Конспект урока «Обучение написанию сочинения-рассуждения» (9 класс)

2
0
Материал опубликован 3 November 2021

Конспект урока

Обучение написанию сочинения-рассуждения

Русский язык, 9 класс

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: расширить представление учащихся об особенностях рассуждения; развивать навыки написания текста данного типа; выстроить алгоритм работы над сочинением

Задачи урока:

образовательные:

1)  развивать     умение     подчинять     своё     сочинение определённой (основной) мысли;

2)  развивать   умение   собирать   и   систематизировать материал для сочинения;

3) развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;

воспитательные:  

1) прививать любовь к классической литературе; 

2) воспитывать нравственные качества личности;

развивающие:       

1) развивать речевую культуру учеников;

2) развивать умение интерпретировать текст, выявлять смысл ключевого фрагмента текста, всего текста в целом;

Оборудование   урока: учебники, рабочие тетради, доска, таблицы, 

Ход урока

1. Организационный. Этап постановки целей урока и мотивации.

- Здравствуйте, садитесь.

- Исходя из высказываний известных лингвистов, определите тему нашего урока:

«Чтобы научиться писать, надо писать» - Д.С.Лихачёв

«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» - В. Литвинов

- Какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы написать сочинение – рассуждение?

- Как вы считаете, пригодится ли этот урок вам в дальнейшем?

Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания? Начитанность. Почему? И второе важное условие – умение проникать в смысл читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приемами анализа текста.

Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение-рассуждение в формате задания 9.2 и 9.3 ОГЭ по русскому языку.

Запишите тему урока: Сочинение – рассуждение.

Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: -Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: — Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее,мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

«Память о человеке, которого мы любили, не меркнет с годами. И память об истинном друге — тоже». Чарльз Перси Сноу

«Это очень печально, когда забывают друзей…». Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

«Истинная дружба — медленно растущее дерево; она должна претерпеть потрясения от несчастий, прежде чем заслужить свое название». Джордж Вашингтон

О чем идет речь в этой притче и в этих высказываниях? А какие высказывания и произведения о дружбе вы знаете?

II. Актуализация имеющихся знаний.

- Сочинение – рассуждение – самый сложный вид творческой работы.

- Перед тем, как приступить к объяснению написания сочинения, рассмотрим критерии оценивания этого вида работы. Посмотрите на свои карточки, на слайде есть тоже.

(Просмотр и обсуждение критериев оценивания).

 

- Исходя из памятки, характеристики критериев оценивания сочинения-рассуждения и схемы сочинения-рассуждения, составим ПЛАН сочинения-рассуждения.

 

Запишите композицию сочинения:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней)

2. Аргументация:

    а) аргумент-пример №1;

    б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

III. Знакомство с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, средств выразительности.

 

- Начнём работу с чтения текста, на основе которого напишем сочинение-рассуждение. Он находится у вас на столах (читает текст один из учеников)

 

О ДРУЖБЕ

Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чем держится? Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. Иногда один берёт взаймы, а другой дает взаймы — и оба считают себя «друзьями». «Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества. Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху. Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба... Если бы только знать, как она завязывается и возникает... Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её... На свете есть только одна единственная сила, способная преодолеть одиночество человека; эта сила есть любовь. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать ее вихрю; это есть духовная жизнь. (По И. Ильину)

IV. Аналитическая работа с текстом.
- О чем этот текст? Как бы вы определили его тему?
Какая из проблем не рассматривается в тексте?

Проблема отношения автора к современной дружбе.

Б)    Проблема истинных жизненных ценностей.

Обсудите в паре каждую из этих проблем
А теперь попробуйте привести аргументы к каждой проблеме. В каком еще произведении мы встречались с этими проблемами?

Создайте группы – каждая группа обсудит структуру и напишет сочинение по одной из этих проблем.

 

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба... Если бы только знать, как она завязывается и возникает... Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её... На свете есть только одна единственная сила, способная преодолеть одиночество человека; эта сила есть любовь. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать ее вихрю; это есть духовная жизнь».

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

3. Как Вы понимаете значение словосочетания ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


 

VI. Отбор материала для сочинения из художественных произведений

Учитель: Дружба окрыляет, придаёт силы, вдохновляет. 
Многие писатели, поэты, композиторы, художники создали замечательные произведения о дружбе. 

Проверка домашнего задания.

