Материал на проверке

Русский язык, 2 класс, тема урока "Учимся писать буквы согласных в корне слова"

1
0
Материал опубликован Сегодня в 12:16

Русский язык, 2 класс

Тема: «Учимся писать буквы согласных в корне слова»

Раздел «Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным в корне слова», урок 4-ый из 6-ти.

УМК «Школа России»

Учебник «Русский язык». 2 класс. Ч. 2/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Урок систематизации и обобщения знаний

Цель: способствовать формированию навыка проверки и написания парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Задачи:

Способствовать развитию умений устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, выстраивать алгоритм действий «Правописание парных по звонкости и глухости согласных звуков» (на основе правила в учебнике), формулировать правило;

Способствовать формированию умения применять изученное правило правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

Планируемые результаты:

Личностные: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия

- базовые логические действия: анализировать алгоритм действий при работе с парными по звонкости-глухости согласными звуками; устанавливать причинно­следственные связи, делать выводы.

- базовые исследовательские: сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения);

- работа с информацией: анализировать и создавать графическую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

Коммуникативные универсальные учебные действия

воспринимать и формулировать суждения;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация: выстраивать последовательность выбранных действий

Самоконтроль:

корректировать свои учебные действия для преодоления орфографических ошибок;

соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, использованию парных согласных;

находить орфографическую ошибку;

объективно оценивать результаты своей деятельности по предложенным критериям.

Предметные:

находить место орфограммы в слове на изученное правило;

применять изученное правило правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

- Посмотрите на гостей. Какие они добрые. Улыбнитесь гостям и друг-другу.

- Хором скажем себе: Я справлюсь!


Формулирование темы урока






Актуализация знаний и умений







Постановка целей и задач урока


- Назовите тему урока, над которой мы работаем 4-ый день (Тема на карточке на доске: «Правописание парных по звонкости-глухости согласных звуков»).

- Рассмотрите «Маршрутный лист» (Приложение 1), напомните наше продвижение по теме.

Называют тему. Озвучивают задачи предыдущих уроков (опираясь на Маршрутный лист), проговаривают основные тезисы/выводы уроков (по составленным на предыдущих уроках таблицам/схемам):


- парные согласные по звонкости-глухости звуки (1 урок по теме) (Приложение 2);

- место орфограммы в слове: корень слова: в конце слова или перед парной согласной (2 урок по теме) (Приложение 3);

- способы проверки: изменить форму слова или подобрать однокоренное слово (3 урок по теме) (Приложение 4).

Озвучивают задачи урока.

Ученики озвучивают 6 пункт Маршрутного листа: Формулирование вывода, правила проверки орфограммы.

Обозначают границы знания/не знания. Обозначают знаком «минус» в Маршрутном листе.

- Назовите парные согласные.

- Где находится орфограмма «Парные по звонкости-глухости согласные звуки»?

- Какие способы проверки парных согласных мы узнали на прошлом уроке?



- Способы проверки узнали, а применять их научились?

- Какие следующие шаги нужно сделать для изучения темы?

Обобщение и систематизация знаний

- Прочитаем стихотворение «Зима»

Белый сне…, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится. И. Суриков

- Как выбрать правильно букву парного согласного в слове «сне…»?- По итогам нашей работы за 3 предыдущих урока по теме, собрала «шаги» для создания плана действий/Алгоритма по выбору орфограммы в слове.

Шаги для проверки орфограммы:

- Определить орфограмму;

- Назвать место орфограммы в слове;

- Определить способ проверки;

- Подобрать проверочное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным или непарным звонким звуком [Н].

- Записать букву.

Задание: Соберите шаги для проверки орфограммы в правильном порядке.

- Проверим правильность нашего Алгоритма.

Помогает провести анализ правила в учебнике (Учебник «Русский язык», с. 22) с опорой на алгоритм и схемы, таблицы, созданные на предыдущих уроках по разделу






Рассуждают над проблемным вопросом.









Работа в группах: создают Алгоритм проверки парного по звонкости-глухости согласного звука и написания буквы в слове.


Группы озвучивают созданный Алгоритм и апробируют на слове «снег» из стихотворения И. Сурикова.

Знакомятся с правилом в учебнике. Сравнивают фрагменты правила и шаги алгоритма (Приложение 5)

Выбирают из предложенных верный Алгоритм.

