Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной;
Развить умение правильно ставить вопрос что делать? что сделать?
Планируемый результат (для выпускника)
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Планируемый результат урока
Имеет представление о неопределенной форме глагола;
Умеет правильно ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме;
Предметно-развивающая среда
Учебник по русскому языку Зеленина,Хохлова,4 класс 1 часть, ТСО (презентация),), карточки с суффиксами глаголов неопределенной формы (чь,ть,ти), карточки для самооценивания («лесенка успеха»),тематический контроль знаний учащихся русский язык 4 класс
Основные термины, понятия
«неопределенная форма глагола»
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование предметных и УУД (в виде планируемых результатов)
Этап урока
Мотивационный этап
Приветствует учеников, мотивирует их к учебной деятельности
-Добрый день, ребята.
-Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Инесса Владимировна.
- Тихо сели.
- Я очень рада всех вас видеть на уроке русского языка . И думаю, что именно сегодня на уроке вы покажете мне какие вы бываете находчивые, сообразительные и активные.
- Ребята, обратите внимание на слайд. Что вы видите? Давайте прочитаем. «Я собран, я сосредоточен, я готов трудиться на уроке»
- Как вы думаете что это может быть?
- Ребята, на слайде вы видите девиз нашего урока.
- Будем его придерживаться в течение урока?
- Отлично , тогда начинаем работать.
Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку
Смотрят на слайд
- Мы видим предложение
- «Я собран, я сосредоточен, я готов трудиться на уроке»
- это может быть девизом нашего урока
- да, будем
Л: выражает положительное отношение к процессу познания, проявляет заинтересованность
К:поддерживает диалог
Постановка учебной задачи
Актуализация
Дает задание:
- Ребята, откройте свои тетради, запишите дату и классную работу
- Ребята, среди этих слов найдите слова в которых есть «опасное» место. Подчеркните это место.
- Проговорите эти слова вслух по слогам.
- Определите какой частью речи являются все слова, которые я вам продиктовала?
-На какие вопросы они отвечают?
Проблематизация
Дает задание
- Попробуйте у записанных глаголов определить время и число.
- Можно ли это сделать?
-Почему нельзя?
- Кто скажет как называются эти глаголы? В какой форме стоят данные глаголы?
Обобщает ответы детей:
- Это верно , ребята, глаголы в неопределенной форме не указывают ни на время, ни на число, поэтому эту форму так и назвали неопределенной.
Организует и проводит зрительную физминутку, используя ТСО :
- А сейчас мы с вами сделаем физминутку для наших глаз, обратите внимание на слайд. Повторяйте движения только своими глазами, как это показано на слайде.
Организует беседу по словарной работе:
- Ребята, а что за слова мы с вами написали в словарной работе ?
- Докажите, почему вы решили, что это глаголы в неопределенной форме?
- Как по-другому еще можно назвать глагол в неопределенной форме?
Во время ответа учащихся на данный вопрос учитель вывешивает на доску карточки с суффиксами глаголов в н.ф (чь, ть, ти)
Целеполагание
Организует целеполагание учащихся:
- Ребята, значит как будет звучать тема урока? Вы верно, предположили, ребята тема нашего урока сегодня ( «неопределенная форма глагола »).
- С темой урока мы определились, а какие цели мы поставим перед собой на уроке?
Обобщает ответы учащихся:
-Ребята, сегодня на уроке русского языка мы будем с вами закреплять умение находить глаголы в неопределенной форме, а также будем закреплять умение правильно ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме
Открывают тетради записывают «шапку» урока
Записывают словарную работу
Находят слова в которых есть «опасное место»
- сгореть, лаять, таять
Проговаривают слова по слогам
-сго-реть,ла-ять, та-ять
- все слова являются глаголом
- глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?
- пробуют определить время и число у глаголов
- нет, нельзя
- потому что это н.ф глагола
- эти глаголы называются глаголами в н.ф. Глаголы стоят в н.ф.
Выполняют зрительную физминутку по видео-фрагменту
Отвечают на вопрос учителя
- мы написали глаголы в неопределенной форме
- потому у всех этих глаголов невозможно определить время, лицо, число, род. И все они имеют суффиксы глагола н.ф
Высказывают собственное мнение
- глагол в неопределенной форме, можно также назвать глаголом в начальной форме и инфинитивом.
Высказывают предположения по поводу цели и задач урока.
- потому что глагол в неопределенной форме и будет темой нашей урока
- Тема урока «Неопределенная форма глагола»
Высказывают собственное мнение
ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ:
Находить глаголы н.ф.
Правильно ставить вопросы к глаголам в н.ф
Р: принимает учебную задачу
Р:принимает учебную задачу
Р: оценивает деятельность товарища по заданным критериями
Р:принимает учебную задачу
К:поддерживает диалог
К:высказывает собственное мнение
Р:принимает учебную задачу
К:высказывает собственное мнение
К:поддерживает диалог
Р: принимает учебную задачу;
К: поддерживает диалог
К:высказывает собственное мнение
П: Совместно с учителем выделяет и формулирует познавательную цель
К. планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Решение учебной задачи
Организует и проводит игру «Веселые ладошки»
- Ребята, предлагаю вам, поиграть в следующую игру, которая называется «Веселые хлопки»
- Хлопайте как только услышите глаголы неопределённой формы
- Откройте учебник по русскому языку на стр.76 и найдите упражнение 106 под номером 4.
