12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитриенко Ираида Михайловна9


Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

УМК

«Школа России»

Класс

4

Тема

«Понятие о неопределенной форме глагола»

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Цели урока

Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной;

Развить умение правильно ставить вопрос что делать? что сделать?

Планируемый результат (для выпускника)

Выпускник научится:

определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Планируемый результат урока

Имеет представление о неопределенной форме глагола;

Умеет правильно ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме;


Предметно-развивающая среда

Учебник по русскому языку Зеленина,Хохлова,4 класс 1 часть, ТСО (презентация),), карточки с суффиксами глаголов неопределенной формы (чь,ть,ти), карточки для самооценивания («лесенка успеха»),тематический контроль знаний учащихся русский язык 4 класс

Основные термины, понятия

«неопределенная форма глагола»




Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование предметных и УУД (в виде планируемых результатов)

Этап урока

Мотивационный этап

Приветствует учеников, мотивирует их к учебной деятельности

-Добрый день, ребята.

-Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Инесса Владимировна.

- Тихо сели.

- Я очень рада всех вас видеть на уроке русского языка . И думаю, что именно сегодня на уроке вы покажете мне какие вы бываете находчивые, сообразительные и активные.

- Ребята, обратите внимание на слайд. Что вы видите? Давайте прочитаем. «Я собран, я сосредоточен, я готов трудиться на уроке»

- Как вы думаете что это может быть?

- Ребята, на слайде вы видите девиз нашего урока.

- Будем его придерживаться в течение урока?

- Отлично , тогда начинаем работать.


Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку





Смотрят на слайд

- Мы видим предложение

- «Я собран, я сосредоточен, я готов трудиться на уроке»

- это может быть девизом нашего урока

- да, будем

Л: выражает положительное отношение к процессу познания, проявляет заинтересованность

К:поддерживает диалог

Постановка учебной задачи


Актуализация

Дает задание:



- Ребята, откройте свои тетради, запишите дату и классную работу

Организует и проводит словарную работу :

- Проведем словарную работу. Записываем слова:

Диктует слова:

Гладить, сгореть, думать, лаять, ездить, строить, таять.


Дает задание:

- Ребята, среди этих слов найдите слова в которых есть «опасное» место. Подчеркните это место.

- Проговорите эти слова вслух по слогам.

- Определите какой частью речи являются все слова, которые я вам продиктовала?

-На какие вопросы они отвечают?



Проблематизация

Дает задание

- Попробуйте у записанных глаголов определить время и число.

- Можно ли это сделать?

-Почему нельзя?

- Кто скажет как называются эти глаголы? В какой форме стоят данные глаголы?

Обобщает ответы детей:

- Это верно , ребята, глаголы в неопределенной форме не указывают ни на время, ни на число, поэтому эту форму так и назвали неопределенной.


Организует и проводит зрительную физминутку, используя ТСО :

- А сейчас мы с вами сделаем физминутку для наших глаз, обратите внимание на слайд. Повторяйте движения только своими глазами, как это показано на слайде.

Организует беседу по словарной работе:

- Ребята, а что за слова мы с вами написали в словарной работе ?

- Докажите, почему вы решили, что это глаголы в неопределенной форме?

- Как по-другому еще можно назвать глагол в неопределенной форме?

Во время ответа учащихся на данный вопрос учитель вывешивает на доску карточки с суффиксами глаголов в н.ф (чь, ть, ти)






Целеполагание

Организует целеполагание учащихся:

- Ребята, значит как будет звучать тема урока? Вы верно, предположили, ребята тема нашего урока сегодня ( «неопределенная форма глагола »).

- С темой урока мы определились, а какие цели мы поставим перед собой на уроке?

