План-конспект урока русского языка «Парные согласные в корне слова», 2 класс
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2 г. Орска»
Дергачева Э.Р.
План-конспект урока по учебнику
«Русский язык 2 класс».- Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева.-11-е издание, исправленное.- Самара, Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Технологическая карта урока
Тема урока |
«Парные согласные в корне слова» |
|
Тип урока |
Обобщение знаний |
|
Цель |
формирование навыка правописания парных согласных в корне слова |
|
Задачи |
- определять сильную и слабую позиции для согласных звуков; - находить орфограмму «Парный согласный в корне слов»; -уметь подбирать проверочные слова; - стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости в слабой позиции; применять алгоритм проверки согласного в слабой позиции. |
Личностные УУД Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке. Познавательные УУД Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку). Коммуникативные УУД Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. |
|
Методы Формы работы |
Методы: проблемно – диалогический, наглядный, работа в парах Фронтальная, парная, индивидуальная |
|
Оборудование |
Проектор, компьютер Презентация |
Этапы урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
I.Организационный этап. (1 мин.) Цель: – создать доброжелательную атмосферу, мотивацию на учёбу. |
У: Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. - Я желаю вам быть на уроке внимательными, активными и аккуратными. - Надеюсь, что вы получите удовольствие от приобретенных знаний. |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. Эмоциональный настрой. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Личностные: Мотивация к учебной деятельности и самоопределение Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Словарно- орфографическая работа. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(10 мин.) Цель: – создать проблемную ситуацию, зафиксировать причину затруднения, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
У: Прочитайте вслух написанные стихотворные строки: (слайд) 2 мин Слон, лев, жираф и бегемот С утра отправились в поход. -Определите, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания. Они обозначают звук, который в словах данных строк встречается четыре раза. В каких словах он присутствует? (Буквы д,т, которые обозначают звук [т], который в данных словах бегемот, с утра, отправились, в поход встречается четыре раза. - Охарактеризуйте звук [т]. (Согласный, твердый, парный глухой. - Назовите парные согласные. - Определите порядок написания букв. На доске: дт ддт ддтт дддтт дддттт … - Напишите цепочку букв до конца строки в предложенной последовательности . |
Подготовка к введению новой темы. |
Дети прописывают буквы по образцу. Делают выводы. |
|
Постановка задачи и цели урока |
- Исходя из заданий, определите тему нашего урока. (Парные согласные) на доске 1 мин - Какие задачи мы поставим перед собой на уроке: Обобщить знания… слайд Учиться проверять… Уметь применять… доска - Какую задачу вы поставите перед собой? - Сегодня вашими помощниками будут листы самооценки. Познакомьтесь, по каким критериям вы будете себя оценивать. После прохождения этапа урока, вам необходимо оценить себя по 5-балльной шкале. |
Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку учебной задачи |
Формулируют тему урока и определяют задачи. |
Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного |
Словарная работа |
- Внимательно посмотрите на данную запись и определите слово, с которым мы познакомимся на уроке: 5 мин. О П Р О А К З - Какое это слово? (зоопарк) Как вы его определили? слайд - Воспользуйтесь онлайн словарем и дайте информацию по данному слову. Толковый словарь Ожегова. С.И. ЗООПАРК, а, муж. Сокращение: зоологический парк. Терминологический словарь Парк с особой планировкой, специально оборудованный для содержания, демонстрации и изучения животных Словарь русского арго (разговорных выражений) ЗООПАРК, а, м. Шум, неразбериха, беспорядок, бардак Словарь синонимов Зоологический парк, зверильница, зоосад, зоологический сад, сафари, зверинец - Запишите это слово, выделите орфограммы. слайд - Составьте предложения со словом «зоопарк»(устно) - Оцените свою работу на данном этапе. |
Проводит словарную работу |
Работа с онлайн словарём. Устанавливают метапредметные связи. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Делают выводы. |
Регулятивные: - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: – постановка вопросов; – общеучебные: - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; – логические: формулирование проблемы; Коммуникативные: – выражение своих мыслей; – аргументация своего мнения; – учёт разных мнений. |
III. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 10 мин. Цель: : формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи |
Повторение способов проверки парных согласных в корне слова. слайд - Мы с вами посетим зоопарк. У вас на столах лежит карта зоопарка. Как вы думаете, какие экспозиции мы посетим? (Кошачий ряд, обезьяны, остров зверей, выставка птиц, слоны, полярный мир, рыбки, редкие животные). - Почему вы выбрали эти экспозиции? - Как проверить парный согласный? - Ребята, давайте вспомним, какие есть способы проверки парных согласных в корне слова. слайд Способы проверки парного согласного в корне слова: 1. Изменить форму слова: Единственное число – множественное число. Дуб - дубы.
