12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Егорова Наталья Александровна477
Россия, Свердловская обл., Cухой Лог


Технологическая карта урока по русскому языку в 9 классе

Подготовка к написанию сочинения 15.3

Тема: Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Цели урока:

1) Образовательные: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче школьных экзаменов.

2) Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера.

3) Воспитывающие: формирование таких нравственных качеств учащихся, как доброжелательность, совестливость, уважение друг к другу.

Оборудование: презентация с теоретической информацией, лист с текстом для каждого учащегося, таблица-памятка «Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3».

Тип урока: урок общеметодической направленности: закрепления и развития имеющихся знаний, умений, навыков.

Планируемый результат: формирование УУД (задавать вопросы, уточняя непонятное, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, доказывать свою точку зрения, делать выводы).

Этап урок

Форма работы

Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

Формируемые

УУД

Организационно – мотивационный

Коллективная

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Регулятивные

(умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные

(понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

II. Актуализация ведущих знаний и способов действий

Коллективная

Повторение стилей речи.

Учитель задает вопросы классу:

1.Какие существуют стили речи?

2.Какова сфера их употребления?

3. Допустимо ли смешение стилей речи?    

Учащиеся отвечают на вопросы устно. 

2. Повторение типов речи.

Вопросы классу:

1.Перечислите типы речи.

2. Каковы особенности каждого типа речи?

3. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения?

3. Повторение схемы сочинения-рассуждения: 

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?

1. Вступление - тезис

2. Основная часть – аргументы + примеры

3. Заключение - вывод

Познавательные

(освоение базовых понятий; умение использовать ранее полученную информацию, овладение алгоритмом структуры сочинения-рассуждения; умение понимать мысль, выраженную в высказывании; умение структурировать информацию, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку доказательства и делать вывод, умение правильно, логично и связно представлять учебную информацию, умение применять ранее приобретенные знания, умения, навыки при выполнении конкретного задания).

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать).

Личностные

(понимание значимости приобретенных знаний и умений, умение понимать нравственные идеи текста, использование приобретенных знаний, умений, навыков в учебной деятельности).

III. Работа с текстом и его анализ.

Коллективная

Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.

2. Учитель задает вопросы классу:

- Какова тема этого текста?   - Назовите стиль данного текста.

- Какой тип речи автор использует в тексте?

- Какова основная мысль текста?

3. Рассматривают требования к заданию 15.3 части 3 (критерии оценивания).

Регулятивные

(осмысленное действие).

Познавательные

(умение комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения).

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Личностные

(умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)

IV. Самостоятельное применение знаний. Работа с текстом

 

Выдвижение тезиса.      

Учитель задает вопросы классу:

- Что значит дать определение слову?

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова ДРУЖБА.

- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова?

Словарная работа по группам.

Учащиеся обращаются к словарям С.И. Ожегова и

Д.Н. Ушакова.

Подбирают синонимы к слову ДРУЖБА. Обращаются к словарю синонимов (товарищество, приятельство, единство и т.д.)

Подбирают антонимы к слову ДРУЖБА (вражда, ссора и т.д.).

Познавательные

(работа с текстом, анализ, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения) Логические операции: умение анализировать объект, осуществлять сравнение, устанавливать аналогии.

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

V. Проверка выполнения задания

Коллективная

Выступления учащихся от каждой группы

Регулятивные

(осмысленное действие).

Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).

Личностные (смыслообразование).

VI. Работа с текстом.


 


 


 

 

Учащиеся дают комментарий к тезису, приводят аргументы, которые подкрепляют примерами, обдумывают вывод. (Задания выполняют совместно с учителем).

Познавательные

(работа с текстом, анализ, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения) Логические операции: умение анализировать объект, осуществлять сравнение, устанавливать аналогии.

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Личностные

(умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)

VII. Проверка умений, полученных в процессе работы.

 

Совместно с учителем заполняют таблицу-памятку. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Регулятивные (прогнозирование и получение конкретного результата).

Познавательные

(умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Коммуникативные (формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме, и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности).

Личностные

(понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; умение понимать нравственные идеи текста).

VIII. Рефлексия: Что нового узнали? чему научились? В чем испытывали трудности?

Коллективная работа.

Анализ и оценка проделанной работы

Регулятивные

(речевое оформление).

Познавательные

(анализ проделанной работы, полученных знаний и умений).

Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи).

Личностные

(осознание значимости урока).

IX. Задание на дом. Работа с сочинениями

Индивидуальная

Задание на выбор ученика.

1.Отредактируйте предложенный текст ученического сочинения.