Обобщает ответы учащихся:

-Ребята, сегодня на уроке русского языка мы будем с вами закреплять умение находить глаголы в неопределенной форме, а также будем закреплять умение правильно ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме

Открывают тетради записывают «шапку» урока

Записывают словарную работу





Находят слова в которых есть «опасное место»

- сгореть, лаять, таять

Проговаривают слова по слогам

-сго-реть,ла-ять, та-ять

- все слова являются глаголом

- глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?



- пробуют определить время и число у глаголов

- нет, нельзя

- потому что это н.ф глагола

- эти глаголы называются глаголами в н.ф. Глаголы стоят в н.ф.


Выполняют зрительную физминутку по видео-фрагменту


Отвечают на вопрос учителя

- мы написали глаголы в неопределенной форме

- потому у всех этих глаголов невозможно определить время, лицо, число, род. И все они имеют суффиксы глагола н.ф

Высказывают собственное мнение

- глагол в неопределенной форме, можно также назвать глаголом в начальной форме и инфинитивом.


Высказывают предположения по поводу цели и задач урока.

- потому что глагол в неопределенной форме и будет темой нашей урока

- Тема урока «Неопределенная форма глагола»

Высказывают собственное мнение

ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ:

Находить глаголы н.ф.

Правильно ставить вопросы к глаголам в н.ф

Р: принимает учебную задачу







Р:принимает учебную задачу

Р: оценивает деятельность товарища по заданным критериями








Р:принимает учебную задачу

К:поддерживает диалог

К:высказывает собственное мнение











Р:принимает учебную задачу

К:высказывает собственное мнение

К:поддерживает диалог











Р: принимает учебную задачу;

К: поддерживает диалог

К:высказывает собственное мнение



П: Совместно с учителем выделяет и формулирует познавательную цель


К. планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Решение учебной задачи

Организует и проводит игру «Веселые ладошки»

- Ребята, предлагаю вам, поиграть в следующую игру, которая называется «Веселые хлопки»

- Хлопайте как только услышите глаголы неопределённой формы

Катают, старается, тренировать, качать, прыгала, беречь, смотреть, везти, едут.

Дает задание, используя учебник:

- Откройте учебник по русскому языку на стр.76 и найдите упражнение 106 под номером 4.

- Прочитайте задание. Что в нем нужно сделать?

- В упражнении вам необходимо составить два предложения с глаголами неопределенной формы. Это задание выполняем в парах.



Организует проверку выполненного задания:

- Итак, время вышло. Начинаем проверять упражнение. Какая пара желает выйти доске и зачитать свои предложения?

- Правильные предложения составили ребята? Оцените их работу.

Проводит промежуточную «рефлексию»:

- Ребята, мы выполнили задание. Чему мы научились?




Дает задание, используя ТСО (слайд):

- Ребята, давайте составим полезные советы, чтобы нам быть здоровыми. Обратите внимание на слайд. Вы видите предложения в которых пропущено какое-то слово. Ваша задача вставить в предложение слово, которое подходит по смыслу. Можете пользоваться словами для справок, которые даны на слайде.

Организует проверку выполненного задания:

- Давайте проверим как вы справились с заданием. Сейчас узнаем какие полезные советы вы составили. Просит учащихся зачитать полезные советы.

-Оцените как справился с заданием ….


Дает задание, используя учебник:

- Сейчас найдите на стр.77 упражнение 107. Давайте прочитаем что нужно сделать. Выполняем в задании все три пункта. Ребята, это задание вы будете выполнять в рабочих группах. Три группы, которые раньше всех справятся с заданием будут озвучивать свой ответ всему классу. И еще я я буду видеть если группа готова, только в том случае, если эта группа поднимет руки вверх. Это будет знак готовности группы. Объединитесь в группы и приступаем к работе.

Организует проверку выполненного задания:

- Итак, настало время проверить как вы справились с заданием. Поочередно спрашивает 3 рабочие группы, которые справились с заданием раньше всех.

Дает задание: (на запас)

- Откройте тематический контроль по русскому языку. Найдите на стр.75 упражнение 2. Давайте прочитаем, что нужно сделать. Приступаем выполнять задание.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием. Кто зачитает всему классу какие глаголы он подчернкул?