Добавить слово НЕТ. Снег-(нет) снега. 2.Подобрать однокоренное слово: Большой – маленький. Арбуз - арбузик. Уменьшительно- ласкательный суффикс (–очк-,-ечк-,-оньк-, -еньк-.) Гриб-грибочек. Глагол Обед - обедать. Имя прилагательное Сад - садовый. Вывод: Есть несколько способов проверки парных согласных в корне слова. Упражнение в подборе слов для проверки парных согласных слайд - А мы с вами на острове зверей: перед нами карточки с названиями животных, обитающих в данной экспозиции. Лоша..ь, вол…, ле.., верблю…, лягу..ка, жира…, осьмино…, марты…ка, утконо…, ено…, мор… - Предложите свои задания. - Молодцы, много заданий предложили. - А мы распределим названия животных на две группы, вставим пропущенные орфограммы. - На какие две группы можно разделить названия данных животных? По какому признаку распределяли названия животных? (На конце парный звонкий или глухой согласный). - Работаем у доски по цепочке. В тетрадях. записываем каждую группу с новой строки. На доске: Лоша..ь, ле.., верблю…, осьмино…, мор… Вол…, жира…, марты…ка, ра..., ено…, лягу..ка - Оцените свою работу на данном этапе. |
Организует работу по применению алгоритма для достижения учебной задачи Организует исследовательскую деятельность детей. |
Составляют план достижения цели и определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Осуществляют взаимный контроль и оказывают необходимую взаимопомощь в сотрудничестве (работа в парах). Оценивают правильность выполнения заданий, умение анализировать правильность выполнения. |
Регулятивные : - контроль, - коррекция, - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, - осознание качества и уровня усвоения; – личностные: - самоопределение. Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. – выражение своих мыслей; – аргументация своего мнения; – учёт разных мнений. Познавательные: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя |
Физминутка 1мин |
- Пришла пора покормить братьев наших меньших. Я буду называть слова. Если в произнесенных мною словах есть орфограмма «Парный согласный в корне слова», вы поднимаете руки вверх и тянетесь, если данной орфограммы нет, вы делаете наклоны вправо- влево: Морковка, хлеб, ягода, пирожки, огурец, травка, орешки, сено, сливки, помидор, овес. |
Организует двигательную физминутку |
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей |
|
10 мин |
Самостоятельная работа - Продолжаем наше путешествие. Догадайтесь, куда мы попали. (звучание голосов птиц). слайд Мы на выставке птиц. Мудрая сова дает вам задание по вариантам. 1 варианту предстоит поработать самостоятельно. вы работаете на tested.ru тест «Парные согласные в корне слова». Страница 7 «Парные согласные в середине слова» 12 заданий 2 вариант работает по карточке- найдите окончание пословицы, поговорки: соедините начало фразы 1 столбика с подходящей по смыслу окончанием фразы из второго столбика. - Обменяйтесь заданиями. - Проверим правильность выполнения по слайду. Знать птицу по перьям, быть без гри(б,п)ков Не нашел гу(з,с)ь зерны(ж,ш)ка, да уха сла(д,т)ка Бояться волков а моло(д,т)ца по речам. Ры(б,п)ка мелка, глотает и каме(ж,ш)ки - Объясните смысл пословиц и поговорок. Пословица: Знать птицу по перьям, а молодца по речам- птицу узнают по перу, а человека - по делам. Не нашел гусь зернышка, глотает и камешки.- Как потрудишься, то и получишь. Пословица: Бояться волков- быть без грибков.- Если бояться каких-то трудностей, то никогда ничего не добьешься. Пословица: Рыбка мелка, да уха сладка.- Нужно дорожить и малым. - Оцените свою деятельность на этих двух этапах работы.