2.Напишите сочинение 15.3 по тексту Ю. Олеши. Учитель дает инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания. Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Регулирование  и координация деятельности учеников. Формирование у учащегося способности устанавливать связь между знанием и реальной ситуацией и перенос умения решать конкретные предметные задачи на решение жизненных задач.

Развитие самостоятельности.

                                                                                                                              

Приложение 1

Текст для работы на уроке

(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.

(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?..

– (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого!                                                                                                           (По В. Осеевой)*

Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

Приложение 2

ОГЭ-2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько. 36 вариантов.

ВАРИАНТ 1                                                                                                            

ОГЭ-2015

                                                                         

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. (2)Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели ещё денёк-другой.

– (3)Рассаживайтесь! – сказал хозяин комнаты.

– (4)Пушкин, – спросил полный, неповоротливый мальчик, – ты сочинил новые стихи?

– (5)Да, Виленька, – ответил хозяин комнаты.

– (6)Ну, прочти! (7)Прочти же! – воскликнул гость.

(8)В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось. (12)Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.

(13)Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удивительный сверстник. (14)Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.

(15)Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. (16)Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. (17)Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить… (18) Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.

(19)Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. (20)Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21)Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22)Хоть и любят, но все же посмеиваются. (23)Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24)Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25)Он весь превратился в слух. (26)Но услышать помешали ему остальные слушатели. (27)Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.

(28)Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

(29)Все бросились тормошить Виленьку. (30)Ему повторяли то, что прочел Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу.

 – (32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? – воскликнул он. – (33)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)О, как же я себя презираю! (36)Что я должен сделать?

(37)Глаза Пушкина горели. (38)Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. (39)Видно было, что он готов на все.

 – (40)Что я должен сделать? (41)Ну, говори!

 – (42)Я тебя прощу, если ты…

 – (43)Ну?

 – (44)Если ты…

 – (45)Ну, говори!

– (46)Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин…

(48)И Виленька обнял друга.

 – (49)Ах, Пушкин! – повторял он. – (50)Ведь я знаю, что ты добрый друг! (51)А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. (52)Ты и себе строгий судья… (53)А что я перед тобой? (54)Ну, прочти, прочти еще раз! (55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин! (По Ю. Олеше)∗

∗ Олеша Юрий Карлович (1899 – 1960) – русский писатель, поэт, драматург, сатирик.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему друзья Пушкина восхищались его стихотворениями»?

1) В своих стихах Пушкин редко высмеивал недостатки друзей.

2) Друзья Пушкина понимали, что его стихи намного талантливее их стихотворных опытов.

3) Стихи Пушкина были очень смешными.

4) Стихотворения Пушкина содержали критику важных общественных пороков.

Ответ: ________________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели ещё денёк-другой.

2) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.

3) Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить…

4) Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 30 – 34 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется правилом (является исключением).

  Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 14 – 19 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется правилом (является исключением).

  Ответ: ________________________________.

6. Замените книжное выражение «превратился в слух» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «стихотворную строчку», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 55.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 29 – 36 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

А если судишь меня строго,1 то ведь это потому,2 что ты знаешь,3 как высок долг поэта. Ты и себе строгий судья… А что я перед тобой? Ну,4 прочти,5 прочти еще раз! Тебя можно слушать вечно,6 Пушкин!

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Больше всех восхищался тот,1 кого называли Виленькой. Поэзию он считал призванием своей жизни,2 и вместе с тем ничего не было для него труднее,3 как написать стихотворную строчку.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 10 – 15 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис , приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Опубликовано


Комментарии (9)

сменить сортировку
Сафонова Елена Валерьевна, 06.07.16 в 21:31 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересный материал
Егорова Наталья Александровна, 07.07.16 в 12:24 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, Елена Валерьевна, что оценили)
Екатерина Нестерова, 25.07.16 в 14:11 1 Ответить Пожаловаться
Наталья Александровна, спасибо за материал!
Егорова Наталья Александровна, 14.09.16 в 03:51 0 Ответить Пожаловаться
Пожалуйста. Буду рада, если пригодится!
Елена Брюханова (Лешукова), 26.12.16 в 08:02 1 Ответить Пожаловаться
Наталья Александровна, спасибо за конструкт. Но у меня вопрос. В 7 этапе урока "Написание сочинения- рассуждения", а затем в домашнем задании написание сочинения по тексту Олеши. А по какому тексту писали в классе? Спасибо
Егорова Наталья Александровна, 27.12.16 в 06:49 0 Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Елена Васильевна! Рада встретить Вас на сайте! Ваш вопрос-замечание я учла: добавила текст, с которым мы работали на уроке. Спасибо!
Устинова Валентина Ивановна
Комментарий был удалён пользователем 08 мар 2017 в 13:44
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.