12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хабарова Галина Викторовна
Аккаунт удалён

 

План-конспектурока окружающего мирав 3 ж классе

УМК «Перспектива»

Составитель: учитель начальных классовХабарова Галина Викторовна

Тема: «Путешествие к Пушкину»

Тип урока: комбинированный

 

 

Цель урока: познакомить с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С.Пушкина.

Оборудование:

У учителя: портрет А.С.Пушкина, запись музыкальных произведений, выставка книг, выставка детских рисунков, мультимедийное оборудование, презентация «Родословная А.С.Пушкина».

У учащихся: Окружающий мир. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Учебник.

3 класс. УМК «Перспектива».

Окружающий мир. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Рабочая тетрадь. 3 класс. УМК «Перспектива».

Цветные карандаши.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

иметь общее представление об истории рода А.С.Пушкина;

знать одно-два стихотворения или отрывок из сказок А.С.Пушкина;

выразительно читать выбранные стихотворения;

характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках рода Пушкиных по линии отца и матери.

Метапредметные результаты:

творчески иллюстрировать стихотворения и сказки А.С.Пушкина;

сравнивать портреты предков и потомков А.С.Пушкина, находить в них общие родовые черты;

выбирать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершенном родным человеком;

оформлять данный документ, реликвию для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье;

рассказывать о том, как продолжаются добрые дела в семье;

Личностные результаты:

проявлять интерес к изучению связей между предками и потомками в своей семье;

оценивать связь между разными поколениями, основанную не только на кровном родстве, но и на духовном родстве.

 

 

 

 

 

Этап урока

 

 

 

Содержание учебного процесса

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности.

(Мотивация учебной деятельности учащихся)

 

Учитель здоровается с детьми и предлагает прочитать стихотворения А. С. Пушкина«Гонимы вешними лучами…», выученные детьми заранее, включает музыкальный фон.

- Вы, наверное, уже догадались, какова тема нашего урока? Попробуем сформулировать ее точнее. А в этом нам поможет материал пройденных уроков.

 

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие,

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Чтение стихотворения наизусть

Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2

Актуализация знаний и умений

 

- Вспомните тему «Родословное древо». Какими способами можно составлять родословное древо?

- Какова же тема нашего урока? Сформулируйте сами.

- Сегодня на уроке мы будем учиться составлять родословное древо семейства А.С.Пушкина, продвигаясь от древности к более близким временам.

СЛАЙДЫ № 1-2

 

проводит параллель с ранее изученным материалом.

подводит к теме предстоящего урока,

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Высказывают свои предположения,

называют способы составления родословного древа

( «Восхождение к предкам», «Нисхождение к потомкам»)

Формулируют тему урока

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3

Усвоение новых знаний и способов действий

 

-Прочитайте высказывание А.С.Пушкина. Как вы его понимаете?

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»

Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского.

Перед вами родословное древо рода Пушкиных, составленное около века тому назад.

- О чем может рассказать родословное древо? ( Родословное древо рассказывает историю семьи, рода, за несколько десятилетий и даже столетий.Т.е. «Неразрывная связь поколений».)

- Мы сегодня пойдем от предков и дойдем до потомков, то есть воспользуемся способом составления древа «Нисхождение к потомкам»

 

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Читают высказывание

 

Высказывают свои предположения

Сравнивают

Анализируют

 

Познавательные:уметь проводить сравнение

 

Коммуникативные:уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4

Физкультминутка

 

Движения под музыку «Полет шмеля»

 

 

 

5

Первичная проверка понимания.

 

- Откройте учебники на с.84-85.

- Сегодня наша работа с учебником, Интернет-ресурсами, дополнительной литературой будет напоминать труд архивных работников, собирающих по частицам из разных документов полные истории семей, людей, событий. Результаты нашего исследования мы занесем в рабочую тетрадь.

Чтение текста на с. 84

Сообщение ученика летописных сведений о предках поэта

 

- А вот и слова самого А.С.Пушкина о родоначальнике, которого он называет Рачей:

Мой предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил;

Его потомство гнев венчанный,

Иван IV пощадил.

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин.

- Это совершенная правда. Предки А.С.Пушкина упоминаются в описании царствований нескольких правителей России. А вот откуда пошла фамилия Пушкины?

Чтение 1-го абзаца текста на с.85

СЛАЙДЫ № 3- 4

- Теперь проследим историю рода по линии матери.

Чтение 2-го абзаца текста на с. 85

Сообщение ученика о А.П.Ганнибале

 

СЛАЙД № 5

СЛАЙДЫ № 6-9

Родители поэта, сообщение учащегося

 

Н.Н.Гончарова. Региональный компонент: связь А.С.Пушкина с Тамбовским краем.

Кариан, Кариан-Строганово, Кариан-Загряжское (прежнее название — Загрядчина) — историческая усадьба в посёлке Знаменка, Знаменского района Тамбовской области. Возникла в начале XVIII века. В 1812 году в Кариане родилась Наталья Гончарова. Гончаровы жили в Кариане до августа 1813 года.