Вы по группам и индивидуально получили домашнее задание-это подборка литературных произведений на эту тему, афоризмы и цитаты, пословицы, стихотворение

- Какие литературные произведения на эту тему вы подобрали? (пересказ эпизодов)

- Афоризмы и цитаты, пословицы. Стихотворение д\з

2. Знакомство с пословицами о маме

Учитель: О дружбе сложено много пословиц. Посмотрите на экран. Можно ли в таком виде использовать эти пословицы в сочинении?

Дружба дружбой, а служба службой. Не люби друга потаковщика, люби встречника. Будь друг, да не будь в убыток. Дружно за мир стоять – войне не бывать. С кем поведешься, от того и наберешься. Для милого дружка и сережку из ушка. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать. Все за одного, один за всех.

Аргументация сочинения. Работа осуществляется в парах.

Подберите аргументы из литературы

Выберите афоризмы, пословицы

После по одному-два представителя озвучивают свои варианты.

Аргумент из жизни

 

VIII. Создание атмосферы взаимопонимания

- Какой вариант вступления, по – вашему мнению, является самым подходя-щим к данному тексту?
* через вопрос темы;
* собственное мнение автора сочинения-рассуждения;
* лирическое размышление.

 

На экране возможные варианты вступления


- Как, на ваш взгляд, можно завершить творческую работу по тексту Ильина?
* выразить надежду на то, что для настоящей дружбы не существует препятствий.

 

IX. Сочинение о маме (письменная работа) под музыку (Плужников и Билан «Мама»)

Учитель: Используя шаблоны, напишите сочинение-рассуждение по группам 9.2 или 9.3

Группа 1 выполняет задание 9.2

Группа 2 – 9.3

Проверка.


X.Анализ сочинений

Учитель: Кто хочет поделиться с нами своими самыми сокровенными мыслями и прочитать свою работу? Тем, кому понравится сочинение вашего одноклассника, тот может выразить свое одобрение аплодисментами.

(Учащиеся по желанию читают свои сочинения).

Учитель: Чья работа вам понравилась? Чем и почему?

(Ответы детей).

XI. Подведение итогов. Домашнее задание.(2 мин)

 

- Итак, подведем итоги. О чем мы сегодня говорили? Чему научились? (ответы ребят)

Вернёмся к высказыванию в начале урока.

«Чтобы научиться писать, надо писать» - Д.С.Лихачёв

«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» - В. Литвинов


 

Как же добиться умения писать сочинения грамотно, выразительно?

 

- Сочинение получилось у нас стандартное, но которое отвечает на все требования критериев. В будущем научу вас переделывать эти шаблоны, добавлять в них свои мысли, выражения. К началу экзамена при помощи терпения, усидчивости и сосредоточенности научитесь писать это трудное сочинение.

закончить урок хочется словами С. Острового :

                                             Люди! Братья! Берегите своих матерей!

                                               Настоящая Мать - человеку даётся однажды.

Рефлексивно-оценочный этап

- Чему был посвящён сегодняшний урок?

- Как оцените нашу совместную работу? - Каковы результаты нашей работы?

Домашнее задание: написать сочинение по тексту Ильина, учитывая те рекомендации и замечания, которые прозвучали сегодня на уроке.

 

 

Приложение 1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

Критерии оценивания выполнения задания 9.2

Ответ на задание 9.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2)

Баллы

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста

 

   

 Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

2

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента,
но
допустил одну ошибку в его интерпретации

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,
или
экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,
или
объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

С2К2

 Наличие примеров-иллюстраций

 

    

Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

3

Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента

2

Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера- иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента,
или
экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть

 0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С2К4

Композиционная стройность

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4

9

Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям (С2К1–С2К4; ГК1–ГК4, ФК1).

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).

Критерии оценивания выполнения задания 9.3

Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 4

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста (9.3)

Баллы

С3К1

Толкование значения слова

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его

1

Экзаменуемый дал неверное определение,
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

2

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С3К4

Композиционная стройность

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста

1

 

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

9

 

Приложение 2. Шаблон сочинения

Клише для написания сочинения ОГЭ – 2021 (9.2 и 9.3) Структура сочинения-рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис.

2. Аргумент 1 + пример + комментарий.

3. Аргумент 2 + пример + комментарий.

4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

1. Тезис На мой взгляд, человечность - это...(или) По моему мнению, человечность - это... (или) Мне кажется, что человечность - это... (или) Я думаю, что человечность - это... (или) Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1 Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или) В тексте Б.Васильев поднимает проблему... В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2 Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или) В жизни мы часто наблюдаем... (или) Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или) Таким образом, можно заключить, что... (или) В заключение я хочу сказать, что...

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации