Самоанализ работы классного руководителя

9
0
Материал опубликован 27 March 2016 в группе

Классные руководители – самая массовая категория организаторов воспитательного процесса в образовательных учреждениях, ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Можно выделить основные заповеди классного руководителя:

1. Главное не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который всем выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

2. Помни: силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, никогда не будут потрачены напрасно.

3. Помни – дети в классе – твое отражение – старайся постоянно работать над собой.

Классный руководитель выявляет положительные и отрицательные результаты взаимодействия учащихся, на основе этих результатов осуществляет коррекцию своей деятельности.

Один раз в неделю классный руководитель может проводить в различной форме: тематический классный час, классное собрание, общешкольное мероприятие, мероприятие творческого характера.

Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах:

Принцип обратной связи

Проведя любое внеклассное мероприятие – классный час, праздник или любое мероприятие – классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии.

Принцип успешности

Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе в жизни школы. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного учителя, его интонация, тесты, мимика.

Принцип привлекательности будущего дела

Он должен заинтересовать учащихся, показав им привлекательность дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

Принцип открытости

Если классный руководитель хочет включить в план какие-то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.

Принцип сотворчества

В этом принципе соединяется 2 слова: сотрудничество и творчество. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако результат – нулевой. Зачастую получается так, что один ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий.

Классный руководитель обязан руководствоваться следующими правилами:

Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся и учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.

Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.

Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.

Для изучения результатов и эффективности мероприятия используются различные способы.

Наблюдение за поведением учащихся в процессе подготовки и проведения мероприятия, когда предоставляется возможность фиксировать позицию каждого ребенка по определенным показателям.

Наблюдение за поведением детей, их отношениями после проведения мероприятия. Если после завершения разговора по какой-либо теме на классном часе учащиеся продолжают обсуждать затронутую проблему, можно предположить, что классный час в определенной мере достиг своей цели.

Символическая оценка настроения после мероприятия. Например, после завершения мероприятия, предлагается зафиксировать свое настроение, опустив жетон в один из пакетов с надписью и рисунком, отражающим состояние погоды – от хорошей до плохой.

Цветограмма. Каждый участник оценивает конкретную форму работы с помощью цветных жетонов.

Цвет жетона

I вариант

II вариант

Красный

Все понравилось, доволен, что пришел

Был активен, смог проявить свои способности

Зеленый

Доволен, что пришел, но не все понравилось

Стремился быть активным, но не смог в полной мере себя проявить

Желтый

Не совсем доволен, что пришел

Проявил себя не в полной мере, так как не стремился к этому

Синий

Занятия не понравились, зря пришел

Совсем не проявил себя

Использование открытых вопросов, например: Что получилось и почему? Что не получилось и почему? Нужно ли было данное дело и почему? Если бы снова проводилось это дело (мероприятие), стал бы ты принимать в нем участие?

Анкетирование участников деятельности.

Чтобы оценить состояние воспитательной работы педагога предлагаем анкету:

1. Оцените мероприятие по следующим параметрам:

А) что было полезного,

Б) что было интересного,

В) что было неожиданного.

2. Какие проблемы в проведении урока (мероприятия) по выбору вы увидели?

3. Какие проблемы остались неразрешенными?

4. Какая помощь вам необходима для решения этих проблем?

5. С какими проблемами в организации часа по интересам вы столкнулись?

6. Какие трудности вы испытывали при проведении часа (мероприятия) общения?

7. Какую методическую помощь вы хотели бы получить, что бы успешно проводить час общения?

8. Что нового, неожиданного открыл этот день в детях?

9. Что вам не понравилось в проведении этого дня?

10.Что бы вы предложили для улучшения подготовки и проведения мероприятия?

Необходимо классному руководителю научиться самому анализировать свою работу, т.е. провести самоанализ.

Схема самоанализа внеклассного мероприятия

1. Какие воспитательные, образовательные, развивающие цели ставились на мероприятии?

Какие учитывались возможности класса и отдельных учащихся?

Каковы ожидаемые результаты (каких изменений во взглядах, в поведении учащихся планировалось достичь при подготовке внеклассного мероприятия).

2. Самоанализ с точки зрения этапов подготовки внеклассного мероприятия.

Какой литературой пользовались?

Сколько ребят было охвачено при подготовке к внеклассному мероприятию?

Какая работа проведена с активом класса?

Кто из учителей, родителей, общественности привлекался при подготовке классного часа?

3. Самооценка.

Анкета классного руководителя

(для самоанализа)

1. Считаете ли вы, что в вашем классе достигнуто взаимопонимание между вами и учащимися?

2. Говорит ли большинство учащихся с вами «по душам», советуется ли по личным делам?

3. Знаете ли вы внешкольные интересы своих воспитанников?

4. Есть ли у вас общее с учащимися увлечение, постоянное занятие, не связанное со школьными делами?

5. Бываете ли вы вместе со своими учащимися в театрах, на выставках, концертах? Когда, где?