СЛАЙДЫ № 10- 11

- На этом не заканчивается история рода Пушкиных. У А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой было четверо детей: СЛАЙД № 12

Мария (СЛАЙД № 13), Александр (СЛАЙД № 14), Григорий (СЛАЙД № 15), Наталья (Слайд № 16).

- Рассмотрите портреты предков и потомков А.С.Пушкина. Постарайтесь увидеть в их лицах общие родовые черты.

- Назовите основные ветви родословной А.С.Пушкина.

- СЛАЙД № 17 Родословная А.С.Пушкина.

 

Рассказывает материал темы

Слушает сообщения

 

Читают текст

Анализируют прочитанное

Читают сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

извлечение

из текста необходимой

информации;

умение пользоваться материалом для составления родословной;

освоение приёмов поиска нужной информа­ции; знакомство с культурно-историческим наследи­ем России

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль

6

 

Обобщение и систематизация знаний.

 

-А теперь занесем результаты нашего исследования в рабочую тетрадь.

с.56 № 1

Работа в парах: с. 56 № 2

- А сейчас я предлагаю вам посетить родовые земли А.С.Пушкина на Псковщине.

Михайловское СЛАЙД № 18 - 19

Чтение текста на с.86

- По воспоминаниям современников, бабушка поэта «больше всех его любила, но журила порядком». В честь бабушки, Марии Алексеевны, с пожеланием быть похожей на нее, первой дочери А.С.Пушкина было дано имя Мария. Полагают, что уважительное отношение к собственной родословной в поэте пробудила именно бабушка, Мария Алексеевна.

Святогорский монастырь. Могила А.С.Пушкина.

СЛАЙД № 20 -21

Потомки А.С. Пушкина: у Александра Сергеевича и Натальи Николаевны родилось четверо детей, 19 внуков, 37 правнуков и 45 праправнуков. Всего за семь поколений потомками этой супружеской четы являются 312 человек. Многих из них уже нет на свете, а другие живут в самых разных странах мира.

СЛАЙДЫ № 22- 23

А еще, думается, духовными потомками А.С.Пушкина могут считать себя все люди, которые знают и любят его творчество.

Указом Президента Российской Федерации 6 июня, в день рождения поэта, мы празднуем День русского языка – языка, который объединяет все народы России.

 

 

Даёт задание, проводит инструктаж,

организует самопроверку.

Осуществляет индивидуальный контроль

 

Находят в тексте информацию по данному заданию. Выполняют работу втетрадях в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника.

Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре,.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости.

 

7

Контроль и самопроверка знаний.

 

Игра «Пазлы» в электронном приложении к учебнику «Окружающий мир» по теме: «Путешествие к Пушкину».

В печатном варианте работа с пазлами в парах

 

Даёт задание, проводит инструктаж,

организует самопроверку.

Осуществляет индивидуальный контроль

 

Выполняют задание

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

 

8

Выводы и обобщения по уроку:

 

- От кого, по семейным преданиям, ведет начало род Пушкиных по линии отца А.С.Пушкина?

- Как зовут, по летописным сведениям, родоначальника поколений Пушкиных?

- Как звали прадеда А.С.Пушкина по материнской линии?

- Где находятся родовые земли Пушкиных по отцовской и материнской линиям?

- Почему все, кто знает и любит творчество А.С.Пушкина, могут считать себя его духовными потомками?

Звучит Музыка Г. Свиридова «Романс» («Метель»).

«Солнце русской поэзии закатилось» - написал Василий Жуковский, его учитель и наставник.

Но А.С. Пушкин остался в сердцах своих современников, его творчество тронуло и осталось глубоко и в наших сердцах. Творчество гения русской литературы является достоянием не только русского народа, но и достоянием великого Всемирного наследия, которое мы должны знать, помнить, прославлять и оберегать, как историческую и духовную ценность. Все мы, являемся духовными наследниками великого гения русской классической литературы.

 

О других достояниях Всемирного наследия мы узнаем на следующих уроках окружающего мира.

 

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

9

Рефлексия

- Сегодня на уроке:

Я узнал …

Мне понравилось …

Я бы хотел …

Новые знания мне пригодятся …

 

Делают самооценку своей деятельности на уроке

Отмечают основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

 

10

Домашнее задание

1)Творческое задание: «Гордость нашей семьи», вам нужно будет приготовить доклад , о предках, которыми, по вашему мнению можно гордиться.

Или

2) «Семейные реликвии» принести, показать и рассказать о какой-нибудь семейной реликвии.

3) задание № 3 на с. 57 в рабочей тетради

(выполнить совместно с родителями).

 

Дает комментарий к выполнению домашнего задания

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

 


 


 

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Соколова Елена Борисовна, 31.03.21 в 18:49 0Ответить Пожаловаться
Плагитат: https://infourok.ru/urok-okruzhayuschego-mira-v-klasse-po-teme-rodoslovnaya-as-pushkina-488556.html
И это уже не первая такая публикация автора сегодня!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.