Самоанализ результатов педагогической деятельности

3
0
Материал опубликован 18 September 2018

Самоанализ

педагогической деятельности учителя немецкого языка

Боровиковой Елены Алексеевны

     История моей педагогической деятельности началась в далеком 1981 году, когда я успешно поступила в Тулунское педагогическое училище. Закончив вышеназванное учебное заведение, получила специальность: учитель начальных классов. В 1989 году начала работать учителем начальных классов в Умыганской средней школе, а с 1992 года я стала работать учителем немецкого языка. В 2007 году окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» с присвоением квалификации: Лингвист. Преподаватель немецкого языка. Общий педагогический стаж работы 28 лет, в должности учителя немецкого языка – 21 год. Имею вторую квалификационную категорию.

    Используемая мною рабочая программа по немецкому языку на основной ступени обучения разработана на основе программы Бим И.Л., М.: «Просвещение», 2007г., которая составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по немецкому языку. Именно эта программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа по немецкому языку в 10-11 классах разработана на основе программы Ворониной Г.И., М.: «Просвещение», 2014г. Выполнение программы обеспечивается комплектом учебников: в 5-9 классах использую учебно-методический комплект  И.Л.Бим, Л.В.Садомовой. В 10 -11 классах  - учебно-методический комплект  Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной. Рабочие программы составляю  в соответствии   с рекомендациями Министерства образования РФ, базисного учебного плана и примерными учебными программами для общеобразовательных учреждений. Для получения значимой, актуальной информации об изменениях в системе образования использую такие интернет-сайты как: www.38edu.ru, www.iro38.ru, www.school.edu.ru, www.ipkro-38.ru, www.eidos.ru, www.edu.ru .

   Полностью разделяю мнение, что новая школа предъявляет к учителю новые требования. Сегодня школе требуется учитель-исследователь, способный к освоению перспективных, постоянно-развивающихся технологий обучения, умеющий взаимодействовать с различными участниками образовательного процесса. Я строю изучение немецкого языка на базовом уровне и направляю на достижение следующей цели: формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе языковых, лингвострановедческих и социокультурных знаний и навыков, учитывающей разноуровневую подготовку учащихся, создаю условия для становления субъектных качеств за счёт включения учащихся в проектную деятельность. Для достижения поставленной цели организую учебный процесс на принципах обучения в сотрудничестве и решаю следующие задачи:

-дать обучающимся качественное образование по немецкому языку;

-раскрыть интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося, через создание языковой среды, способствующей возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке;

-развивать и укреплять интерес к иностранному языку, используя эффективные педагогические технологии.

  Исходя из поставленных задач, моя деятельность направлена на формирование коммуникативной компетенции, важной функцией которой является установление взаимодействия учеников и учителя, учеников друг с другом, реализующей задачу присвоения обучающимися речевого опыта на новом для них языковой уровне. Трудно не согласиться с тем, что в наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащегося с учебным материалом, а как «особым образом организованное общение или особая разновидность общения» (В.К.Дьяченко). В связи с этим целесообразным в своей деятельности считаю применение технологии «Обучение в сотрудничестве».

      Выступая за подлинное сотрудничество с обучаемыми, я ставлю цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям общения; помогаю ученику осознать не только цель урока, но и пути её достижения; акцентирую внимание учеников на содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания. Разделяю мнение, что основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение с детьми. Для претворения этой идеи в жизнь использую следующие варианты: Student Team Learning (STL, обучение в команде), Jigsaw (пила), Learning (учимся вместе). Ведущий девиз нашей совместной деятельности «Действуем вместе!». Главная идея обучения в сотрудничестве - учится вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

    Стремясь создать атмосферу общения на занятиях, я начинаю его с непринуждённой беседы. Такая беседа переходит в задания урока, учащиеся вовлекаются в беседу, урок эмоционален, атмосфера дружелюбна. Но как не парадоксально, даже в этом случае характер взаимодействия между учителем и учеником ещё не равенство сотрудников. Чтобы достичь равенства между участниками учебного процесса, я использую основные принципы обучения в сотрудничестве Е.С.Полата:   

группы учащихся формирую до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Для полновесного общения состав группы меняю от урока к уроку.

Группе даю одно задание, но при его выполнении предусматриваю распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях могу дать рекомендации).

Оцениваю работу не одного ученика, а всей группы, оцениваю не столько знания, сколько усилия учащихся.

Сама выбираю учащегося группы, который должен отчитываться за задание. Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы.

Предоставляю возможность моим обучающихся выбрать свой способ выполнения задания. И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат.

    В условиях соактивности основными орудиями в моей педагогической деятельности являются просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание.