4. Физминутка для глаз 1 мин слайд 5.Групповая работа- составление текста. 10 мин - Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к вольеру с редкими животными. слайд - Какие животные считаются редкими? - Редкими, могут считаться животные, которые не обитают в нашей местности. А вот, о ком пойдет речь, вы узнаете, поработав в группах. Каждая группа составляет предложения из слов. зоопарке, и, всегда, шумно, В, весело Распушил, свой, павлин, красивый, хвост сахара, выпрашивал, кусочки, Медведь видели, вы, ли, А, моржа? полярный, Морж-, житель острые, клыки, У, могучие, моржа, могучие - Какая группа готова предоставить результаты своей работы? (Составляют предложения у доски) - Можно ли объединить данные предложения в текст? - Составьте текст из данных предложений, подберите заголовок из предложенных. В зоопарке В зоопарке всегда весело и шумно. Распушил свой красивый хвост павлин. Медведь выпрашивал кусочки сахара. А видели ли вы моржа? Морж — полярный житель. У моржа острые и могучие клыки. - А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось. Докажите, что это текст. -К какому типу текста можно его отнести? -Так какие же животные не обитают в нашей местности? Докажите. - Оцените свою работу в группе. |
Организует самостоятельную деятельность детей Контролирует выполнение работы Организует групповую деятельность детей. Контролирует выполнение работы |
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку в результате пошагового сравнения с эталоном. Школьники повторяют правила, выполняют тест на правописание парных согласных в корне слова. Выполняют творческую работу в группе по составлению текста с использованием предложенных слов. Оценивают результаты своей деятельности на уроке |
Регулятивные: Оценка своих достижений, осознание трудностей Личностные: учебно- познаватель ный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учебе, проявление интереса к новому учебному материалу, развитие способности к самооценке Познавательные: Чтение учебных текстов. Их полноценное понимание и воспроизведен ие, выполнение действий и сравнение с эталоном. Регулятивные: Действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. Коммуникативные: – управление поведением партнёра; – контроль, коррекция, оценка действий партнёра; – построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами, – оформление своих мыслей в устной форме. |
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия) . Контрольно-оценочная деятельность. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу 3мин. Цель: – обобщить, сделать выводы; – осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
- Настало время нам подвести итог урока. - Подведите итог нашей работы. - Справились мы со своими задачами? доска - Сегодня на уроке: 1 мин слайд Я понял(а), что … Было интересно … Было трудно … У меня получилось… - Оцените свою работу на уроке. - Где мы еще с вами не побывали? - Да, мы не заглянули к рыбкам. - У вас у каждого на столах лежат рыбки. - С каким настроением вы работали на уроке: если с хорошим, то нарисуйте рыбке улыбающийся ротик, если настроение было грустным - нарисуйте ротик уголками вниз. - На доске вы видите океан знаний. Мы выпустим сейчас наших рыбок в этот океан. Я прошу проанализировать вашу работу на уроке. Если вам было все понятно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям – поместите свою рыбку на самую глубину океана Знаний. - Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать – поместите рыбку на мелководье. - Встаньте, кто поместил свою рыбку на самую глубину. - Спасибо за урок. Вы меня порадовали своей работой. |
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
Коммуникативные: – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: – рефлексия ; Личностные: – развитие умения выражать свои эмоции; – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Парные согласные в корне слова"
PPT / 20.99 Мб