Урок окружающего мира «Путешествие к Пушкину» (3 класс)
План-конспектурока окружающего мирав 3 ж классе
УМК «Перспектива»
Составитель: учитель начальных классовХабарова Галина Викторовна
Тема: «Путешествие к Пушкину»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С.Пушкина.
Оборудование:
У учителя: портрет А.С.Пушкина, запись музыкальных произведений, выставка книг, выставка детских рисунков, мультимедийное оборудование, презентация «Родословная А.С.Пушкина».
У учащихся: Окружающий мир. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Учебник.
3 класс. УМК «Перспектива».
Окружающий мир. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Рабочая тетрадь. 3 класс. УМК «Перспектива».
Цветные карандаши.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
иметь общее представление об истории рода А.С.Пушкина;
знать одно-два стихотворения или отрывок из сказок А.С.Пушкина;
выразительно читать выбранные стихотворения;
характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках рода Пушкиных по линии отца и матери.
Метапредметные результаты:
творчески иллюстрировать стихотворения и сказки А.С.Пушкина;
сравнивать портреты предков и потомков А.С.Пушкина, находить в них общие родовые черты;
выбирать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершенном родным человеком;
оформлять данный документ, реликвию для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье;
рассказывать о том, как продолжаются добрые дела в семье;
Личностные результаты:
проявлять интерес к изучению связей между предками и потомками в своей семье;
оценивать связь между разными поколениями, основанную не только на кровном родстве, но и на духовном родстве.
№ |
Этап урока
|
Содержание учебного процесса |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1 |
Самоопределение к деятельности. (Мотивация учебной деятельности учащихся)
|
Учитель здоровается с детьми и предлагает прочитать стихотворения А. С. Пушкина«Гонимы вешними лучами…», выученные детьми заранее, включает музыкальный фон. - Вы, наверное, уже догадались, какова тема нашего урока? Попробуем сформулировать ее точнее. А в этом нам поможет материал пройденных уроков.
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, Мотивирует учащихся на работу. |
Приветствуют учителя. Чтение стихотворения наизусть |
Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2 |
Актуализация знаний и умений
|
- Вспомните тему «Родословное древо». Какими способами можно составлять родословное древо? - Какова же тема нашего урока? Сформулируйте сами. - Сегодня на уроке мы будем учиться составлять родословное древо семейства А.С.Пушкина, продвигаясь от древности к более близким временам. СЛАЙДЫ № 1-2
|
проводит параллель с ранее изученным материалом. подводит к теме предстоящего урока, Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. |
Высказывают свои предположения, называют способы составления родословного древа ( «Восхождение к предкам», «Нисхождение к потомкам») Формулируют тему урока |
Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
3 |
Усвоение новых знаний и способов действий
|
-Прочитайте высказывание А.С.Пушкина. Как вы его понимаете? «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского. Перед вами родословное древо рода Пушкиных, составленное около века тому назад. - О чем может рассказать родословное древо? ( Родословное древо рассказывает историю семьи, рода, за несколько десятилетий и даже столетий.Т.е. «Неразрывная связь поколений».) - Мы сегодня пойдем от предков и дойдем до потомков, то есть воспользуемся способом составления древа «Нисхождение к потомкам»
|
Организует беседу, помогает сделать вывод. |
Читают высказывание
Высказывают свои предположения Сравнивают Анализируют
|
Познавательные:уметь проводить сравнение
Коммуникативные:уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
4 |
Физкультминутка
|
Движения под музыку «Полет шмеля» |
|
|
|
5 |
Первичная проверка понимания.
|
- Откройте учебники на с.84-85. - Сегодня наша работа с учебником, Интернет-ресурсами, дополнительной литературой будет напоминать труд архивных работников, собирающих по частицам из разных документов полные истории семей, людей, событий. Результаты нашего исследования мы занесем в рабочую тетрадь. Чтение текста на с. 84 Сообщение ученика летописных сведений о предках поэта
- А вот и слова самого А.С.Пушкина о родоначальнике, которого он называет Рачей: Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служил; Его потомство гнев венчанный, Иван IV пощадил. Водились Пушкины с царями; Из них был славен не один, Когда тягался с поляками Нижегородский мещанин. - Это совершенная правда. Предки А.С.Пушкина упоминаются в описании царствований нескольких правителей России. А вот откуда пошла фамилия Пушкины? Чтение 1-го абзаца текста на с.85 СЛАЙДЫ № 3- 4 - Теперь проследим историю рода по линии матери. Чтение 2-го абзаца текста на с. 85 Сообщение ученика о А.П.Ганнибале
СЛАЙД № 5 СЛАЙДЫ № 6-9 Родители поэта, сообщение учащегося
Н.Н.Гончарова. Региональный компонент: связь А.С.Пушкина с Тамбовским краем. Кариан, Кариан-Строганово, Кариан-Загряжское (прежнее название — Загрядчина) — историческая усадьба в посёлке Знаменка, Знаменского района Тамбовской области. Возникла в начале XVIII века. В 1812 году в Кариане родилась Наталья Гончарова. Гончаровы жили в Кариане до августа 1813 года. СЛАЙДЫ № 10- 11 - На этом не заканчивается история рода Пушкиных. У А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой было четверо детей: СЛАЙД № 12 Мария (СЛАЙД № 13), Александр (СЛАЙД № 14), Григорий (СЛАЙД № 15), Наталья (Слайд № 16). - Рассмотрите портреты предков и потомков А.С.Пушкина. Постарайтесь увидеть в их лицах общие родовые черты. - Назовите основные ветви родословной А.С.Пушкина. - СЛАЙД № 17 Родословная А.С.Пушкина.
|
Рассказывает материал темы Слушает сообщения |
Читают текст Анализируют прочитанное Читают сообщения
|
Познавательные: извлечение из текста необходимой информации; умение пользоваться материалом для составления родословной; освоение приёмов поиска нужной информации; знакомство с культурно-историческим наследием России Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль |
6 |
Обобщение и систематизация знаний.
|
-А теперь занесем результаты нашего исследования в рабочую тетрадь. с.56 № 1 Работа в парах: с. 56 № 2 - А сейчас я предлагаю вам посетить родовые земли А.С.Пушкина на Псковщине. Михайловское СЛАЙД № 18 - 19 Чтение текста на с.86 - По воспоминаниям современников, бабушка поэта «больше всех его любила, но журила порядком». В честь бабушки, Марии Алексеевны, с пожеланием быть похожей на нее, первой дочери А.С.Пушкина было дано имя Мария. Полагают, что уважительное отношение к собственной родословной в поэте пробудила именно бабушка, Мария Алексеевна. Святогорский монастырь. Могила А.С.Пушкина. СЛАЙД № 20 -21 Потомки А.С. Пушкина: у Александра Сергеевича и Натальи Николаевны родилось четверо детей, 19 внуков, 37 правнуков и 45 праправнуков. Всего за семь поколений потомками этой супружеской четы являются 312 человек. Многих из них уже нет на свете, а другие живут в самых разных странах мира. СЛАЙДЫ № 22- 23 А еще, думается, духовными потомками А.С.Пушкина могут считать себя все люди, которые знают и любят его творчество. Указом Президента Российской Федерации 6 июня, в день рождения поэта, мы празднуем День русского языка – языка, который объединяет все народы России.
|
Даёт задание, проводит инструктаж, организует самопроверку. Осуществляет индивидуальный контроль
|
Находят в тексте информацию по данному заданию. Выполняют работу втетрадях в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре,. |
Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости.
|
7 |
Контроль и самопроверка знаний.
|
Игра «Пазлы» в электронном приложении к учебнику «Окружающий мир» по теме: «Путешествие к Пушкину». В печатном варианте работа с пазлами в парах
|
Даёт задание, проводит инструктаж, организует самопроверку. Осуществляет индивидуальный контроль
|
Выполняют задание |
Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
|
8 |
Выводы и обобщения по уроку:
|
- От кого, по семейным преданиям, ведет начало род Пушкиных по линии отца А.С.Пушкина? - Как зовут, по летописным сведениям, родоначальника поколений Пушкиных? - Как звали прадеда А.С.Пушкина по материнской линии? - Где находятся родовые земли Пушкиных по отцовской и материнской линиям? - Почему все, кто знает и любит творчество А.С.Пушкина, могут считать себя его духовными потомками? Звучит Музыка Г. Свиридова «Романс» («Метель»). «Солнце русской поэзии закатилось» - написал Василий Жуковский, его учитель и наставник. Но А.С. Пушкин остался в сердцах своих современников, его творчество тронуло и осталось глубоко и в наших сердцах. Творчество гения русской литературы является достоянием не только русского народа, но и достоянием великого Всемирного наследия, которое мы должны знать, помнить, прославлять и оберегать, как историческую и духовную ценность. Все мы, являемся духовными наследниками великого гения русской классической литературы.
О других достояниях Всемирного наследия мы узнаем на следующих уроках окружающего мира.
|
Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Организует рефлексию. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности.
|
Отвечают на вопросы учителя. |
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
9 |
Рефлексия |
- Сегодня на уроке: Я узнал … Мне понравилось … Я бы хотел … Новые знания мне пригодятся …
|
Делают самооценку своей деятельности на уроке Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
|
||
10 |
Домашнее задание |
1)Творческое задание: «Гордость нашей семьи», вам нужно будет приготовить доклад , о предках, которыми, по вашему мнению можно гордиться. Или 2) «Семейные реликвии» принести, показать и рассказать о какой-нибудь семейной реликвии. 3) задание № 3 на с. 57 в рабочей тетради (выполнить совместно с родителями).
|
Дает комментарий к выполнению домашнего задания |
Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. |
|
Соколова Елена Борисовна