Урок «Чередование согласных в корне слова, которое мы не видим на письме» (Русский язык, 2 класс)
Учитель: Дубцова Антонина Владимировна
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Автор учебника:Н.А. Чуракова, М. Л. Каленчук
Тема урока: Чередование согласных в корне слова, которое мы не видим на письме
Тип урока : Урок открытия новых знаний
Цели урока:Формирование умения применять правило правописания парныхсогласных
Задачи:
1.Закрепить знания о чередованиях звуков в корнях слов (видимых и невидимых), повторить способы проверки безударных гласных в корне слова и парных согласных в корне слова.
2. Развивать устную и письменную речь, содействовать обогащению словарного запаса; способствовать развитию у детей высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения.
3. Воспитывать внимание к слову, доброжелательность, трудолюбие.
Методы обучения:наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения (для учителя, для учащихся):
Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: учебник в 3 ч.– М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Байкова Т.А. Тетради для самостоятельной работы №1. 2 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Карточки для работы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности |
Добрый день, ребята! Настройтесь на работу! Сегодня мы продолжим узнавать тайны нашего языка и открывать новые секреты правописания. |
Проверяют готовность к уроку. |
Регулятивные:нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные:формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
Минутка чистописания. Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п» Бп (4раза) Чем интересна эта пара букв? Назовите другие парные согласные. Рядом запишем слова дубки, грибки, сделаем разбор по составу С чем связаны эти слова? А что такое природа? Всё это природа и человек неразрывно связан с ней. Поэтому, как мы должны к ней относиться? Ведь Жизнь дана на добрые дела. Найдите орфограммы в словах, подчеркните. |
Дети прописывают соединение букв Бп. Парные согласные Ответы детей. 1обуч-ся у доски, 2 слово -самостоятельно С природой Ответы детей. |
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Постановка учебной задачи |
АнишитЙокоповна Маше и Мише предложила записать следующие словосочетания: молочныйзу[?], молочный су[?]. Маша с Мишей задумались: «Какую же букву написать на конце этих слов?» Давайте поможем им решить эту проблему. Прочитайте словосочетания. Какой согласный звук слышите на месте обозначенного звука в первом словосочетании? А во втором словосочетании? Миша так и записал в тетрадь: Молочный зуп Молочный суп Как вы считаете, правильно ли Миша записал? Физминутка |
Ответы детей Один ученик читает чётко вслух Звук [п] Звук [п] Нет. Руки подняли и покачали; Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули; Ветер сбивает росу. В стороны руки, Плавно помашем. Это к нам птицы летят. Как они сядут, даже покажем – Руки сложили назад. |
Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; Личностные: готовность к сотрудничеству, оценивание усваиваемого содержания; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Как же узнать, какие буквы надо написать вместо обозначенных звуков? В случае затруднения задаются следующие вопросы: - назовите другие формы слова зуб (зуб-зубы, зубом…) (аналогично со словом суп) (суп-супы, супом…) Какие звуки слышите в формах слов на месте сомнительного согласного? Догадались, какие буквы надо писать в словосочетаниях? Когда вам это стало понятно? Сделайте вывод. Вывод: чтобы не ошибиться в написании парного согласного на конце слова, надо…… Ребята, вы узнали, как можно проверить написание парного согласного на конце слова. Это 1-ый способ. Но есть и еще один способ проверки. Может кто – то догадается, что еще можно сделать, чтобы согласный стал звучать ясно? Попробуйте это сделать. Страница 132 учебника, читаем правило Летучей Мыши. Еще раз скажите, как будем проверять букву парного согласного, если он находится на конце слова? |
Ответы детей. Когда после согласного встала гласная буква. Продолжают предложение. Нужно подобрать родственное слово. (зуб – зубик, суп – суповой) |
Регулятивные: Высказывать свою точку зрения Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации |
Первичное закрепление во внешней речи |
Выполнение упражнения в тетради для самостоятельной работы № 1№26 (с. 22). Вспомните все парные согласные. Подтвердите новое правило. (Работа с таблицей на с. 132 ч. 1 учебника.) С какими способами проверки знакомит нас Летучая Мышь? Когда вы встречались с такими способами проверки? Почему же, проверяя безударный гласный, мы стремимся поставить звук под ударение, а проверяя парный согласный, стремимся к тому, чтобы после сомнительного звука шел гласный звук? (Ученики должны осознать, что в обоих случаях мы добиваемся того, чтобы сомнительный звук стал хорошо различим. Проверка написания пар слов, которые заканчиваются на звуки [ш] и [с], двумя способами.) |
Выполнение упражнения в тетради. Выполняется с комментированием. Ответы детей |
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Самостоятельная работа с самопроверкой |
Работа с Обратным словарем Учебник: № 98 (ч. 1, с. 133). (Выполнение в соответствии с заданиями.) На какую другую букву нужно открыть Обратный словарь, чтобы проверить полностью написание одной пары звонких — глухих согласных? Откройте Обратный словарь на эту букву, выпишите четыре слова и запишите проверочные слова. |
На букву К. Самостоятельная работа |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение |
Включение в систему знаний и повторение |
Дифференцированная работа по карточкам (Приложение № 1) |
Выполнение работы |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера. |
Рефлексия деятельности |
Чему вы научились сегодня на уроке? Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву вы будете писать на конце слова? Какими двумя способами можно проверить написание парных согласных на конце слова? Продолжите предложения: На уроке мне понравилось… Я узнал… Молодцы! С вашей помощью Маша и Миша научились писать слова с парными согласными на конце слов, и они говорят вам: «Спасибо!» |
Научились проверять написание парных согласных на конце слов. Слово надо изменить так, чтобы после глухого согласного шел гласный. Путем подбора родственных слов и другой формы этого же слова. |
Личностныеадекватно принимать оценку товарищей и учителя. Познавательные Делать выводы в результате совместной работы Регулятивные Высказывать свою точку зрения КоммуникативныеСлушать и понимать речь других. |
Приложение № 1
Карточка 1
Выдели корень. Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши проверочное слово.
Н..чной (...), кр..чать (...), х.лодный (...), г.лодный (...), п.сьмо (...), сл..ненок (...), м..ряк (...), с..довник (...), ч.стота (...), л.сенок (...).
Карточка 2
Выдели корень. Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши проверочное слово.
Д..машний (...), г..родок (...), в.селый (...), св..тлячок (...), т..желый (...), с.сновый (...), ч..рвяк (...), з..мля(...), ст..кло (...), гн..здо (...).
Карточка 3
Выдели корень. Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши проверочное слово.
К..рмить (...), д.лекий (...), з..рно (...), цв..тной (...), св..стеть (...),б.льшой (...), пл..щадка (...), к..нец (...), н..чевать (...), б..жать (...).
Карточка 4
Запиши слова вместе с проверочными словами.
Голу..ь, сырое..ка, морко..ь, бере.., тру..ка, ю..ка.
Карточка 5
Запиши словосочетания вместе с проверочными словами.
Сизая голу..ка, добрая улы..ка, золотая ры..ка, грубая оши..ка.
Карточка 3
Запиши словосочетания вместе с проверочными словами.
Сла..кий ме.., у..кийпрохо.., ги..кий пру.., гла..кий ле.., ре..кийгри...
Список использованных материалов:
Русский язык. Методическое пособие. 2 класс
Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
Поурочные разработки по русскому языку, 2 класс
А.А. Кожухова
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/11/19/minutki-chistopisaniya-na-urokakh-russkogo-yazyka