Самоанализ урока окружающего мира в 3 классе «Путешествие по Европе»
Самоанализ урока окружающий мир в 3 классе УМК "Школа России"
Информация о классе
В классе обучается 4 человека: 3 мальчика и 1 девочка. У большинства детей сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Дети в классе умеют слушать и понимать учителя и друг друга. Дети любознательные и в меру общительные. У ребят развиты навыки учебного труда. Они добросовестно относятся к дежурству в классе, поручениям, самообслуживанию, бережно сохраняют учебники, принимают посильное участие в общественно- полезном труде, понимают ценность труда. В целом, класс характеризуется взаимопониманием, поддержкой и уважением. Дети адекватно реагируют на замечания учителя, дисциплина в классе хорошая. Отношение учителя к ученикам доверительное, построенные на понимании, уважении и помощи. Участвуют в жизни класса, принимаю участие в конкурсах.
Анализ успеваемости и качества знаний, обучающихся показал, что все обучающиеся справляются с учебной программой. По развитию дети в классе неодинаковые. Из ребят можно выделить более активных, способных: Денисова Анна. Она быстро усваивают учебный материал, усидчивы, обладают хорошей памятью, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, проявляет активный познавательный интерес и ответственное отношение к учёбе проявляет. У мальчиков пока наблюдается средний допустимый уровень. Класс активно участвует во многих школьных конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях.
При планировании урока я опиралась на базовые знания, которыми должны владеть ребята: это таблица умножения, знание состава трехзначных чисел из однозначных.
Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Тема: «Путешествие по Европе»
Урок был проведён по УМК А. А. Плешакова «Школа России»
Цель: обобщить и закрепить знания о странах Европы.
Структура урока:
Организационный момент
Целеполагание. Мотивация учащихся
Актуализация знаний
Обобщение и систематизация знаний
Физкультминутка
Работа по теме урока
Работа в паре, по карточкам
Применение знаний и умений
Подведение итогов. Рефлексия
Домашнее задание.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные: развитие интереса к учебной деятельности, навыки сотрудничества при работе в группе, уважение к собеседнику, осознание необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
Предметные: учащиеся научатся находить страны Европы, приводить примеры достопримечательностей этих стран, узнавать страны по определенным признакам, закрепят знания по пройденном материалу;
Метапредметные: Познавательные УУД: научатся анализировать объекты окружающего мира, таблицы, рисунки с выделением отличительных признаков, выделять существенную информацию из литературы разных типов, проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении заданий;
Регулятивные УУД: начнут понимать учебную задачу, планировать свое высказывание и действия в течение урока, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Коммуникативные УУД: слушать партнера по общению и деятельности, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.
В уроке я отразила универсальные учебные действия. Цель урока привязана к задачам и «планируемым результатам». Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников. На уроке такого типа используются следующие методы обучения:
по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися);
практические (работа с карточками)
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем.
Образовательные технологии:
Наиболее продуктивными считаю:
• Игровые формы;
• Организация парной и индивидуальной работы;
• Организация самостоятельной деятельности учащихся;
• Создание проблемных ситуаций и их анализ;
Игровая технология
• Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.
Урок я провела в середине 4 четверти. Комбинированный урок, в нем могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания. Содержание урока полностью соответствовало программе, возрастным особенностям. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность, поэтому доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий- помог каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную деятельность выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Урок-закрепления прошел в виде путешествия по странам. С помощью интересных и увлекательных заданий ученики вспомнили и обобщили пройденный материал. Применялись задания, направленные именно на развитие детей и использование знаний по теме в дальнейшей жизни учащихся. При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная работа, работа в паре, работа по карточкам и презентация, как компьютерная поддержка. На уроке были реализованы принцип наглядности (использование презентации, карточки). Присутствовал еще один момент - межпредметная связь (окружающий мир – русский язык- ученики работали со словами, составляли предложения). На уроке применялись здоровье сберегающие технологии (физ минутка была связана с предметом). Подведении итогов и рефлексии был проведен с применением метода «продолжи фразу»: назвать фразу, соответствующий настроению на уроке-путешествие и проверка эмоционального состояния. Урок был очень динамичный, один вид деятельности сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны, в основном они отвечали полными, осознанными ответами. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. В целом урок можно считать положительным. Таким образом, цель урока достигнута.
Моменты, над которыми нужно ещё поработать. Целесообразно было поработать с картой для более наглядного путешествия; обозначить поэтапный план урока-для более точного выполнения упражнений. А также важно соблюдать временные рамки урока.