Результаты, проведенного мною анкетирования, подтверждают, что использование педтехнологии «Обучение в сотрудничестве»:

формирует положительную мотивацию обучения;

активизирует познавательную деятельность учащихся;

обеспечивает благоприятные межличностные отношения, ученик не испытывает страха сделать языковую ошибку, быть не понятым.

     Убеждена, что рост успеваемости по моему предмету повышается за счет использования в работе инновационных педагогических технологий. При внедрении технологии «Обучение в сотрудничестве» качество знаний обучающихся (за три последних года) повысилось на 10%.

    Одной из технологий, обеспечивающей обучение в сотрудничестве, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Третий год работаю над темой самообразования «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности на уроках немецкого языка». Личный практический опыт показывает, что метод проектов развивает у учащихся исследовательскую компетенцию, умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, способствует возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке. Цель выбора обусловлена тем, что уроки иностранного языка – это широкое поле для использования проектных работ разной тематики и характера. Во время проектной деятельности я играю роль равноправного партнера или консультанта, снимая с себя обязанности «главного солиста». Убеждена, что исследовательская деятельность позволяет учителю и ученику вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную, созидательную, творческую деятельность. Опыт работы показывает, что наибольший интерес при изучении иностранного языка представляют проекты, имеющие интерактивный характер, направленный на взаимодействие учащихся. В этот момент речевое общение органично вплетается в интеллектуальный контекст. Использую мини – проекты, рассчитанные на один урок или его часть, и большие проекты, требующие для их выполнения достаточно длительного времени (1-2 месяца, четверть). Практикую индивидуальные и коллективные проекты, такие как: альбом «Разрешите представиться - это я!» или «Автопортрет нашего класса». Ученикам 5,6,7 классов очень понравилась работа над проектами «Мы строим город», «Школа моей мечты», «Защитники окружающей среды», «Мое родное село».

    Старшеклассников привлекаю к работе над исследовательскими проектами, имеющими лингвистическую направленность, например: составление двуязычного словаря пословиц, загадок, фразеологизмов, словарей речевого общения. Конечный продукт проекта имеет у нас «материальное» выражение: коллажи, альбомы, рисунки различной тематики, графики и диаграммы, тексты различного характера, в том числе: словари, сборники стихов, сказок, инсценировки, праздники. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что данная технология позволяет обучать языку как социальному феномену. Благодаря применению проектной технологии (Л.И. Байдуровой, Т.В.Шапошниковой) уровень познавательного интереса возрос на 20% (тест «Тактика исследования»). Свои исследовательские работы и проекты мои ученики представляют на муниципальном уровне. Так, в 2014-2015 учебном году Шубина Снежана, ученица 11класса, стала призером муниципального конкурса исследовательских и проектных работ «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» (тема исследовательского проекта «Христианский праздник Пасха в России и Германии»), Боровикова Екатерина, ученица 8 класса стала призером муниципальной краеведческой конференции «История района в лицах» (проект внеклассного мероприятия, посвященного 85-летию Тулунского района). В 2015-2016 учебном году Ларченко Татьяна, ученица 9 класса, стала призером муниципального конкурса исследовательских и проектных работ «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» (тема исследовательского проекта «Рождество в России и Германии»). В 2016-2017 году Ларченко Татьяна, ученица 10 класса, участвовала в муниципальном конкурсе исследовательских и проектных работ «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» (тема исследовательского проекта «Масленица в России и Германии»). Все эти работы опубликованы на моем личном сайте: http://eborovikova.jimdo.com/ и на сайте школы http://umigan.tulunr.ru/.

    Мои обучающиеся ежегодно принимают участие в олимпиадах по немецкому языку (школьный, муниципальный и всероссийский уровни). Муниципальный уровень: в 2014-20115 уч. году Ларченко Татьяна, ученица 8класса стала призером. 2011- 2012 уч. год – 2 участника. 2015-2016 уч. год - 1 участник. Всероссийский уровень: дистанционный конкурс по немецкому языку Специалистов проект «Эрудит-марафон учащихся», г. Екатеринбург – 4 дипломанта, общероссийская олимпиада по немецкому языку «Олимпус» ООО «ИРШО», г. Калининград - 4 дипломанта. Целесообразность используемых технологий подтверждается следующими результатами: в 2015-2016 учебном году 17% выпускников 9 класса отлично прошли государственную итоговую аттестацию по немецкому языку; в 2014-2015 учебном году проведена промежуточная аттестация по немецкому языку учащихся 5,6,7,8,10классов. Успеваемость составила 100%, качество знаний -73%; Систематически веду диагностику успеваемости и качества знаний.

В 2014-2015 учебном году успеваемость составила -100%, качество -62%;

в 2015-2016 учебном году успеваемость составила -100%, качество -67%;

в 2016-2017 учебном году успеваемость - 100%, качество-72%.

