Самоанализ открытого урока по химии в 9 классе

4
0
Материал опубликован 2 February 2016 в группе

Тема «Водород» изучается в курсе химии 9 класса, в разделе «Неметаллы». На данную тему в программе выделяется 1 час. В ходе изучения темы «Водород» обучающиеся должны приобрести следующие:

знания: строение, свойства и способы получения водорода;

умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

результаты:

- личностные: формирование: ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение преобразовывать знаки и символы для решения познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение;

- предметные: овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Для успешного и оптимального достижения поставленных перед обучающимися целей и задач в рамках системно – деятельностного подхода, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят элементы интерактивной технологии обучения в сотрудничестве и проблемный диалог между учителем и обучающимися. В методической разработке урока «Водород», выстроенной в соответствии с ФГОС, как один из приемов организации деятельности обучающихся по интерактивной технологии является групповая работа на ведущем этапе данного типа учебного занятия. Помимо этого, ребята, опираясь на уже имеющиеся у них знания и умение работать самостоятельно с различными источниками информации, самостоятельно изучают тему урока и выполняют при этом творческие задания. Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.

Урок начинается с организационного момента, задача которого - подготовить обучающихся к работе на уроке. (Приветствие друг друга, запись в журнал фамилии тех, кто отсутствует, проверка готовности ребят к занятию.) Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить обучающихся в ход урока.

Затем была проведена актуализация опорных знаний. Запись схемы электронного строения атома, распределение электронов атома водорода по орбиталям позволило подвести итог беседы, и послужила вспомогательным материалом для изучения новой темы.

Этап изучения нового материала я начала с сообщения темы, целей и задач урока, поставила перед школьниками учебную проблему. Поскольку ребята уже знают важнейшие теоретические вопросы курса химии, то большую часть учебного материала этого урока я предпочла преподавать дедуктивно. Для этого учащимся предлагаются вопросы, при ответе на которые школьники привлекают ранее приобретенные знания и в то же время изучают новый материал. К тому же это позволяет использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность. Новые понятия и схемы реакций предлагались учащимся по слайдам презентации. Соблюдая принцип систематичности, я шла по пути от известного к неизвестному, от простого к сложному. Логично, на мой взгляд, сначала рассмотреть строение молекулы водорода, а затем перейти физических и химических свойств и т. д. Никак нельзя было обойтись на уроке без демонстрационного эксперимента, поскольку он способствует выработке умений и навыков проведения химического эксперимента. Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании обучающихся целостной картины мира. Связь с экологией особо тесная. На этом уроке она реализуется через систему понятий об атмосфере.. Связь с биологией видна при рассмотрении биологического воздействия на организм, причем основную информацию этого вопроса ребята изложили сами.

При изучении нового материала учащиеся работали с инструктивными карточками: записывали формулировки, составляли реакции, затем проверяли их правильность с изображением на экране (формат презентации строила таким образом, чтобы информация появлялась дозировано).

Для закрепления полученных знаний я использовала различные задания. Обучающиеся подготовили сообщения о способах применения водорода.

Химический графический (тест) диктант с экспресс-проверкой проводился с применением слайд-демонстрации.

Целью этапа закрепления я ставила повторение, воспроизведение усвоенного, но не дословное, а преобразованное, что способствует выработке у обучающихся умения применять полученные знания.

Домашнее задание. Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено особое внимание, т.к. оно является сравнительным и требует качественного понимания темы в целом.

Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности обучающихся, выставление отметок.

Проведенный урок – урок открытия новых знаний. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение учителя, сообщение обучающихся), применялись средства наглядности (слайды презентации, демонстрационный эксперимент), эвристические методы (беседа о соответствии строения и свойств молекул), исследовательский метод (исследование физических и химических свойств). На уроке многократно использовались технические средства обучения: применялись упражнения мультимедийного учебного пособия, велась работа с учебником, с инструктивными картами, с дополнительной литературой.

На уроке я использовала такие методы как, работа в мини-группах. Он продуктивен, поскольку решает несколько задач. Это и общение в коллективе обучающихся, и развитие устной речи, и повышение ответственности к обучению. Самостоятельное изучение при работе с учебником использую для изучения вопросов, не вызывающих затруднений. Это в данном 9-ом классе дало веру в свои возможности, показало, что можно усвоить часть материала без непосредственного участия педагога. Фронтальная беседа даёт возможность ответить на вопросы всем учащимся, высказать свою точку зрения по какому-либо вопросу. Объяснительно-иллюстративный метод я использовала для изучения наиболее сложной части темы. При этом дополняю объяснение схемами, плакатами, записями на доске, химическими экспериментами. Учащиеся слушают, по ходу могут задавать вопросы, делают конспект в тетради. Это позволяет им тренировать память, совершенствовать навыки общения с учителем, вырабатывает быстроту реакции. 
Знания, полученные на этом уроке, рассчитаны на долгосрочную перспективу. Большинство химических соединений в своём составе содержат водород, поэтому данные знания будут использоваться на протяжении всего курса изучения химии. Кроме того коммуникативные навыки, приёмы и методы работы с учебником являются важными составляющими учебно-воспитательного процесса.

Проведенная проверочная работа и фронтальный опрос показали, что обучающиеся, в целом, тему освоили, способны не только воспроизводить полученные знания, но и применять в нестандартных ситуациях.

В целом урок прошел успешно, настроение обучающихся и учителя было великолепным, все остались довольны своей работой.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.