Урок русского языка «Обобщение знаний о падежах имен существительных. Закрепление» (4 класс)
Цели:
--совершенствовать умения определять падеж имен существительных,
-развивать навыки логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация;
-развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;
-воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость.
Предметные задачи:
создать условия для развития у учащихся:
- переводить из начальной формы имена существительные в нужный падеж;
- определять грамматические признаки имён существительных –род, число, падеж.
Метапредметные задачи:
создать условия для развития у учащихся:
- интереса к познанию русского языка ( личностные УУД);
- коммуникативных навыков: договариваться, приходить к общему мнению
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ( регулятивные УУД);
- умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать (познавательные УУД).
Оборудование:
-компьютерная презентация;
-учебник «Русский язык» для 4 кл. (авт.Бунеев);
-карточки с текстами разных уровней
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный.
Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с книгой, синтез и анализ.
Ход урока I. Орг. момент. Сл.1Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем/
II. Проверка домашнего задания..
--Запишите число и классная работа.
На столе у вас разного цвета карточки. Красные могут помочь !
II. Словарная работа и постановка учебной задачи. Сл.2Запишите слова, вставьте пропущенные буква. Проверим.
- Дайте общую характеристику этим словам. (Имена сущ., ед. числа.)
- Найдите лишнее слово. (ученику – т.к.это сущ. употреблено в дательном падеже, а остальные в именительном падеже.)
.III Актуализация опорных знаний.(В течение урока обучающиеся работают по разноуровневым картам.
Карта №1 (красная) для учащихся с низкими ЗУНами, №2 (жёлтая) - со средними, №3 (синяя) – для сильной группы уч-ся).
Что такое имя существительное?
Назовите постоянные признаки имени существительного.
Назовите непостоянные признаки имени существительного
Какие существительные на экране?
- Образуйте устно от неодушевлённых имён существительных одушевлённые. Сл.3
Определите род имен существительных.
Приведите примеры существительного среднего рода
Сколько падежей у имени существительного? Назови падежи и вопросы к ним.
Игра. Кто быстро и правильно узнает падеж.
Задание:
кому? (Д.п.)
на, за, под, через, про, в (В.п.)
нет (Р.п.)
«щедрый» падеж (Д.п.)
без предлога не употребляется (П.п.)
подлежащее (И.П.)
«падеж-работяга» (Т.п.)
кого? (Р.п., В.п.)
два предлога (Д.п.)
что? (И.п., В. п.)
о, об (П.п.)
- Определите тему урока исходя из выполненного задания. (Обобщим знания о падежах имен существительных.)
IV Сообщение темы урока: Обобщение знаний о падежах имен существительных . Сл.4
-давайте разгадаем ребусы Сл.5
-Просклоняйте имена существительные: вода, каток.
- Проверьте свои работы. Сл.6
- Какая часть слова постоянно изменялась?
V. Физминутка для глаз. Сл.7,8,9.
VI. Практическое применение знаний.- А если имя существительное уже стоит в форме какого-либо падежа в предложении, как тогда будете определять падеж?
- запись предложения под диктовку у доски:
дСиней дымкой покрылся сосновый лес.—схема
- Подчеркните орфограммы, выполните синтаксический разбор предложения, определите падеж имён существительных. – повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное. Стр. учебника 142
морфологический разбор Дымкой – сущ., чем?, н.ф. дымка, сущ., неодуш., ж.р., ед.ч., т.п., второстепенный член предложения
Запишем под диктовку:
2.Вкусная вода родника ждет путника..
3. За северной кромкой леса расположилось озеро.
- 2 и 3 предложения – самостоятельно определите падеж существительных. Проверка. Сл.10
ВЫВОД: Итак… Чтобы узнать падеж имени существительного, нужно хорошо знать падежные вопросы, предлоги, уметь находить слово в предложении, от которого зависит имя существительное. Это главное слово – «командир».
VII. Физминутка Какое время года? Чем любите заниматься? Спортом обязательно нужно заниматься,зимой на улице обязательно нужно гулять. Попробуем быть снеговиками, станцуем танец? Презентация VІІІ.Работа по развитию речи.Cл.11
- Задание, которое вы будете выполнять, покажет ваше умение применять знания на практике.
Что вы видите на картине? (Зима) Составим предложение по этой картине. (Пришла зима. Снег засыпал все дорожки. В лесу тихо. На елях пушистые белые шапки. Природа рада зиме!)
IX. Самостоятельная разноуровневая работа
- Возьмите свои карточки. Перед вами предложения. Ваша задача: выполнить определенные задания. Прочитайте и, если есть вопросы, задайте их
Группа1 красные
Задание: списать текст. Определить падеж выделенных имён существительных.
Группа 2желтые
Задание: списать текст, раскрывая скобки, написав правильные окончания. Определить падеж вставленных имён существительных.
Группа 3синие
Задание: списать текст, вставляя подходящие имена существительные в нужном падеже. Определить их падеж.
На картине (В.п.) изображена зима.(И.п.). Стоит ясный день (И.п.), светит солнце (И.п.). Земля (И.п.) покрыта ковром из белоснежных снежинок (Р.п.). На опушке леса (Р.п.) стоят сосны (И.п.) и ели. (И.п.). Они надели белоснежный , пушистый , сверкающий наряд (В.п.).
Проверим задание. Сл.12
. Что у вас получилось?(Связный текст).Назовите его признаки
Белоснежных- разобрать по составу.
Леса-звуко-буквенный разбор
X. Обобщение по технологическим картам.
- Сколько падежей в русском языке. Назови их
- Как определить падеж имени существительного?
Для чего нужно уметь склонять имена существительные и определять падеж?
- Найти и записать любое стихотворение о зиме и определить падежи имён существительных.
XIII. Оценка обучающихся.