Динамика успеваемости и качества знаний обучающихся по немецкому языку за 2014-2017гг. выражена в диаграмме.


 

Ежегодно в рамках школьной Недели немецкого языка мною разрабатываются и проводятся программы мероприятий и интеллектуально-познавательных игр: «Всезнайка и его компания», «Юные полиглоты», конкурсы: «Знаток немецких слов», «По страницам немецких сказок», викторины, выставки лучших тетрадей и немецких молодежных журналов и мн.др. В рамках Недели немецкого языка более 45% обучающихся принимают активное участие.

В 2014, 2015 годах являлась руководителем преддипломной практики языковой направленности студентов Тулунского педагогического колледжа и Иркутского государственного лингвистического университета.

Особая гордость – учащиеся, которые выбрали для дальнейшего обучения факультеты иностранных языков: в 2016 году выпускница - Шубина Снежана поступили в Иркутский государственный лингвистический университет на факультет иностранного языка. Победы моих выпускников доставляют мне самую большую радость и вызывают чувство гордости.

Свое отношение к повышению уровня профессионального мастерства хочу выразить словами К.С. Станиславского «Каждый день, в который вы не пополните своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас объемом знания – считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

Неотъемлемым  для себя принципом считаю систематическое повышение уровня своей квалификации:

2014г., ГОУВПО ИГЛУ, профессиональная переподготовка по программе «Обучение английскому языку учащихся 2-4 классов», (720ч.);

2015г., ИИПКРО «Предпрофильное и профильное обучение иностранным языкам. Организация работы МО учителей иностранных языков», (72ч.);

2016г., ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» «Вопросы подготовки к ЕГЭ» (36ч.);

2017г., ФГБОУ ВПО «БГУЭП», «Составляющие ИКТ- компетентности в профессиональной деятельности педагогического работника», (72ч.).

За межаттестационный период мной были адаптированы и внедрены программы: элективного курса «Путешествие в Германию», 9класс, спецкурса «Мы дружим с фрау Грамматикой», 7-8 классы. С целью реализации внеклассной и внеурочной деятельности ФГОС начального общего образования разработала рабочую программу по внеурочной деятельности «Волшебная акварель» предметной направленности в 1классе.

Активно принимаю участие в работе районного методического объединения учителей иностранного языка. А в текущем учебном году выступила с докладом перед учителями района по теме «Педагогическая технология: обучение в сотрудничестве на уроках немецкого языка».

Сделать обучение интересным и доступным мне помогает эстетично оформленный кабинет, оборудованный необходимым для работы набором учебно-методических и справочных материалов, таблицами по грамматике немецкого языка, всевозможными дидактическими материалами: карточками, таблицами, тестами, наглядным материалом по страноведению. Для проведения уроков с применением ИКТ есть возможность использовать передвижную мультимедийную установку. Превратить урок в творческую мастерскую учителя, а кабинет иностранного языка - местом для оформления тех мыслей, которые возникли при наблюдении за ходом урока и деятельностью учителя и учащихся - основной принцип моей профессиональной деятельности. Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, распространяю собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

В 2014-2015 учебном году приняла участие и стала дипломантом IX муниципального конкурса «Учитель года- 2015».

В 2016 году была награждена почетной грамотой (1 место) в смотре-конкурсе учебных кабинетов. С удовольствием занимаюсь разработкой нестандартных уроков, так как постоянно убеждаюсь в том, что моим ученикам такие уроки очень нравятся, активизируются речевые возможности, меняется микроклимат при обучении в процессе игры, по-особому блестят глаза ребят. С большим желанием использую уроки- игры, уроки-сказки, уроки-соревнования, уроки- путешествия, уроки- экскурсии и мн.др.

Мой труд был отмечен следующими наградами:

Благодарственное письмо Отдела народного образования администрации Тулунского муниципального района, 2017г.;

Диплом Отдела народного образования администрации Тулунского муниципального района участника IX районного конкурса «Учитель года- 2015».;

Грамота АНО «Центр Развития Молодежи» за организацию дистанционного конкурса по немецкому ЭМУ - Эрудит проекта «Эрудит-марафон учащихся» языку, г. Екатеринбург, 2014 г.;

Диплом ООО «ИРШО» «Олимпус» за организацию сверхпрограммной общероссийской олимпиады по немецкому языку, г. Калининград, 2015г.; Почетная грамота мэра Тулунского муниципального района за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, 2014г.

Мои профессиональные достижения дают ощущение самореализации, личного роста и самоуважения. Я думаю, что слова Станиславского Константина Сергеевича: «Трудное сделайте привычным, привычное -лёгким, лёгкое – приятным» наиболее точно отражают мой взгляд на профессию «учитель».

 

7

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.