12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Скрипай Альбина Андреевна54
Россия, Московская обл., Можайск
1

Конспект урока «Комплексная работа с текстом: подготовка к написанию сочинения-рассуждения в ОГЭ» (9 класс)

Урок в 9 классе «Комплексная работа с текстом: подготовка к написанию сочинения-рассуждения в ОГЭ». (По произведению Антуана де Сент-Экзюпери)

(задания 2 - 14).

 Задание 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лис просит, чтобы Маленький принц приручил его?»

1) Лис хочет узнать у Маленького принца, как живут на другой планете.

2) Лис не хочет, чтобы Маленький принц, как и другие люди, охотился на него с целью убить.

3) Лис хочет, чтобы у него появился настоящий друг.

4) Лис говорит это, чтобы отвлечь Маленького принца от грустных мыслей.

Задание 3. Укажите предложение, в котором отсутствует такое средство выразительности, как фразеологизм.

1) Я во что бы то ни стало хочу найти людей, - сказал Маленький принц.

2) Вот тут-то и бесшумно, откуда ни возьмись, появился Лис.

3) Оно означает: создать узы.

4) Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу: ты будешь для меня единственный на всём белом свете.

Задание 4. Из предложений 74-81 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением «приближения».

Задание 5. Из предложений 3-14 выпишите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н».

Задание 6. Замените книжное слово «ибо» (предложение 61) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Задание 7. Замените словосочетание «сказал с удивлением» (предложение 38), построенного на основе управления, синонимичным ему словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 8. Выпишите грамматическую основу предложения 57.

Задание 9. Среди предложений 49-57 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

Задание 10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

- Я,(1) кажется,(2) начинаю понимать тебя,(3) Лис,(4) - сказал Маленький принц, — Есть одна роза.,. Наверное,(5) она меня приручила...

Задание 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 80. Ответ запишите цифрами.

Задание 12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Вот,(1) например,(2) если ты будешь приходить в четыре часа,(3) я уже с трёх часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу,(4) тем счастливей. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! Если ты приходишь всякий раз в другое время, (5) я не знаю, (6) к какому часу готовить свое сердце.

Задание 13. Среди предложений 56-62 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Задание 14. Среди предложений 49-55 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

15.2. Сочинение-рассуждение, связанное с объяснением понимания смысла ключевого фрагмента исходного текста.

Объясните свое понимание смысла предложения: «Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.

15.3. Сочинение-рассуждение, связанное с объяснением значения того или иного слова.

Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих рассуждения (один из текста, второй из жизненного опыта).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Текст для написания сочинения в задании № 15 ОГЭ

 

(1) Вот тут-то и бесшумно, откуда ни возьмись появился Лис.

- (2) 3дравствуй, - сказал он.

- (3) Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.

- (4) Я здесь, - послышался голос. - (5) Под яблоней...

- (6) Кто ты? - спросил Маленький принц. - (7) Какой ты красивый!

- (8) Я - Лис, - сказал Лис.

- (9) Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - (10) Мне так грустно...

- (11) Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - (12) Я и мои сородичи не приручены.

- (13) Ах, извини, - сказал Маленький принц.

(14) Но, подумав, спросил:

- (15) А как это - приручить?

- (16) Ты не здешний, - заметил Лис. - (17) Что ты здесь ищешь?

- (18) Я во что бы то ни стало хочу найти людей, - сказал Маленький принц. - (19) А как это - приручить?

- (20) У людей есть ружья, и они ходят на охоту. (21) Это очень неудобно! (22) И ещё они разводят кур. (23) Только этим они и хороши. (24) Ты ищешь кур?

- (25) Нет, - сказал Маленький принц. - (26) Я ищу друзей. (27) А как это - приручить?

- (28) Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - (29) Оно означает: создать узы.

- (30) Узы?

- (31) Вот именно, - сказал Лис. - (32) Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (33) И ты мне не нужен. (34) И я тебе тоже не нужен. (35) Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (36) Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу: ты будешь для меня единственный на всём белом свете. (37) И я буду для тебя один во всём мире...

- (38) Я, кажется, начинаю понимать тебя, Лис, - сказал Маленький принц с удивлением. - (39) Есть одна роза... (40) Наверное, она меня приручила...

- (41) Очень возможно, - согласился Лис. - (42) На Земле чего только не бывает.

- (43) Это было не на Земле, - сказал Маленький принц.

(44) Лис очень удивился:

- (45) На другой планете?

- (46) А куры там есть?

- (47) Нет.

- (48) Нет в мире совершенства! - вздохнул Лис.

(49) Но потом он вновь заговорил о том же:

- (50) Скучная у меня жизнь: я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. (51) Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. (52) И живётся мне скучновато. (53) Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится: твои шаги, шаги друга, я буду различать среди тысяч других. (54) 3аслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (55) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища...

(56) Лис замолчал, пристально разглядывая Маленького принца, и потом сказал:

- (57) Принц, пожалуйста, попробуй меня приручить!

- (58) Я бы рад, но у меня так мало времени: мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.

- (59) Узнать можно только те вещи, которые приручишь и которые тебе по душе. (60) У людей уже не хватает времени что-либо узнавать, так что они покупают вещи готовыми в магазинах. (61) Люди больше не имеют друзей, ибо нет таких магазинов, где торговали бы друзьями. (62) Если хочешь, приручи меня, чтобы у тебя появился настоящий друг.

- (63) А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.

- (64) Надо запастись терпеньем, - подсказал Лис. - (65) Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. (66) Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи: слова только мешают понимать друг друга. (67) Но с каждым днём садись немножко ближе...

(68) Назавтра Маленький принц вновь пришёл на то же место.

- (69) Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - (70) Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трёх часов почувствую себя счастливым. (71) И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. (72) В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. (73) Я узнаю цену счастью! (74) Если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить своё сердце

(75) Маленький принц приручил Лиса, и вот настал час прощанья.

- (76) Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.

- (77) Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - (78) Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам возжелал, чтобы я тебя приручил...

- (79) Прощай, - сказал Лис. - (80) Вот мой секрет, который очень прост: зорко одно лишь сердце. (81) Самого главного глазами не увидишь.

- (82) Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить услышанное.

- (83) Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.

- (84) Потому что я отдавал ей все свои дни... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

- (85) Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (86) Ты в ответе за твою розу.

- (87) Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.