Физминутка. Упражнение «Буратино». Цель: улучшение мозгового кровообращения в сосудах мозга, отдых глаз.

- Закройте глаза. Представьте, что у вас длинный-длинный нос, совсем как у Буратино. Теперь с закрытыми глазами носом напишите в воздухе: «Я - молодец!»

Применение знаний и умений в новой ситуации

Фронтальная работа по применению Алгоритма.

На доске даны слова на тему «Зима в лесу»:

ле… - …

моро… - …

холо… - …

пру… - …

сугро… - …


- Применим Алгоритм и выберем парную согласную.

- Закрепим последовательность шагов Алгоритма правилом (Чтение правила).





Ученики (каждый по одному слову) комментируют последовательность действий по алгоритму, определяют и записывает букву в слове.

Самооценка по критериям (Приложение 6)

Повторяют правило.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Карточка: Вставь пропущенные орфограммы, в скобках запиши проверочное слово.

Краси..   ( ) зимний  лес! Всё покрыл пушистый сне.. ( ). Словно   в белой шу..ке  ( ) стоит  могучий  ду..  ( ). Тишина и красота вокру.. ( )!

Самопроверка по образцу.

Красив (красивый, красиво…) зимний лес! Всё покрыл пушистый снег (снега, снеговик…) И т.д.

Парная работа с самопроверкой.

Самопроверка и самооценка по образцу.

- Сколько слов в тексте на орфограмму «правописание парных согласных»?

Критерии оценивания:

5 правильно подобранных проверочных слов и записанных парных согласных – «5», 4 – «4»,

3 – «3».

Подведение итогов и рефлексия учебной деятельности

Формирование выводов по изученному материалу:

- Что планировали в начале урока (по Маршрутному листу)?

- Что создали для проверки парной согласной?

- Алгоритм соответствует правилу в учебнике?

Д/З: правило выучить наизусть.

- Зачем учить наизусть?

- Загляните в Маршрутный лист: что ещё необходимо сделать по теме, чтобы писать без ошибок данную орфограмму?

Озвучивают поставленные в начале урока задачи, определяют достигли/не достигли поставленных задач.

Отмечают в Маршрутном листе знаком «+».




Озвучивают мотивы д/з.

- Озвучивают зону ближайшего развития.


Приложение 1

Маршрутный лист по теме

«Правописание парных по звонкости-глухости согласных звуков»


Ф.И.О. ученика: _____________________________________


Темы раздела

Знаю

Узнал

Научился

Согласные звуки




Парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки




Находить место орфограммы в слове




Однокоренные (родственные) слова: подбирать, выделять в слове корень




Способы проверки орфограммы




Формулирование вывода, правила проверки орфограммы




Применять изученное правило правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова





Приложение 2

ТАБЛИЦА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

ПО ЗВОНКОСТИ И ГЛУХОСТИ


парные

непарные

Звонкий

б

в

г

д

ж

з

л

м

н

р

й

-

-

-

-

Глухой

п

ф

к

т

ш

с

-

-

-

-

-

х

ц

ч

щ


Приложение 3

ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

В КОРНЕ СЛОВА

на конце слова

перед другим парным согласным


зубы



глаза


зу?

зубок

зуб

гла?ки

глазок

глазки


зубной



глазной



голосок



тропа


голо?

голоса

голос

тро?ка

тропинка

тропка


голосистый



тропиночка



Приложение 4


t1740560274aa.png

Приложение 5

Порядок соотнесения фрагментов правила с алгоритмом и схемами


Фрагменты правила

Шаги Алгоритма

Таблицы, схемы предшествующих уроков в разделе «Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным в корне слова».

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук…

Определить орфограмму


Урок 1 t1740560274ab.jpg

на конце слова или перед другим парным согласным звуком…

Назвать место орфограммы в слове


Урок 2 t1740560274ac.jpg

надо:

изменить слово

или подобрать однокоренное (родственное) слово так…

Определить способ проверки


Урок 3 t1740560274ad.png

чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [ Н ]

Подобрать проверочное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным или непарным звонким звуком [Н]


Записать букву




Приложение 6

Лист самооценки для первичного применения новых знаний


Ответ верный?

Выполнил сам? - 5

Помогли –t1740560274ae.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.