- Ребята, какие глаголы нам встретились в данном упражнении?

- Давайте вспомним как еще называется эта форма?

- А кто может сказать что это за глагол смеется?

-Докажите, что он возвратный.

- А что это за глагол награждать?

- Докажите, что этот глагол является глаголом в неопределенной форме.

(этот глагол также как и другие глаголы отвечает на вопрос что сделать?, также они имеет суффикс ть, все эти признаки указывают на то, что глагол награждать является глаголом в неопределенной форме)

Организует «рефлексивный» диалог:

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме?

- Почему неопределенная форма глагола так названа?

Участвуют в игре

Хлопают на глаголах: тренировать, качать, беречь, смотреть, везти



Открывают учебник, находят нужное задание

Читают задание

Объединяются в пары, составляют предложения с глаголами в неопределенной форме

Пары выходят к доске и зачитывают свои предложения

Оценивают работу пары

Высказывают собственное мнение

- мы научились правильно определять глаголы н.ф и употреблять их в речи


Составляют предложения с опорой на слайд





Зачитывают полезные советы



Оценивают словесно




Объединяются в рабочие группы и выполняют задание



Проверяют выполненное задание

Рабочие группы по очереди проверяют выполненное задание

Оценивают работу ребят из других рабочих групп


Открывают тематический контроль по русскому языку и выполняют задание.

- я подчеркнул глаголы белить, красить, смеется, наградить, награждать.

- начальная форма, инфинитив

- нам встретились глаголы в неопределенной форме: белить, красить, наградить.

- это возвратный глагол, потому что у него есть суффикс - ся

- это

- глаголы в н.ф отвечают на вопросы что сделать? Что делать?

- глаголы в н.ф имеют суффиксы чь, ть,ти

- потому что в этой форме невозможно определить время

Р: принимает учебную задачу







Р: принимает учебную задачу

К:поддерживает диалог

К:планирует учебное сотрудничество со сверстниками при работе в паре



Р:принимает учебную задачу

К:поддерживает диалог

К:высказывает собственное мнение


К:высказывает собственное мнение






Р:принимает учебную задачу






Р:принимает учебную задачу

К:поддерживает диалог

К:высказывает собственное мнение





Р:принимает учебную задачу

К:поддерживает диалог

К:планирует учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе



Р:принимает учебную задачу

К:высказывает собственное мнение

К:поддерживает диалог




Р:принимает учебную задачу

К:высказывает собственное мнение

К:поддерживает диалог










Рефлексия учебной деятельности

Организует и проводит « рефлексивный» диалог:

-Итак, ребята, пришло время подвести итоги нашего урока?

- Какая у нас была тема урока?

- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

- Мы достигли поставленных целей?

- Что было для вас особенно трудным на уроке? В чем вы испытывали затруднения?

- Ребята, а сейчас , пожалуйста, оцените свою работу на уроке.

- Для этого у вас на партах лежат карточки. Поставьте плюс на самой верхней ступеньке, если вам не требовалась помощь учителя и вы поняли тему урока , поставьте плюс на средней ступеньке, если вы поняли тему урока не до конца и вам еще надо поработать над ней. И поставьте плюс на самой нижней ступеньке, если вы сегодня не поняли тему урока и вам требуется помощь учителя.

Дает домашнее задание

- Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание стр.79 упражнение 109.

-Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

Высказывают собственное мнение

«Неопределенная форма глагола»

Закрепить умение:

Находить глаголы н.ф.

Правильно ставить вопросы к глаголам в н.ф





Оценивают свою деятельность на уроке с помощью «лесенки успеха»


Записывают домашнее задание в дневник

Р : сличает способ действия и его результат с заданным эталоном; выделяет и осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.




К.формулирует собственное мнение и позицию;




Р. оценивает свою деятельность самостоятельно.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.