6. Обмениваетесь ли интересными книгами, делитесь ли впечатлениями о прочитанном, о фильмах и телепередачах?

7. Обращаются ли к вам учащиеся с просьбой помочь разрешить конфликт с учителями, родителями, другими взрослыми?

8. Можете ли с уверенностью сказать, что в ваше отсутствие в классе все будет идти своим чередом, как и при вас?

9. Устраивают ли вам ученики «праздники души», стремятся ли порадовать вас?

10. Часто ли учителя-предметники и другие работники школы советуются с вами о воспитании учащегося вашего класса?

11. А вы часто ли советуетесь с ними по этим вопросам?

12. Обращаются ли к вам родители учащихся за помощью и советом по вопросам воспитания детей в семье?

13. Хорошо ли вы знаете домашние условия, в которых живут учащиеся?

14. Решаете ли вы воспитательные задачи в классе силами ребят, опираясь на актив?

15. Часто ли вы испытываете моральное удовлетворение, получаете удовольствие от общения с учениками вашего класса?

Самоанализ «Какой Я руководитель»

Вопросы самоанализа.

Уважают ли меня? Чувствуют ли себя другие спокойно в моем обществе, или я вызываю раздражение своей бестактностью, критикой, чрезмерным выпячиванием самого себя, иными непродуманными поступками?

Сработался ли я с другими руководителями или я склонен к работе в одиночку?

Овладел ли своей работой или же меня заела текучка? (Уделяю ли достаточное время вопросам организации или занимаюсь только повседневными делами?).

Умею ли организовывать труд своей группы?

Соответствует ли мое умение способности отчитываться о сделанном?

Произвожу ли я в целом хорошее впечатление?

Обладаю ли качествами, необходимыми для хорошего руководителя и, в частности, воображением?

Умею ли поддерживать дисциплину?

Много ли времени уделяю отдыху?

Имею ли склонность к пониманию людей и отношусь ли с симпатией и интересом к ним, к их нуждам и проблемам?

Способен ли создать дружескую обстановку, необходимую для искреннего сотрудничества?

Выдержан ли, справедлив?

Отношусь ли ко всем сотрудникам одинаково требовательно или склонен выделять любимчиков?

Могу ли говорит, четко и спокойно?

Способен ли изыскивать новые возможности, средства, методы? Или придерживаюсь рутинных способов?

Умею ли принимать решения, даже не располагая достаточными данными, и обладаю ли уверенностью, необходимой для того, чтобы действовать на основании одних предположений?

Самоанализ должен отвечать на следующие вопросы:

Тема воспитательного мероприятия (занятия), кто проводит (педагог, родители, старшеклассники, дети или совместное творчество).

Место проведения и его оборудование (нужны ли какие-то особые условия проведения: сцена, школьный двор, просторное помещение, как должны быть расставлены стулья). Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия и т.д.

Участники данного мероприятия. Класс, возраст, добровольность (или обязательность) участия ребят.

Цель воспитательного мероприятия. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка данного мероприятия (интерес, актуальность для данного возраста, предварительная работа с целью заинтересовать учащихся). От кого исходит инициатива проведения мероприятия?

Какими индивидуальными психологическими особенностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей и какие конкретные воспитательные цели оно имеет (одному - привить чувство ответственности, другому – дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему – научиться не только командовать, но и подчиняться и т.д.)?

Какова роль воспитателя в подготовке мероприятия? Что он должен сделать сам, в чем помощь учащимся, а что поручить им, чем это обусловлено?

В чем выразилась общая и индивидуальная подготовка участников к данному занятию? Кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных заданий и какую роль в подготовке и проведении мероприятия они должны играть?

Своеобразие данного мероприятия (традиции, обрядовая сторона, репродуцирование национальной культуры, праздничность, торжественность и т.д.)

Эмоциональное состояние на мероприятии, до и после. Возникновение у учащихся познавательных потребностей, сопереживания и желания самосовершенствоваться и самовыражаться.

Какие «корректировки» внесла жизнь в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом? Чем это было обусловлено: объективными или субъективными причинами (неожиданно заняли помещение, где планировали мероприятие, кто-то заболел или не проявил активности, испугался трудностей, не справился с поручением)?

Проблемы, возникшие в ходе проведения воспитательного мероприятия; их причины; возможные пути их решения.

Удачные моменты в проведении воспитательного мероприятия. Несколько отзывов его участников.

Почему вы рекомендуете коллегам провести данное мероприятие.

Самоанализ работы классного руководителя

Что сделано для сохранения здоровья детей? (с помощью медицинского работника проследить динамику физического состояния учеников за анализируемый период). Выявить причины улучшения или ухудшения в здоровье детей. Как классный руководитель помогает социально неблагополучным детям?

Какими приемами воспитатель содействовал развитию духовно-нравственного потенциала? Как развивал способность в эмпатии, потребность в самоуважении? Анализ создания ситуации успеха.

Какие способности психофизического развития наиболее ярко проявились в этом году? Что именно потребовало коррекционной работы и как она проводилась, с кем?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.