Самоанализ урока русского языка в 9-м классе
Самоанализ урока русского языка, подготовленного и проведенного
Чекашкиной С.В , в 9-м классе МБОУ «Вечкенинская СОШ»
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
Тема урока. Россия-родина моя! Систематизация и обобщение сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них. Занятие является заключительным по изучению блока «Сложное предложение».
Цель:- обобщить и систематизировать сведения о сложном предложении.
Задачи:- совершенствовать умения и навыки различать виды сложных предложений;
- развивать умение употреблять подобные конструкции в речи;
- совершенствовать пунктуационные навыки;
- развивать творческое воображение, речь, память;
- прививать интерес к истории языка;
- воспитывать патриотические чувства.
Оборудование:- эпиграфы, таблицы, ИКТ( фоно и аудиозаписи, видеоролик), презентация, контрольно-измерительный материал для цифрового диктанта, иллюстрации.
При планировании урока мною учитывался разный уровень подготовленности учащихся, их индивидуальные психологические особенности. Особое внимание уделялось использованию ИКТ , выбору заданий, так как материал очень объемен, а временной режим ограничен. При подготовке к занятию были выбраны разные методы и приёмы обучения: практические, теоретические, использовалась проблемно-поисковая деятельность. На занятии были показаны основные приёмы и методы технологии уровневой дифференциации, учитывались возможности как способных учеников, так и слабоуспевающих.
Урок сопровождала презентация, содержащая основные сведения: цели, задачи занятия, тестовые задания, иллюстрации, фонозаписи, термины урока, что содействовало слуховому, зрительному восприятию, вызывало интерес учащихся, активизируя их внимание.
Занятие началось со строк Л.Новицкой о значимости слова « родина» в жизни каждого человека. Чувственная лирика взволновала ребят, вызвал наплыв патриотических настроений и чувств. Воспитательная цель занятия продолжила свое достижение путем знакомства с эпиграфами. После чего , с целью актуализации знаний, была предложена устная лингвистическая разминка, в процессе которой учащиеся вспомнили народные пословицы и поговорки о родном крае. За тем был осуществлен плавный переход непосредственно к практической части занятия. Учащимся был предложен устный фронтальный опрос теоретического материала, цифровой диктант, объяснительный диктант, тестовые задания, аналогичные заданиям КИМов ОГЭ и ЕГЭ. Ребята практиковались в пунктуационной грамотности, разборе предложений по количеству грамматических основ, повторяли орфографические правила. После выполнения каждого задания дети самостоятельно делали вывод.
В середине урока учащимся было предложено отдохнуть , прослушав романс на слова И.С. Тургенева « Утро туманное..», на основе которого позднее необходимо было выполнить ряд творческих заданий . Следующим этапом урока стала историческая страничка. На дом ребятам было задано подготовить сообщение « История знаков препинания», с которым все прекрасно справились.
Были включены и шуточные задания ( « Полминутки для шутки»,аудиозапись « Веселая грамматика»), описывающие курьезные случаи, возникшие у героев произведений в результате незнания правил пунктуации.
В заключение занятия было предложено восстановить деформированный текст А.И. Солженицина, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки и верно расставив знаки препинания.
На этапе рефлексии ребята заполнили карточку самоанализа.
На мой взгляд, занятие было прекрасно подготовлено, отличалось подбором интересных, разноуровневых заданий. Дисциплина была на высоком уровне. Ребята заинтересованы и активны. Конечно качество ответов различное. «Сильные» учащиеся отвечают на вопросы, умеют оперировать языковедческими терминами, быстро справляются с заданиями, озвучивая и объясняя каждую орфограмму или пунктуационный знак. 40% учащихся отвечают односложно, при ответе используют простые синтаксические конструкции, особую сложность у них вызвали тестовые задания и задания творческого характера. Именно поэтому мною использовалось уровневая работа, развивающая интерес к предмету, способствующая повышению учебной мотивации детей, в том числе тех, которые не уверены в своих силах. Снимается дискомфорт слабого ученика.
Зная особенности учащихся, считаю, что выбор форм и методов обучения соответствовал целям урока, так как результат был достигнут на 100%.
Время урока рационально распределено между этапами, «связки» между ними логичны (последующий материал на основе предыдущего). Все этапы учебного занятия работали на главный этап.
Приёмы самоконтроля и взаимоконтроля направлены на развитие внимания, обучение учеников адекватно оценивать свои результаты, так как в классе есть дети не только с завышенной, но и заниженной самооценкой.
Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как: умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке. На уроке, так как на занятии присутствовали родители, администрация, я выставила и озвучила только хорошие оценки, остальным же посоветовала еще раз повторить изученную тему и равняться на лучших . Качество знаний , показанное на уроке составило 60%
Я считаю, что цели занятия были достигнуты, удалось реализовать все поставленные задачи. Этапы урока и временной режим соблюдены. Надлежащий темп обучения обеспечивался чередованием различных видов деятельности, интенсивностью предлагаемых заданий. Отличительная особенность урока заключается в том, что уровневая дифференциация осуществляется на всех этапах учебного занятия. Приоритетное место на уроке занимает ученик, который самостоятелен в выборе способов обучения. Он учится делать осознанный выбор. Учитываются индивидуальные особенности всех детей: и слабоуспевающих, и сильных. Каждый учащийся имеет возможность перейти в зону ближайшего развития при незначительной помощи учителя, выполняющего на данном уроке роль консультанта и организатора учебной деятельности. Благодаря этому удалось заинтересовать ребят не только предметом , но и историей, культурой народа, вызвать ответную реакцию. Много работы еще , конечно же, впереди.