревнях детвора лепила из снега снеговиков, снежки, снегурок. 69 слов.

Укажи в первом абзаце падеж имен прилагательных.

В первом предложении подчеркните грамматическую основу.

Образуй от глаголов чернел, ездить имена прилагательные.

Контрольный диктант № 5 по теме «Спряжение глаголов»

Цветет черемуха

Под лучами майского солнышка все быстро растет. Отцвели белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковер из трав и листьев. Налились на черемухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лег инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. 66 слов.

Укажи время и спряжение глаголов.

Выпиши из текста глагол в неопределенной форме.

Контрольный диктант №6 по теме «Глагол»

Вечерняя прогулка

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираюсь вперед. С облегчением вздохнешь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеей извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и мое любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении все принимает волшебный вид. 79 слов.

Подчеркни глаголы в неопределенной форме.

Сделай морфологический разбор глагола из последнего предложения.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.