12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Федорова Людмила Ивановна4273
Работаю в БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики. Педагогический стаж - 30 лет.
Россия, Чувашская респ.
Материал размещён в группе «Урок русского языка»

Федорова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики,

участник Всероссийского конкурса "Урок русского языка с современными технологиями"

Тема: ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СКЛОНЕНИИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости (ума).

Цели: обобщить знания о склонении имен существительных;

совершенствовать умения учащихся определять тип склонения;

Задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
формировать коммуникативные умения учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, толковый словарь С.И.Ожегова, словарик

Ход урока

1. Оргмомент: Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Наш урок обычный,

Все дела привычны.

Начать наш урок я хотела бы с пословицы:

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости (ума)(вьетн.)

Вам на уроке надо быть предельно собранными и внимательными.

2. Сообщение темы и постановка цели и задач урока.

Прошу обратить внимание на название темы урока. Подумайте и скажите, чем мы будем заниматься на уроке?

Вместе попробуем определить, чему мы должны научиться.

Конкретизируя ваш ответ, я добавлю и отмечу, что мы на уроке закрепим наши знания о склонении имён существительных, расширим наш словарный запас. Обогащать будем словарный запас по теме «зима».

3. Актуализация знаний.

3.1 Блиц-опрос.

- Какие части речи вы знаете?

- Какая часть речи имеет склонение? (Только имя существительное имеет склонение)

- Какие склонения вы можете назвать?

- Какие окончания имеют имена существительные 1 склонения?

- Какие окончания имеют существительные 2 склонения?

- Какие слова относятся к 3 склонению? (уточнение: к 3 склонению относятся слова, оканчивающиеся на Ь, но эти слова имеют нулевое окончание)

- К какому склонению относятся слова женского и мужского родов с окончаниями на -а,-я?

- Существительные в единственном числе имеют склонения.

- Существительные во множественном числе склонения

- Что такое склонение? (Склонение - это изменение имени существительного по падежам).

- Как определяется склонение существительных? Для этого я вам задам вопросы-выручалки:

а) По какому падежу определяется  склонение ?

б) По какому числу определяется склонение?

Итак, обобщим: склонение существительных определяется по начальной форме, т.е И.п. в ед.ч. (на горе – гора)

Проверочная работа (письм. на листочках): вопросы-загадки:

Я читаю загадки, а вы записываете ответ, т.е. название падежа, о котором идёт речь.

1. Предлогов с детства не люблю,

с собою рядом не терплю.

Мои вопросы: кто? и что?

ни с чем не спутает никто.

2. Какой падеж употребляется с предлогами:

на, за, под, через, про, в?

3. Кого же нет, я очень беспокоюсь,

Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.

Прошу, друзья, скорее помогите!

И как зовут меня, скажите.

4. Мне без предлогов свет не мил,

люблю предлоги на, в, о.

5. Дарительный падеж.

6. Предлогам перед, под и над

в любой момент я буду рад;
7. В этом падеже всегда

подлежащим я бываю.
8. Лишь только я могу сказать,

с предлогом к порой дружу,

но и один я проживу.

9. Этот падеж зрительный.

Зрение имеет прекрасное.

Кричит громко и ясно:

«Вижу кого? Вижу что?» (Листочки сдаются на проверку).

Проверка домашнего задания (Работа над зимним словарём: прочитать подобранные по склонениям существительные на тему «Зима).

Работа в тетрадях: дата, классная работа, название темы.

На уроке продолжим пополнять словарный запас по теме «Зима» и углублять наши знания о склонении.

Работа над пословицами:

а) объяснить смысл пословиц;

б) перечислить имена существительные.

Пословицы о морозе (слайд)

Мороз ленивого за нос хватает.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Солнце на лето, зима на мороз.

Береги нос в большой мороз.

Дополнительное задание: определить падеж существительного за нос

Пословицы о зиме (слайд)

Без шубы и валенок - и зима без конца.

Зима без снега - лето без хлеба.

Зиме да лету союза нету.