- Прочитайте задание. Что в нем нужно сделать?
- В упражнении вам необходимо составить два предложения с глаголами неопределенной формы. Это задание выполняем в парах.
Организует проверку выполненного задания:
- Итак, время вышло. Начинаем проверять упражнение. Какая пара желает выйти доске и зачитать свои предложения?
- Правильные предложения составили ребята? Оцените их работу.
Проводит промежуточную «рефлексию»:
- Ребята, мы выполнили задание. Чему мы научились?
Дает задание, используя ТСО (слайд):
- Ребята, давайте составим полезные советы, чтобы нам быть здоровыми. Обратите внимание на слайд. Вы видите предложения в которых пропущено какое-то слово. Ваша задача вставить в предложение слово, которое подходит по смыслу. Можете пользоваться словами для справок, которые даны на слайде.
Организует проверку выполненного задания:
- Давайте проверим как вы справились с заданием. Сейчас узнаем какие полезные советы вы составили. Просит учащихся зачитать полезные советы.
-Оцените как справился с заданием ….
Дает задание, используя учебник:
- Сейчас найдите на стр.77 упражнение 107. Давайте прочитаем что нужно сделать. Выполняем в задании все три пункта. Ребята, это задание вы будете выполнять в рабочих группах. Три группы, которые раньше всех справятся с заданием будут озвучивать свой ответ всему классу. И еще я я буду видеть если группа готова, только в том случае, если эта группа поднимет руки вверх. Это будет знак готовности группы. Объединитесь в группы и приступаем к работе.
Организует проверку выполненного задания:
- Итак, настало время проверить как вы справились с заданием. Поочередно спрашивает 3 рабочие группы, которые справились с заданием раньше всех.
Дает задание: (на запас)
- Откройте тематический контроль по русскому языку. Найдите на стр.75 упражнение 2. Давайте прочитаем, что нужно сделать. Приступаем выполнять задание.
- Давайте проверим, как вы справились с заданием. Кто зачитает всему классу какие глаголы он подчернкул?
- Ребята, какие глаголы нам встретились в данном упражнении?
- Давайте вспомним как еще называется эта форма?
- А кто может сказать что это за глагол смеется?
-Докажите, что он возвратный.
- А что это за глагол награждать?
- Докажите, что этот глагол является глаголом в неопределенной форме.
(этот глагол также как и другие глаголы отвечает на вопрос что сделать?, также они имеет суффикс ть, все эти признаки указывают на то, что глагол награждать является глаголом в неопределенной форме)
Организует «рефлексивный» диалог:
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Какие суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме?
- Почему неопределенная форма глагола так названа?
Участвуют в игре
Хлопают на глаголах: тренировать, качать, беречь, смотреть, везти
Открывают учебник, находят нужное задание
Читают задание
Объединяются в пары, составляют предложения с глаголами в неопределенной форме
Пары выходят к доске и зачитывают свои предложения
Оценивают работу пары
Высказывают собственное мнение
- мы научились правильно определять глаголы н.ф и употреблять их в речи
Составляют предложения с опорой на слайд
Зачитывают полезные советы
Оценивают словесно
Объединяются в рабочие группы и выполняют задание
Проверяют выполненное задание
Рабочие группы по очереди проверяют выполненное задание
Оценивают работу ребят из других рабочих групп
Открывают тематический контроль по русскому языку и выполняют задание.
- я подчеркнул глаголы белить, красить, смеется, наградить, награждать.
- начальная форма, инфинитив
- нам встретились глаголы в неопределенной форме: белить, красить, наградить.
- это возвратный глагол, потому что у него есть суффикс - ся
- это
- глаголы в н.ф отвечают на вопросы что сделать? Что делать?
- глаголы в н.ф имеют суффиксы чь, ть,ти
- потому что в этой форме невозможно определить время
Р: принимает учебную задачу
Р: принимает учебную задачу
К:поддерживает диалог
К:планирует учебное сотрудничество со сверстниками при работе в паре
Р:принимает учебную задачу
К:поддерживает диалог
К:высказывает собственное мнение
К:высказывает собственное мнение
Р:принимает учебную задачу
Р:принимает учебную задачу
К:поддерживает диалог
К:высказывает собственное мнение
Р:принимает учебную задачу
К:поддерживает диалог
К:планирует учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе
Р:принимает учебную задачу
К:высказывает собственное мнение
К:поддерживает диалог
Р:принимает учебную задачу
К:высказывает собственное мнение
К:поддерживает диалог
Рефлексия учебной деятельности
Организует и проводит « рефлексивный» диалог:
-Итак, ребята, пришло время подвести итоги нашего урока?
- Какая у нас была тема урока?
- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
- Мы достигли поставленных целей?
- Что было для вас особенно трудным на уроке? В чем вы испытывали затруднения?
- Ребята, а сейчас , пожалуйста, оцените свою работу на уроке.
- Для этого у вас на партах лежат карточки. Поставьте плюс на самой верхней ступеньке, если вам не требовалась помощь учителя и вы поняли тему урока , поставьте плюс на средней ступеньке, если вы поняли тему урока не до конца и вам еще надо поработать над ней. И поставьте плюс на самой нижней ступеньке, если вы сегодня не поняли тему урока и вам требуется помощь учителя.