Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3»
Самоанализ
Урока русского языка в 9 классе «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3»
Тип урока: урок развития речи
Цели:
Выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;
Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 15.3, знать структуру сочинения и уметь написать текст по выбранной теме.
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как умение дружить, сопереживать, прощать;
Воспитывать языковое чутьё, бережное отношение к языку; воспитывать интерес к русской литературе; прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, индивидуальная работа, парная работа, самостоятельная работа.
Средства обучения: компьютер, презентация, тексты.
Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.
Одними из важнейших навыков современного ученика должны стать умение грамотно формулировать свои мысли, способность к критическому осмыслению полученной информации. Именно эти навыки я стараюсь привить ученикам своего класса. На уроке русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3» я старалась акцентировать основное внимание на развитии у обучающихся критического мышления, умении обучающихся анализировать полученную информацию, обобщать, делать выводы. При планировании урока мною были учтены возрастные особенности обучающихся.
В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно.
Цели и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.
На мой взгляд, выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.
После актуализации знаний о композиции сочинения-рассуждения, используя материал урока, обучающиеся приступили к написанию сочинения.
Работа велась поэтапно. Сначала обучающиеся поработали с тезисом и комментарием. Затем приступили к поиску аргументов в тексте.
В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом. Выводы не формулировались мною, а являлись результатом деятельности самих обучающихся. С помощью вопросов к уроку проведена рефлексия, тем самым обучающиеся были направлены на обратную связь.
Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.
Также на уроке применялись методы обучения: наглядный, частично-поисковый.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
Домашнее задание к данному уроку – полностью соответствует проделанной работе.
Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально, оно было просчитано заранее и позволило выполнить запланированные задания.
Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы обучающихся умело сочеталось с другими видами деятельности. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.
В ходе занятия я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала обучающихся, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности.
На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы», «Я совершенно с вами согласна», что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.
На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с обучающимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей.
Проанализировав занятие, можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживалась взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Недочёты в работе:
Ввиду ограниченных временных рамок урока мною не была рассмотрена заключительная часть сочинения. Именно с этой части я начну свой следующий урок в данном классе.