Дополнительное задание: определить падеж существительных без шубы и валенок.

Словарная работа. Добавлю для вашего сведения новые слова. Значение этих слов мы попробуем объяснить вместе:

бахрома, снеговей, снеговорот

1) попробуйте объяснить, как вы понимаете их значение;

2) если не понимаете, посмотрите в словаре их значение.

Бахрома (бахромка, бахромчатый)

Снеговей (снег + веет, ветер веет). Месяц февраль так называется в народе, п.ч. в феврале дуют ветра, метут метели

Снеговорот (снег + воротит), круговорот, водоворот, коловорот (круговые движения).

а) определяем склонение этих слов;

б) просклоняем слова бахрома и снеговорот (хором; самостоятельно в тетрадях и на доске).

Практическая работа.

(на) ёлке, (с) гирляндой, (с) хлопушками, (под) ёлкой, (у) Снегурочки, (от) мороза, (с) елью

а) объяснить правописание слов;

б) определить падеж, число;

в) работа по Памятке:

Программа действий (слайд)

Поставь имя существительное в И. п., ед. ч. (н.ф.)

Выдели окончание.

Определи род.

Определи склонение.

Запиши в нужный столбик.

Закрепление правила: чтобы определить склонение, имя существительное надо ставить в И.п. ед.ч., т.е. в начальной форме

Физкультминутка

Кони скачут, кони мчатся,

тройка весело бежит. Как? Вот так…(движение)

Вьюга злится, вьюга кружит,

заметает всё вокруг. Как? Вот так… (движение)

А мороз трескучий, жгучий

щиплет уши, щиплет нос. Как? Вот так… (движение)

Но зимы мы не боимся

И на саночки садимся,

Прокатимся с горки вниз.

Кто несмелый, сторонись!

Задание. Надо правильно написать окончание существительных (выбрать -И или -Е).

Сидит сорока на ёлк...

Сидит сорока на ел...

Полетели вьюги да метел...

Песню спели о метел...

Диктант:

Мы видим шишки на сосне и на ели.

Зелёные иголки у сосны и у ели.

- проведём полный разбор существительных;

- почему род и падеж одинаковые, а окончания разные? (п.ч. существительные сосна и ель разного склонения).

Задание (письм.) На новогодней ёлке висят игрушки-зверюшки. Поставьте эти существительные в Р.п. мн.ч.:

котята-…

цыплята-…

зайчата-…

бельчата-…

львята-…

медвежата-…

слонята-…

Работа по учебнику (задание усложнённое): выписать из упражнения все имена существительные в начальной форме (кто уверен в своих знаниях, может выписать в 3 столбика по склонениям).

Работа со словариком. Теперь даётся время, чтобы вы в своих словариках могли записать все новые слова по теме «Зима».

Творческая работа учащихся. Рассматривание картины (по теме «Зима»)

-Что вы видите на картине? Какие у вас возникают чувства? Что испытываете: восторг, радость, счастье? Как можно назвать картину?

Обобщение. Докончи выражения:

Слова женского и мужского родов с окончаниями на -а,-я относятся …

К 3-скл. относятся имена существительные …

К 2-му склонению относятся слова … рода.

Слова женского рода с Ь в основе слова относятся к …

Слова мужского рода с нулевым окончанием и слова среднего рода относятся к …

Рефлексия.

Вам понравилось работать на уроке?
Какое настроение у вас было?

Чему научились?

Какое задание показалось вам самым трудным?

Чего-нибудь нового узнали для себя?

Итог: значит, прибавилась в вас частица мудрости (как в пословице)?

Довольны вы собой?

Спасибо за  урок.

Опубликовано в группе «Урок русского языка»

Комментарии (2)

Евдакименко Ольга Юрьевна, 06.02.16 в 14:43 1 Ответить Пожаловаться
к сожалению, урок технически не оснащен.
Федорова Людмила Ивановна, 07.02.16 в 09:28 0 Ответить Пожаловаться
Да, это так и есть. Хотела успеть в последнюю минуту до полуночи. Переработку не успела вставить.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.