Статья на тему «Самообразование»
Лебедева Т.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.» А. Дистервег
Если человеку дать одну рыбу, он будет сыт один день,
Если человека научить ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь.
Если ты думаешь на один год вперед – сажай зерно,
Если ты думаешь на 10 лет вперед – сажай дерево,
Если думаешь на 100 лет – обучай народ.
(древняя восточная мудрость)
Основные направления, в которых преподаватель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• политическое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья….
Эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые выполняется в колледже. Креативный преподаватель дополнит этот список собственными направлениями.
В мире, России изменяются цели образования. Заметна тенденция к переходу от содержательно-предметной парадигмы к ориентации на развитие готовности и способности личности к эффективной жизнедеятельности. Становится все более востребованным само жизнетворчество личности, как для педагога, так и для обучающегося, которое наиболее адекватно характеризуется четырьмя
фундаментальными целями образования: уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе, уметь учиться.
Эти цели в данный момент для меня актуальны:
• Творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей обучающихся,
• Формировать интерес обучающихся к занятиям
• Организовать учебно-воспитательную работу с обучающимися на уровне современных психолого-педагогических, дидактических и методических требований
• Выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной деятельности
• Совершенствовать систему оценки знаний, умений и навыков обучающихся, не допускать формализма в оценке усвоения программного материала
Этапы работы
1. Профессиональное
1. Изучение методической литературы по предмету
2. Своевременное повышение квалификации
3. Активное участие в работе МО
4. Посещение уроков коллег, обмен опытом
5. Самоанализ собственной профессиональной деятельности
6. Повышение уровня эрудиции, правовой, экономической и общей культуры
Психолого-педагогическое
1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики
2. Изучать современные психологические методики
3 Новости Интернета
Методическое
1. Знакомство с новыми педагогическими технологиями
2. Изучение педагогического опыта коллег
3. Мастер - классы для преподавателей
Предполагаемый результат:
1. Повышение качества преподавания предмета
2. Доклады
3. Разработка рабочих программ
4. Разработка и проведение инновационных уроков
5.Аттестация
Способ демонстрации результата работы:
Презентации, открытый урок
Форма отчета:
1. Обобщение опыта работы
2. Выступление с рефератом или докладом на методическом совете (по необходимости)
3. Представление отчета с анализом, выводами и рекомендациями
В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет, в том числе различные форумы
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешеcтвия
ВЫВОД:
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
• Общение с коллегами